М.И Глинка Увертюра к опере «Руслан и Людмила»

 

Увертюра. Этим изящным словом принято именовать симфоническое произведение, а точнее - развёрнутое оркестровое вступление, которое открывает не только тот или иной музыкальный спектакль: оперу, оперетту, балет, мюзикл, но также предваряет театральную постановку и иногда даже кинофильм. Оно начинает звучать ещё при закрытом занавесе, вводит аудиторию в атмосферу предстоящего действа, настраивает на идейный замысел произведения и языком музыки кратко передаёт его содержание. Иными словами, увертюра подготавливает зрителей к последующему представлению. При этом весьма важно отметить, что многие увертюры, созданные композиторами к определённым спектаклям, своей яркой музыкой так впечатлили публику и затем приобрели такую популярность, что зажили самостоятельной концертной жизнью. Среди подобных творений необходимо отметить вступления к операм: «Севильский цирюльник» Джоаккино Россинии и «Свадьба Фигаро» Вольфганга Амадея Моцарта, но несомненно особое место в этом списке занимает восхитительная увертюра к опере «Руслан и Людмила» выдающегося русского композитора Михаила Ивановича Глинки.

Историю создания Увертюры к опере «Руслан и Людмила», содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

 

 

 

Краткая история

Осенью 1836 года, а вернее 27 ноября, в Большом театре Санкт-Петербурга состоялась премьера оперы композитора Михаила Ивановича Глинки «Жизнь за царя». Успех первого представления, на котором присутствовал сам Николай I, увенчался таким успехом, что государь после спектакля пригласил автора в императорскую ложу и лично выразил ему свою благодарность, а затем в подарок прислал дорогой перстень с топазом, в обрамлении бриллиантовой россыпи. Воодушевлённый большим триумфом своего первого грандиозного произведения, Глинка, не теряя времени стал обдумывать создание следующей оперы, по произведению Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила».

Положить в основу музыкального спектакля юношескую поэму великого поэта Михаила Ивановича надоумил театральный деятель и драматург князь Александр Александрович Шаховской. Глинка сразу ухватился за такую прекрасную мысль и затем на одном из дружеских вечеров у Жуковского, где в то время встречались лучшие умы российской столицы, он поделился своей идеей с Александром Сергеевичем. Поэту задумка пришлась по душе, и он при этом добавил, что давно хотел внести некоторые правки в своё юношеское произведение. После такой одобрительной беседы, композитор стал уповать на то, что Пушкин поможет ему в составлении плана и создании текстового материала будущего музыкального произведения. Рассчитывая на такую поддержку, Глинка планировал сочинить оперу за один год, однако жизнь привнесла свои коррективы в его творческие планы. Во-первых, сам государь пожелал, чтобы приглянувшийся ему музыкант проявил себя на должности капельмейстера придворной Певческой капеллы.

Михаил Иванович Глинка

Михаил Иванович, приступивший к этой службе в самом начале 1837 года и ко всему относившийся с большой ответственностью, стал отдавать этой работе не только много времени, но и сил. А вскоре на дуэли с Дантесом погиб Александр Сергеевич Пушкин, которого Глинка благоговейно почитал. Эта мрачная новость подействовала на Михаила Ивановича подавляюще, но в то же время она ещё больше подстегнула композитора к осуществлению поставленной цели, и он начал сочинять музыкальные номера оперы даже не имея либретто, как сам вспоминал «урывками и кусочками». Лишь в следующем 1838 году Глинка определился с помощниками, которые способствовали ему в написании литературной основы произведения. Необходимо отметить, что теперь либреттистов у оперы «Руслан и Людмила» стало весьма много. Михаил Иванович привлёк к творческому процессу бывшего военного, талантливого самородка Ширкова Валериана Фёдоровича, этнографа фольклориста и писателя Маркевича Николая Андреевича, поэта и драматурга Кукольника Нестора Васильевича, театрального цензора Гедеонова Михаила Александровича, а также драматурга и поэта Бахтурина Константина Александровича. Каждый из них внёс свой посильный вклад в создание оперы «Руслан и Людмила». Впрочем, несмотря на привлечение такого количества литераторов разного уровня, усердным сочинением данного произведения Глинка похвастаться не мог.

 

В 1838 году он написал всего несколько номеров, среди которых «Каватина Гориславы», «Баллада Финна», «Марш Черномора» и «Персидский хор», а в следующем не написал ни одной ноты и на это были свои причины. Сильную душевную боль Михаилу Ивановичу принесла безвременная смерть любимого младшего брата Андрюши, а помимо того, окончательный разрыв с супругой Марией Петровной Ивановой, с которой композитор обвенчался всего три года назад. Наступивший 1840 год особо многого к опере «Руслан и Людмила» тоже не прибавил. В августе, отправив свою возлюбленную Е.К. (Екатерину Керн) из-за подступившей к ней болезни в южную Россию, Глинка сам решил поправить своё здоровье в фамильном поместье Новоспасском, и вот там за три недели он сочинил интродукцию, а затем арию Руслана. В середине сентября, возвращаясь в столицу Михаил Иванович сильно промёрз в дороге и проявившееся из-за этого лихорадочное состояние заставило так играть воображение композитора, что у него в голове лихо пронеслись все мелодии финала, которые впоследствии легли в основу увертюры. Вернувшись в Петербург невзирая на простудное заболевание, Глинка принялся за сцену Людмилы из 4-го акта, а затем по настоянию Кукольника написал антракты и сделал намётки увертюры. С этого времени сочинение оперы пошло весьма интенсивно и к середине 1841 года большая часть произведения было готова, а в апреле следующего года композитор партитуру произведения предоставил директору театра. Осенью 1842 года начались сценические репетиции спектакля, в ходе которых Михаилу Ивановичу многое приходилось не только переделывать, но и сокращать, а увертюру дописывать во время прогонов в комнате режиссёра. Премьера оперы «Руслан и Людмила» состоялась 27 ноября1842 года. Спектакль был принят публикой довольно прохладно, что весьма огорчило композитора.

 

Михаил Иванович Глинка Александр Сергеевич Пушкин 

Увертюры к опере «Руслан и Людмила» Спектакль «Руслан и Людмила» 

 

Интересные факты

  • Эффектная увертюра Михаила Ивановича Глинки к опере «Руслан и Людмила» на Западе входит в число самых известных произведений русской классической музыки.
  • Быстрый темп увертюры оперы «Руслан и Людмила» делает её весьма сложным для исполнения. Например, контрабасисты называют это произведение кошмаром не во сне, а наяву.
  • Михаил Иванович Глинка был весьма суеверным человеком и потому упросил дирекцию театра, чтобы первое представление «Руслана и Людмилы» назначили на 27 ноября. Именно в этот день шесть лет назад состоялось премьера оперы «Жизнь за царя», которая прошла с ошеломляющим успехом, однако надежды композитора не оправдались. Публике из высшего общества опера явно пришлась не по вкусу, ведь даже император Николай I покинул свою ложу, не дождавшись окончания спектакля.
  • Существует такое предание, что бравый вояка великий князь Михаил Павлович – младший брат императора Николая I направлял провинившихся офицеров вместо гауптвахты на представление оперы «Руслан и Людмила». При этом он приговаривал, что лучшего наказания придумать нельзя, так как спектакль очень длинный и скучный.
  • Михаил Иванович Глинка предполагал сочинить оперу «Руслан и Людмила в течение одного года, однако обстоятельства сложились так, что создание произведения продлилось пять с лишним лет. Впрочем, в это время композитор не отказывался от сочинительской деятельности и подарил будущим потомкам такие прекрасные романсы, как «Сомнение», «Ночной зефир», «Вот место тайного свиданья», «В крови горит», «Если встречусь с тобой», «Я люблю тенистый сад», «Я помню чудное мгновенье», цикл «Прощание с Петербургом», а также музыку к спектаклю «Князь Холмский» и чарующий «Вальс – фантазию».

 
 

 

Содержание Увертюры к опере «Руслан и Людмила»

Ослепительно яркую увертюру к опере «Руслан и Людмила», по праву величают не только гениальным, но одним из самых идеально-безупречных симфонических творений Михаила Ивановича Глинки. Искрящаяся музыка этой композиции, словно пропитанная солнечной энергией и по характеристике самого автора: «летящая на всех парусах», вдохновенно раскрывает жизнеутверждающую идею оперного спектакля, а именно победу светлого доброго начала над тёмными силами зла.  Стремительно звучащая на одном дыхании и сверкающая колоритными звуковыми красками симфонического оркестра, увертюра действительно представляет краткое изложение следующего далее музыкального спектакля. В композиции одна за другой следуют все важные темы оперы. Глинка в музыке воссоздаёт древнюю Русь и её богатырскую мощь, прославляет преданную любовь мужественного витязя Руслана к киевской княжне - нежной Людмиле, а в образе коварного волшебника Черномора представляет таинственные злые силы.

Автор выбрал для увертюры тональность Ре мажор, очень быстрый темп Presto и, как принято для таких произведений, заключил её в форму сонатного аллегро. То есть композиция включает в себя экспозицию, разработку и репризу, обрамлённые вступлением и кодой.

Увертюра начинается со вступления, открывающегося внушительными, но светлыми аккордами, которые сам Глинка сравнил с ударами богатырских кулаков. Они дают мощный импульс следующему далее вихрю искромётных гаммаобразных пассажей струнных инструментов, передающих ликующее настроение народного праздника и подводящих к главной теме экспозиции, рисующей доблестный богатырский образ. Затем, после небольшой связки, следует лирическая побочная партия, которая строится на теме любви Руслана. Проведение этой чувственной кантилены автор поручил певучему звучанию фагота и виолончелей. Далее нежная тема начинает постепенно преображаться – так начинается разработка, музыка которой не только наполняется тревогой, но и становится таинственно-фантастической. Динамичное развитие музыкального материала разрывается «аккордами оцепенения», которые затем в опере прозвучат в сцене похищения Людмилы, и приводит к «целотонной гамме», рисующей образ ужасного Черномора». Впрочем, богатырская мощь одолевает тёмные волшебные силы. Сначала появляются воинственные удары литавр из вступления, а затем вновь зарождается бурлящий фонтан звуков, вводящий в главную партию репризы, провозглашающей, что добро вновь побеждает зло. В завершающей увертюру коде последний раз в звучании тромбонов проходит тема Черномора, но её подавляют ликующие праздничные аккорды.

Увертюра к опере «Руслан и Людмила». Это поистине блистательное симфоническое произведение, созданное великим русским композитором Михаилом Ивановичем Глинкой, сегодня входит в золотой фонд мировой музыкальной культуры. Своей жизнерадостностью и праздничностью увертюра так пленила сердца поклонников классической музыки, что в нынешнее время не только предваряет волшебную оперу, как ей было изначально уготовлено, но и успешно живёт самостоятельной концертной жизнью.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями: