М.И. Глинка «Марш Черномора»

 

«Руслан и Людмила». Такое привлекательное название имеет не только юношеская поэма великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, но и эпическая опера выдающегося композитора Михаила Ивановича Глинки. И в том и другом произведении красной нитью проходит мысль о торжестве жизни и победы добра над злом. В них прославляется Великая Киевская Русь, воспевается отвага, героизм, благородство, преданная любовь, но в то же время порицается предательство, трусость и злонравие. Увлекательный сказочный сюжет, переносящий в древние времена, где свершаются богатырские подвиги и происходят волшебные превращения, знакомит нас со многими героями: нежной Людмилой, доблестным витязем Русланом, вдохновенным сказителем Баяном, мечтательным хазарским князем Ратмиром. Однако поэт и композитор колоритно представили не только положительных, но и отрицательных персонажей: трусливого Фарлафа, коварную Наину и олицетворяющего всесокрушающее зло - жестокого Черномора. Пушкин ярко охарактеризовал его в поэтических строках, а Глинка красноречиво описал музыкальными звуками в оперном эпизоде, именуемом «Маршем Черномора».

Историю создания «Марша Черномора», содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

 

 

 

Краткая история

Поскольку злой волшебник Черномор является одним из персонажей оперы Михаила Ивановича Глинки «Руслан и Людмила», то не вызывает никакого сомнения, что история сочинения знаменитого марша, которым композитор охарактеризовал важного антигероя неразрывно связана с созданием выдающегося музыкального произведения.

После премьерного исполнения первой оперы Глинки «Жизнь за царя», состоявшейся с огромным успехом в конце ноября 1836 года, композитор, окрылённый блестящим триумфом, безотлагательно приступил к обдумыванию следующего большого произведения, в основу которого намеревался положить поэму Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила».

 

Прекрасную идею ещё раз увековечить юношеское произведение великого поэта, но уже с помощью музыкальных звуков Михаилу Ивановичу подсказал театральный деятель, князь Шаховской Александр Александрович. Эта мысль так воодушевила и увлекла композитора, что он посвятил в свои планы Пушкина и просил его о помощи составить план и сценарий будущей оперы. Михаил Иванович не сомневался в поддержке поэта, так как с Александром Сергеевичем он находился в дружеских отношениях. Рассчитывая на такое сотрудничество, композитор предполагал потратить на создание оперы лишь год, однако его творческие замыслы были порушены жизненными обстоятельствами. Прежде всего, после успешной премьеры оперы «Жизнь за царя» Глинка, обласканный вниманием императора Николая I и по его властному желанию с начала 1837 года заступил на должность руководителя придворной Певческой капеллы.

Михаил Иванович Глинка

Эта служба стала отнимать у композитора много времени и сил. А вскоре Михаила Ивановича ошеломила страшная новость о гибели Пушкина на дуэли с Дантесом. Поначалу безвременная смерть поэта, к которому Глинка относился с благоговейным почтением, даже в какой-то степени подхлестнула композитора к воплощению задуманного. В безудержном порыве он даже не имея либретто, со рвением стал сочинять отдельные номера оперы, однако затем темп работы над произведением стал всё более и более замедляться и в конечном итоге на время приостановился.  Только на следующий год Михаил Иванович стал подбирать себе помощников для создания литературной основы оперы, однако так увлёкся, что их оказалось довольно много. Глинка познакомился с талантливым самородком, бывшим военным Широковым Валерианом Фёдоровичем, а помимо того, привлёк к сотрудничеству этнографа Маркевича Николая Андреевича, драматурга Кукольника Нестора Васильевича, театрального цензора Гедеонова Михаила Александровича и поэта Бахтурина Константина Александровича. После этого дело сдвинулось с мёртвой точки и весной 1838 года Глинка хоть и «урывками», но всё же сочинил несколько номеров, среди которых были «Марш Черномора» и Персидский хор.

 

В апреле того же года по высочайшему распоряжению Михаил Иванович был послан в Малороссию для набора певчих для капеллы. Своим пристанищем в этой творческой экспедиции он выбрал поместье своего доброго знакомого помещика Тарновского Григория Степановича, которое располагалось в Качановке Черниговской губернии. Хозяин был весьма богатым человеком и мог позволить себе содержание оркестра, который по оценке Глинки был весьма неплохим. Именно этот музыкальный коллектив впервые исполнил «Марш Черномора», который впоследствии вошёл в оперу «Руслан и Людмила», а затем как самостоятельная пьеса приобрёл популярность во всём мире.

Следующий 1839 год преподнёс Михаилу Ивановичу очень много неприятностей, поэтому заниматься «Русланом и Людмилой» у него не было никакого настроения. Затем 1840 год тоже много не прибавил, а вот в 1841 году Глинка в своей композиторской работе сосредоточился только на «Руслане и Людмиле». В результате к началу осени большая часть номеров музыкального спектакля была готова. В апреле 1842 года композитор предоставил партитуру музыкального спектакля в дирекцию театра, а премьера оперы «Руслан и Людмила», в которой в четвёртом акте прозвучал «Марш Черномора», состоялась в Большом театре Санкт-Петербурга 27 ноября 1842 года.  

 

Михаил Иванович Глинка Александр Сергеевич Пушкин 

Ноты «Марша Черномора» Спектакль «Руслан и Людмила» 

 

Интересные факты

  • Михаил Иванович Глинка для изображения злого волшебника из оперы «Руслан и Людмила» создал своеобразный звукоряд, который впоследствии был назван «гаммой Черномора». Композитор использовал «гамму» в сцене похищения Людмилы и в увертюре, а вот в «Марше Черномора» она не встречается. В дальнейшем данную оригинальную последовательность звуков для обрисовки фантастических персонажей применяли многие композиторы, например Александр Сергеевич Даргомыжский в опере «Каменный гость», Александр Порфирьевич Бородин в романсе «Спящая княжна», Пётр Ильич Чайковский в опере «Пиковая дама».
  • Современники Глинки утверждали, что он первым из русских композиторов в «Марше Черномора» создал музыкальную пародию на верховных правителей.
  • В поэтических творениях великого Александра Сергеевича Пушкина встречается два персонажа с именем Черномор, только в «Сказке о царе Салтане» он добрый дядька, а в поэме «Руслан и Людмила» - злой волшебник.
  • Когда великий композитор и пианист Ференц Лист в сороковых годах позапрошлого столетия с концертами посетил Россию, он познакомился с Михаилом Ивановичем Глинкой и его оперой «Руслан и Людмила». Результатом восхищения творчеством русского композитора стала фортепианная транскрипция «Марша Черномора», которую впоследствии Лист назвал «Черкесским маршем». Благодаря данному виртуозному переложению «Марш Черномора» стал известен не только в Европе, но и во всём мире.
  • Виртуозные вариации Ференца Листа на тему «Марша Черномора» весьма эффектно прозвучали в фильме выдающегося режиссёра Григория Александрова «Композитор Глинка». Великого венгерского виртуоза замечательно сыграл Святослав Рихтер, который в киноленте исполнил знаменитую транскрипцию.

 

 

Содержание «Марша Черномора»

Опера «Руслан и Людмила» начинается с пира, который киевский князь Светозар устроил в честь свадьбы своей дочери княжны Людмилы и храброго витязя Руслана. Во время торжества неведомые силы похищают невесту. Потрясённый случившимся, князь обещает отдать свою дочь в жёны тому, кто её найдёт и вернёт. На поиски княжны отправляется Руслан – жених Людмилы, а также варяжский воин Фарлаф и хазарский князь Ратмир. Пройдя много испытаний Руслан узнал, что его возлюбленную унёс в свой замок коварный волшебник, горбатый карлик Черномор, сила которого в огромной бороде. В данном музыкальном спектакле этот фантастический герой олицетворяет зло, так как им движет ненависть и жажда наживы любой ценой. Даже способы обольщения всесильного уродца достойны осуждения: он стремится завоевать сердце прекрасной Людмилы демонстрируя блеск своего богатства и силу власти.

К данному отрицательному персонажу, который впервые появляется в центральном эпизоде IV действия, композитор относится весьма своеобразно. Этот антигерой в опере Глинки не поёт: автор лишает его вокальной характеристики и рисует образ злодея только при помощи инструментальных средств. Из всех музыкальных жанров Михаил Иванович выбрал марш, однако изображённое им шествие получилось весьма причудливым, ведь композитору необходимо было охарактеризовать фантастического уродца, деспота, обладающего невиданной волшебной силой. В опере в сцене с Черномором прежде появляются арапчата - прислужники властителя: они на подушечках вносят длинную бороду, за которой смешно вышагивает её хозяин. Такая комическая сцена воспринимается зрителями с большой иронией, а именно этого и добивался Глинка.

Композицию автор заключил в двойную трёхчастную форму, которую можно отобразить в формуле: a b a1 b1 a. Несмотря на то, что при ключе нет знаков и пьеса заканчивается на ноте «До», из-за создающих фантастический эффект, звучащих в музыкальном материале увеличенных интервалов, тональная устойчивость произведения на слух не воспринимается.

Марш открывает властная, но в то же время немного неуклюжая и эксцентричная тема Черномора, представленная угловато изломанной мелодической линией. Унисонные пронзительные фанфарные возгласы духовых инструментов, изложенные крупными длительностями, возвещают о появлении грозного владыки. Через четыре такта грозная помпезность прекращается и меняется на подпрыгивающие, отрывистые аккорды, звучащие на стаккато тихо и шутливо. Данная музыкальная фраза, подчёркнутая острым ритмом, в исполнении кларнетов, гобоев и флейт, изображает Черномора совсем по-иному: не всемогущим властелином, а уродливо - комическим карликом. После начального раздела, имеющего трёхчастное строение следует трио, музыка которого значительно отличается от предыдущей и завораживает своей неподвижностью. Пиццикато струнных инструментов и нежный звон колокольчиков рисуют фантастическую картину сказочного царства, в котором злой Черномор не кажется уже таким могущественным. Далее части повторяются согласно вышеуказанной формуле, с тем отличием, что в репризе первой темы добавлен визгливый тембр флейты пикколо.

«Марш Черномора». Этот номер из IV действия сказочной оперы Михаила Ивановича Глинки «Руслан и Людмила» сегодня пользуется большой популярностью во всём мире. После восхитительной презентации великого Ференца Листа композиция стала исполняться как самостоятельный концертный номер в оркестровом и сольном исполнении, а также в различных ансамблевых аранжировках, восхищая слушателей своей красочностью и оригинальностью.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями: