М.И. Глинка «Рондо Фарлафа»
Опера «Руслан и Людмила». Это гениальное эпическое произведение Михаила Ивановича Глинки, в котором вдохновенно воспевается благородство, героизм и верность входит в золотой фонд мировой оперной классики. Однако сегодня весьма трудно поверить, что сценическая судьба данного музыкального спектакля была весьма драматична. На премьерной постановке публика не смогла принять всю новизну и оригинальность, а потому дать верной оценки выдающемуся творению, которое сам автор считал лучшим из своих сочинений. Впрочем, время всё расставило на свои места, и волшебная музыка покорила сердца слушателей. А иначе быть не могло, ведь каждый номер оперы, среди которых особенно хочется отметить колоритное «Рондо Фарлафа», является бесценной страницей оперного жанра.
Историю создания «Рондо Фарлафа», содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.
Краткая история
Ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что история появления впечатляющей композиции «Рондо Фарлафа» неразделимо связана с созданием Михаилом Ивановичем Глинкой его выдающейся оперы «Руслан и Людмила».
После триумфальной премьеры оперы «Жизнь за царя», состоявшейся 27 ноября 1836 года и затем её аншлаговых представлений, композитор сразу стал задумываться над тематикой следующего грандиозного сочинения. Идею создания оперного произведения по юношеской поэме Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила» Михаилу Ивановичу подарил драматург и театральный деятель князь Александр Александрович Шаховской.
Глинка сразу ухватился за эту мысль и хотел заручиться поддержкой автора, ведь они часто встречались на дружеских вечерах у Василия Андреевича Жуковского, где в тот период собирались лучшие умы Петербурга. Композитор надеялся, что Александр Сергеевич не только поможет составить план произведения, но напишет к нему либретто, а потому рассчитывал, что работа над произведением продлиться не более года. Впрочем, жизнь внесла свои коррективы в его планы. Сначала предложенная самим императором должность капельмейстера придворной Певческой капеллы, стала отнимать у Глинки много времени и сил, а затем на дуэли безвременная смерть Пушкина, к которому Глинка относился с большим преклонением, подавила композитора и порушила его прекрасные намерения.
Впрочем, от своих замыслов Глинка отказываться не собирался и даже начал сочинять оперу «Руслан и Людмила» без либретто, как он сам вспоминал: «кусочками и урывками». Только в 1838 году Михаил Иванович всё же определился с либреттистами для оперы, но теперь их было непомерно много. Выбор композитора пал на отставного военного, талантливого самородка Валериана Фёдоровича Ширкова, поэта и драматурга Нестора Васильевича Кукольника, этнографа фольклориста и писателя Николая Андреевича Маркевича, театрального цензора Михаила Александровича Гедеонова, а также поэта и драматурга Константина Александровича Бахтурина. Все они в той или иной мере внесли свой вклад в оперу «Руслан и Людмила». Всё же несмотря на такое большое количество помощников, работа над произведением у Глинки продвигалась довольно медленно. За весь 1838 год из-под его пера вышел только «Персидский хор», а также «Марш Черномора», «Баллада Финна» и «Каватина Гориславы». Следующий год 1839 год Михаилу Ивановичу принёс много огорчений: умер любимый младший брат Андрюша, кончина которого поразила и несказанно опечалила композитора. К этой душевной боли добавился окончательный разлад с женой Марией Петровной Ивановой, с которой Глинка вступил в брак в 1835 году. В результате грозные оплеухи, полученные от судьбы, так подкосили композитора, что в партитуру оперы в тот год он не написал ни одной ноты.
В наступившем 1840 году Михаил Иванович особенно усердной работой над «Русланом и Людмилой» тоже похвастаться не мог: он сочинил только «Интродукцию» и сцену Людмилы из 4-го акта. Лишь в 1841 году композитор всё своё творчество направил на окончательное завершение произведения, создание которого затянулось на долгие пять с лишним лет. К началу зимы все номера, в числе которых одним из последних появилось знаменитое «Рондо Фарлафа», были готовы. Партитура оперы полностью была оформлена в следующем 1842 году, а премьера спектакля, на которую первым исполнителем партии Фарлафа был приглашен бас-буфф Доминик Този, состоялась лишь в конце ноября.
Интересные факты
- По определённому стечению обстоятельств либретто оперы «Руслан и Людмила» создавали несколько либреттистов и одним из них был Валериан Фёдорович Ширков – «образованнейший оригинал», отставной подполковник кавалерии, помещик и при этом, разносторонне талантливый человек, большой ценитель музыки. Он прекрасно рисовал и свободно слагал талантливые стихотворные тексты. Именно по совету Ширкова, с которым Глинка познакомился зимой 1838 года, композитор спустя время приступил к сочинению «Камаринской». Перу Валериана Фёдоровича принадлежит текст знаменитой арии Гориславы «Любви роскошная звезда».
- Михаил Иванович Глинка впервые повстречался с Александром Сергеевичем Пушкиным в 1819 году, когда обучался в Благородном пансионе в Петербурге. Юный Глинка в то время был очень дружен с младшим братом великого поэта Львом Пушкиным.
- Над текстом оперы «Руслана и Людмилы» в соавторстве работали пятеро либреттистов: Валериан Фёдорович Ширков, Нестор Васильевич Кукольник, Михаил Александрович Гедеонов, Николай Андреевич Маркевич, Константин Александрович Бахтурин, да и Михаил Иванович Глинка приложил к этому немалые усилия. При этом необходимо отметить, что автором поэтических строк «Рондо Фарлафа» является сам композитор.
- Михаил Иванович Глинка поначалу рассчитывал написать «Руслана и Людмилу» за один год, однако жизненные обстоятельства у композитора сложились так, что эта работа растянулась почти на пять лет. Тем не менее за это время композитор создал немало прекрасных произведений среди которых романсы: «Ночной зефир», «Сомнение», «В крови горит», «Вот место тайного свиданья», «Я люблю тенистый сад», «Если встречусь с тобой», «Я помню чудное мгновенье», «Я вас люблю, хоть и бешусь» и вокальный цикл «Прощание с Петербургом», а также знаменитый «Вальс – фантазию», музыку к трагедии «Князь Холмский» и «Тарантеллу».
- В репертуаре выдающегося русского баса Фёдора Ивановича Шаляпина было много оперных арий, но именно «Рондо Фарлафа» занимало особое место в его творческом списке. В ней певец, с лёгкостью преодолевая технические сложности и тем демонстрируя своё вокальное мастерство, так колоритно представлял своего безудержно наглого персонажа, что превзошёл всех именитых предшественников.
Содержание и текст «Рондо Фарлафа»
По сюжету оперы со свадебного пира Руслана и Людмилы неведомые силы похищают невесту. Убитый горем отец Людмилы – великий киевский князь Светозар даёт обещание: «Тот, кто найдёт княжну, станет её законным мужем». На поиски Людмилы отправляется её жених - храбрый воин Руслан, хазарский князь Ратмир и варяжский воин Фарлаф, который славится лишь тем, что на боярских пирах громко кичится своей удалью. Витязей на пути ждёт много приключений. Так Руслан встретил доброго волшебника Финна, поведавшего богатырю, что похитителем его невесты является чародей Черномор. А вот Фарлафу посчастливилось столкнуться со злой колдуньей Наиной, пообещавшей оказать ему помощь, а именно хитростью одолеть соперников и завладеть Людмилой. После разговора с коварной ведьмой, который произошёл во второй картине второго действия, Фарлаф, олицетворяющий собой такие человеческие пороки, как подлость, трусость и хвастовство, радуется такому повороту событий и своё ликование изливает в большой арии – рондо, начинающейся словами «Близок уж час торжества моего». Эта композиция колоритно обрисовывает отрицательного персонажа - самовлюбленного болтуна, который пугается даже малейшего шороха, но при этом хвалится своей отвагой.
В своём вокальном монологе Фарлаф радуется, что встретил Наину, которая не допустит, чтобы Людмила и Руслан воссоединились вновь. И пусть Руслан скитается по свету, сражаясь с грозными врагами, а он, по велению Наины, отправится в свой родовой замок и там в спокойствии будет дожидаться её дальнейших распоряжений.
Композиция, открывающаяся небольшим речитативом, написана в тональности Фа мажор и форме рондо, а точнее в его исторической разновидности – послеклассического, свободного рондо. Она включает в себя восемь фрагментов: четыре проведения главной темы – рефрена, начинающегося словами: «Близок уж час…» и четыре эпизода. Данное рондо можно представить в виде формулы: АВАСАDВА, из которой следует, что третий и четвёртый эпизод проходят друг за другом, без включения рефрена.
Стремясь карикатурно изобразить незадачливого комического героя, композитор сочинил «Рондо Фарлафа» в стиле буффонной арии, которая, как правило, основывается на скороговорках. Соответственно для исполнения арии автор выбрал весьма быстрый темп – vivace assai (давольно скоро) и наполнил композицию особыми виртуозными распевами.
Ария является важной составляющей оперного искусства, однако если композиция пришлась по душе слушателям, то у неё начинается самостоятельная сценическая жизнь. Так произошло и с «Рондо Фарлафа» из оперы Михаила Ивановича Глинки «Руслан и Людмила». Сегодня эта забавная композиция входит в репертуар многих известных исполнителей и радует публику своим темпераментным задором не только в опере, но и на концертных площадках.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями: