Александр Александрович Алябьев

 

Александр Алябьев. Этот выдающийся русский композитор оставил богатое творческое наследие, впрочем, ему хватило бы всего лишь одного произведения, чтобы завоевать славу и широкое международное признание. Данным удивительным творением, которое во всём мире признаётся шедевром вокальной музыки, является очаровывающий наивной прелестью романс «Соловей». Впрочем, в нашей стране Алябьева ценят не только за это чудесное сочинение. Композитора почитают за огромный вклад в развитие национальной музыкальной культуры. Он не только причисляется к композиторам-основоположникам русского романса, но также считается родоначальником знаменитой музыкальной пушкинианы и русской камерной инструментальной музыки.

Краткую биографию Александра Алябьева и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

 

 

 

Краткая биография Алябьева

В начале последнего летнего месяца 1787 года, а точнее 4 августа (15 – по новому стилю) в доме дворянина, происходившего из старинного рода, Александра Васильевича Алябьева, в то время назначенного на пост правителя наместничества города Тобольска, произошло радостное событие: жена подарила ему четвёртого ребёнка. Малыша счастливые родители нарекли Александром, и он с пелёнок, также, как и его старший братишка и две сестрёнки, был окружён трепетной родительской любовью и заботой. При этом значимую роль в формировании мальчика, впоследствии ставшего знаменитым композитором, сыграла царившая в семье творческая атмосфера. Отец - губернатор был весьма образованным человеком, который увлекался как литературой, так и музыкальным искусством, а в связи с этим в его доме регулярно устраивались домашние концерты. На таких творческих вечерах звучал не только роговой оркестр, состоящий их крепостных музыкантов, а также скрипка и фортепиано, на которых музицировали местные музыканты - любители. Ни у кого не вызовет сомнений, что дети, растущие в такой благоприятной обстановке, имели возможность получить качественное домашнее начальное образование, включающее в себя помимо первичных знаний по математике, истории, географии, владение иностранными языками, а также обязательное обучение игре на музыкальных инструментах.

Тобольск, место рождения Алябьева

В начале 1795 года Александра Васильевича направили в Астрахань правителем Кавказского наместничества, а в следующем году ему присвоили звание тайного советника и перевели в Санкт-Петербург. Там глава семейства стал сенатором, а немного позднее президентом Горнорудной промышленности. Занимая высокую должность в горном ведомстве, отец решил своих сыновей: старшего Василия и младшего Александра направить заниматься этим, как он считал весьма интересным делом. Так уже в четырнадцать лет будущего композитора зачислили на службу в Берг-коллегию. В приказе он указывался как «недоросль из дворян», и при этом никаких документов, указывающих где он получал общее образование не было. Такая форма пристраивания дворянских детей на государственную службу в те времена была широко распространена. Не стоит объяснять, что вся эта служба была формальной, и никаких обязанностей, согласно своего назначения, юноша не выполнял. Впрочем, и от безделья молодой человек не страдал. Он увлекся театром, посещал концерты и начал серьёзно заниматься музыкой. Уроки Саша брал у Иоганна Генриха Миллера – талантливого композитора, теоретика, пианиста и скрипача.

К большому сожалению Александру в 1804 году пришлось расстаться со своим учителем, так как его семья вынуждена была оставить Петербург и перебраться в Москву. Жизнь юноши в Белокаменной значительно отличалась от бытия в столице. Его номинальная служба в горном ведомстве преобразовалась в действительную и при этом весьма успешную. К двадцати годам Александр был дважды повышен в должности и заслужил весьма значительный чин 10-го класса. При этом прежним в жизни молодого человека оставалось страстное увлечение музыкой. Он продолжал совершенствоваться в исполнительском мастерстве, а также усердно занимался композицией. Как результат любители домашнего музицирования в магазине Ивана Пейрона впервые познакомились с сочинениями начинающего автора Александра Алябьева.

 
 

 

Отечественная война

В июне 1812 года жизнь Александра Алябьева коренным образом изменилась. Как настоящий патриот своей страны, он с первых дней нападения Наполеона на Россию добровольцем пошёл защищать своё Отечество. Опасные дороги войны свели Александра с отважным военным и талантливым поэтом Денисом Давыдовым. Их отношения, скреплённые совместной боевой службой, быстро переросли в крепкую дружбу. Впрочем, после знаменитой Дрезденской баталии обстоятельства сложились так, что Александру с Давыдовым пришлось расстаться. Алябьева перевели в гусарский полк, расквартированный в городе Кабрине, где он познакомился с одарённым юношей Александром Грибоедовым, с которым несмотря на его юный возраст, Александру было весьма интересно общаться.

После небольшой передышки в резервном полку Алябьев опять отправляется в действующую армию, и там вновь попадает под командование Дениса Давыдова. Радости от встречи у друзей не было предела. Далее они вместе, отчаянно сокрушая врага, дошли до границы Франции, а затем в середине марта 1814 года победоносно вошли в Париж.

Денис Давыдов

 

После войны

Вернувшись на Родину Алябьев продолжил воинскую службу, ведь он, с присвоением звания подпоручика был зачислен в особый полк, состоящий из солдат и офицеров, наиболее отличившихся в боевых действиях. При этом Александру очень хотелось увидеть своих родных, однако отдохнуть в кругу семьи ему удалось лишь в начале следующего 1815 года. Очутившись в уютной, добродушной домашней обстановке, отважный солдат не только расслабился после суровых военных будней, но и вдохновился на создание музыкальных произведений. Возмужавший за грозные годы он загорелся желанием все свои накопившиеся лирические мысли выразить музыкальными звуками. За четыре месяца, проведённые с семьёй в Москве, Алябьев сочинил около десяти довольно солидных разножанровых произведений.

Александру среди родных было очень комфортно, тем не менее ему необходимо было ехать в полк. Впрочем, вскоре к военной службе, которую храбрый вояка должен был нести в мирное время, он потерял всякий интерес. Пошлая полковая жизнь и скучные мелочные занятия начали раздражать Алябьева, а потому он постоянно отлучался из воинского подразделения, к примеру, часто брал отпуск на лечение и сроки на это не ограничивал.  Алябьев проводил такое «свободное» время в Москве и Петербурге, где встречается со старыми друзьями и заводил новые знакомства. Так с середины 1821 года он стал активным участником артистического кружка, членами которого были И.А. Крылов, А.А. Бестужев, А.Н. Верстовский, Н.В. Всеволжский и другие представители передовой интеллигенции. Воздействие живой творческой среды вдохновило Алябьева к возвращению к композиторской деятельности и созданию не только вокальных миниатюр, но и музыки к театральным спектаклям. Занятия искусством так увлекли Александра, что он начал серьёзно задумываться о том, чтобы навсегда оставить военную службу. Своё намерение Алябьев осуществил лишь в 1823 году: он был уволен из армии в звании подполковника и с воинским денежным довольствием.

После отставки жизнь Александра заметно поменялась. У него появились новые знакомые, многие из которых впоследствии присоединились к декабристскому движению. Также он активно влился в светское общество, участвовал в благотворительных концертах, а занимаясь сочинением музыки к спектаклям, которые можно охарактеризовать, как русская комическая опера, стал композитором, завоевавшим признание театральной аудитории. Забавно то, что сам Алябьев в то время себя профессиональным композитором не считал, а лишь дилетантом, который музыкой занимался для своего удовольствия.

 
  

 

Роковой удар судьбы

В начале 1825 года жизнь Алябьева складывалась замечательно. Он был в милости у публики, а его сочинения не только украшали театральные постановки, но и пользовались популярностью у любителей домашнего музицирования. Александр познакомился с прекрасной девушкой Екатериной Римской-Корсаковой и собирался сделать ей предложение. В общем всё было прекрасно и ничто не сулило плохого. Однако судьба внезапно преподнесла композитору такой пренеприятный сюрприз, который в корне изменил всю его дальнейшую жизнь.

Дело в том, что талантливый композитор и герой Отечественной войны был азартным человеком, для которого карточная игра на деньги, была особым развлечением. Всё началось с того, что в Москву приехал знакомый Алябьева воронежский помещик Тимофей Миронович Времев, а 24 февраля Александр пригласил своего давнишнего приятеля и сопровождавшего его помещика Калугина к себе домой. После обеда, на котором также присутствовали друзья композитора: Николай Давыдов, Иван Глебов и Николай Шатилов, все сели играть в карты. В результате Времев проиграл крупную сумму и при этом собравшихся обвинил в шулерстве. Алябьев, услышав чудовищное обвинение, ударил подлого оговорщика по щеке. Времев уехал, а спустя три дня скоропостижно скончался на одном из постоялых дворов близ Москвы. Умершего похоронили в начале марта, а через полмесяца Алябьева повергли домашнему аресту по подозрению в причастности к смерти помещика. Основанием для лишения свободы послужил донос Калугина, который слыл весьма непорядочным человеком.

Началось четырёхмесячное следствие, сопровождаемое серьёзными нарушениями, существовавших в то время законов. Дошло до того, что тело Времева было подвергнуто эксгумации, а Алябьева 22 июля отправили в тюрьму, где он содержался в ужасных условиях. Пребывание в сырой камере впоследствии пагубно сказывалось на здоровье композитора: особенно пострадало зрение. Существование композитора в заключении было мучительным. Его изнуряли бесконечными допросами и очными ставками. Единственно, что спасало Александра от безвыходности положения, это сочинение музыки: родственники добились, чтобы ему в камеру поставили фортепиано. Практически все произведения, созданные Алябьевым в застенках, отличаются светлой безмятежностью и пропитаны радостными чувствами. Это свидетельствует о том, что он считал себя невиновным и верил в то, что следствие и суд во всём разберутся, а значит справедливость восторжествует. Однако два с половиной года, проведённые в тюрьме, завершились обвинительным приговором, провозглашённым 20 января 1828 года. Несмотря на то, что в суде явно прозвучало о невиновности Александра в смерти Времева, композитора подвергли суровому наказанию: лишили всех знаков отличия, чина подполковника, дворянского звания, сослали на жительство в сибирский город, а помимо того предали церковному покаянию.

 

Годы ссылки в Сибири

Так совпало, что в изгнание Алябьева отправили в сибирский город, в котором он родился и провёл счастливое детство. В Тобольске композитора встретили настолько радушно, что генерал-майор Семён Богданович Броневицкий – командующий Сибирским отдельным корпусом, поселил его в своём доме. Местные чиновники и офицеры желали не только познакомиться с Александром, но и подружиться. Его постоянно приглашали на обеды и званые вечера. При этом и сам генерал-губернатор Иван Вельяминов строгими предписаниями Алябьева не ограничивал. Он понимал, что выдающийся композитор может принести Тобольску большую пользу, а потому разрешал ему устраивать открытые концерты. Вот в такой благоприятной для творчества обстановке Алябьев постепенно стал преодолевать моральное опустошение после несправедливо вынесенного приговора. Уже в то время город Тобольск мог гордиться самыми разнообразными хоровыми коллективами, духовым оркестром, а помимо того казачьим симфоническим оркестром, который перевели из Омска. Соответственно Александра привлекли к работе с этим коллективом. Композитор сочинял для оркестра, проводил репетиции, а также дирижировал на концертах, которые впоследствии стали регулярными. Художественное руководство Алябьева симфоническим оркестром было настолько плодотворным, что его упросили заняться и духовым оркестром, а выступления этих музыкальных коллективов стали восприниматься горожанами как большое событие.

Как бы то ни было, но в декабре 1829 года родственники Александра попытались добиться пересмотра дела, но им было решительно отказано. Тем временем здоровье композитора резко ухудшилось и ему грозила полная слепота. В связи с этим сёстры Алябьева вновь подали прошение, однако на этот раз речь шла не о помиловании, а о смягчении условий наказания. В результате только через год генерал-губернатор Вельяминов дал распоряжение композитору подготовиться к переезду на Кавказ.

 
 

 

Кавказ

В середине февраля 1832 года Алябьев прибыл в Ставрополь в распоряжение генерал-губернатора А.А. Вельяминова. Этот широко образованный и передовой по своим взглядам человек встретил опального композитора с распростёртыми объятиями и в мае помог ему перебраться в Пятигорск. Там Александр сразу начал лечение минеральными водами, а помимо того знакомиться с интересными людьми, среди которых важно отметить профессора ботаники Максимовича Михаила Александровича. К тому же практически каждый день этот кавказский городок преподносил композитору радостные встречи с прежними московскими знакомыми. Например, композитор на водах встретил Екатерину Римскую-Корсакову, к которой питал самые нежные чувства. Она приехала в Пятигорск со своим мужем полковником А.П. Офросимовым.

В августе Алябьев переехал в Кисловодск, где продолжил курс лечения, который, к сожалению, улучшения не принёс. Расстроенные родственники вновь подали прошение в вышестоящие инстанции о поселении Александра в одну из их подмосковных деревень, однако в ответ на это ходатайство композитора перенаправили в Оренбург, в который он прибыл в конце октября 1833 года. Впрочем, можно сказать, что и здесь Алябьеву повезло. Военный губернатор Василий Алексеевич Перовский, под надзор которого поступил композитор, сразу стал покровителем ссыльного музыканта и делал всё, чтобы облегчить его участь. Несмотря на то, что Перовский создавал весьма благоприятные условия для творчества композитора, моральное, а вместе с тем и физическое состояние Алябьева заметно ухудшалось. Александра тяготило сознание, что из ссылки ему никогда не выбраться, ведь все усилия родственников и друзей никаких результатов не давали.

 Александр Александрович Алябьев

 

Возвращение

Тем не менее помощь всё же пришла. Перовский лично ходатайствовал перед Николаем I и просил его разрешить Алябьеву проживать у родственников в Московской губернии. На этот раз прошение достигло цели и 20 марта 1835 года Александр, с предписанием не посещать Москву и Санкт-Петербург, но с надеждой на получение полного помилования, выехал в село Рязанцы к своей сестре Наталье Исленьевой. Там он наконец встретился с любимыми родными людьми и осчастливленный этим вновь начал активно заниматься творчеством.

Немного отдохнув и почувствовав себя относительно свободным, Алябьев вскоре совершил поездки к своим друзьям в Воронеж, Тульскую губернию и Оренбург, а летом поехал в Одессу для лечения грязями. Несмотря на частые разъезды композитор постоянно занимался сочинением музыки. Как итог его имя вновь появилось на афишах московских театров, а произведения звучали в концертных залах и званых вечерах. Также при помощи друзей Алябьев не только нарушал предписание не посещать Москву, но и довольно часто нелегально проживал в Белокаменной. Если бы не подорванное здоровье можно было бы с уверенностью заявить, что его жизнь стала налаживаться, тем более, что в 1840-м году Александр женился на овдовевшей Екатерине Офросимовой, которую любил долгие годы. До последних дней она была композитору опорой и преданным другом.

Лишь в 1843 году Алябьеву всё же частично смягчили наказание и разрешили жить в Москве, однако ни чинов, ни орденов и дворянского звания не вернули. При этом он должен был до конца жизни находиться под присмотром полиции. Александр Александрович скончался 22 февраля (6 марта) 1851 года и был похоронен в фамильном склепе Симонового монастыря.

 

А. Алябьев Памятник Алябьеву в Тобольске

 

Интересные факты

  • Из довольно богатого творческого наследия Александра Алябьева при жизни композитора были опубликованы только песни и романсы, несколько фортепианных пьес и клавир «Кавказского пленника».
  • Из многочисленных романсов Алябьева самым знаменитым стал «Соловей». Впоследствии эту звонкоголосую птичку композитор весьма часто упоминал и в других своих вокальных миниатюрах: «Прощание с соловьем на севере», «Сладко пел душа-соловушка», «Прощание с соловьем», «Любовник розы соловей».
  • За свою воинскую доблесть в Отечественной войне Александр Алябьев был удостоен двух орденов Святой Анны 3-й степени, ордена Святого Владимира 4-й степени, медали «В память Отечественной войны 1812 года».
  • По решению суда Александру Алябьеву было предписано совершать покаяние в течение семи с половиной лет, однако большое количество сочинённой им в Тобольске церковной музыки сократило этот срок до семи месяцев.

 

 

Творчество Александра Алябьева

Обширное творческое наследие Александра Александровича Алябьева, включающее в себя более четырёхсот пятидесяти произведений отличается большим жанровым разнообразием. Среди них балетный спектакль, шесть опер, более двадцати опер-водевилей, музыка к драматическим постановкам, различные сочинения для духового и симфонического оркестра: от танцевальных композиций до увертюр и симфоний, а также камерные ансамбли и пьесы для разных инструментов. Помимо того, композитор большое внимание уделял вокальной музыке. Им щедро представлены церковные и светские хоры с сопровождением и а капелла, вдобавок более двух сотен вокальных миниатюр: элегии, песни и романсы, созданные на стихи разных поэтов, среди которых А.С. Пушкин, А.А. Дельвиг, В.А. Жуковский, Д. Давыдов, И. Козлов, П. Вяземский.

Так сложилось, что весь творческий путь композитора неразделимо связан с его пропитанной драматизмом биографией, а потому чётко разграничен на временные периоды.

Свои первые сочинения: «Французский романс» и два вальса Алябьев отважился опубликовать в 1810 году, то есть когда начинающему композитору исполнилось двадцать три года. Впрочем, через несколько месяцев в нотном магазине любителям домашнего музицирования предложили очередное творение Алябьева – «Полонез» с посвящением Джону Филду. Это произведение можно охарактеризовать как первую попытку в России создать концертное произведение в танцевальном жанре. В итоге к двадцати четырём годам Алябьев опубликовал всего лишь четыре произведения. Это говорит о том, что к музыкальному сочинительству он относился как к простому увлечению.

Рукопись Алябьева

Во время Отечественной войны 1812 года Александру Александровичу было не до сочинительства, хотя перед возвращением на Родину из Франции на Александра нашло сильное вдохновение, которое его подвигло стихи Кантакузена, начинающиеся словами «Один ещё денёк» преобразовать в гусарский романс.

Вернувшись в Россию, Алябьев в начале 1815 года весьма творчески использовал свой отпуск. За те четыре месяца отдыха от военной службы из-под его пера вышли: «Квартет» №1, открывший важную страницу в истории русской профессиональной квартетной музыки, «Трио», «Квинтет», «Ноктюрн» (для валторны), «Симфония» (с концертирующими валторнами) и «Увертюра». Вот именно с этих произведений начинается творческий период, который определяется рамками с 1815-го по 1825 год.

После трёхгодичного перерыва Алябьев в апреле 1818 года сочинил несколько вокальных миниатюр, среди которых четыре романса на стихи В.А. Жуковского. Затем романсом «Слеза» и элегией «Погасло дневное светило» он побудил зарождение в России музыкальной пушкинианы. Спустя время, увлёкшись театром, Александр пишет оперу «Лунная ночь или Домовые», а также в творческом содружестве с Л.В. Маурером и А. Н. Верстовским и Ф.Е. Шольцем сочиняет музыку к нескольким комическим операм – водевилям. Успех данных музыкальных спектаклей в Москве и в Санкт-Петербурге был таковым, что на открытие московского Большого театра музыку к вступительной части под названием «Торжество муз» М.А. Дмитриева поручили сочинить композиторам, в числе которых был и Алябьев.

Следующий этап творческого пути Алябьева связан с его тюремным содержанием, которое продолжалось два с половиной года. За это время композитор создал комический балет «Волшебный барабан», в соавторстве с Верстовским и Шольцем несколько опер – водевилей, струнный квартет № 3 Соль мажор, ряд фортепианных пьес, хор в сопровождении оркестра, а также ряд романсов, среди которых принёсшие ему мировую славу романсы «Соловей» на слова А. Дельвига и «Вечерком румяну зарю» на слова Н. Николаева.

После вынесения несправедливого судебного приговора характер произведений Алябьева кардинально меняется. Отныне в творчестве композитора наступает период, отличие которого от предыдущих в том, что его сочинения пронизывает драматичная автобиографичность.

 За четыре года пребывания в Тобольске композитор написал очень много романсов, в которых изливал тоску по друзьям и своей прошлой жизни. Данные вокальные композиции он объединял в сборники под общим заголовком «Северный певец». Кроме того, из-под пера ссыльного музыканта в то время вышло большое количество духовной музыки, а также свыше двадцати произведений для духового оркестра, среди которых строевые марши и концертные пьесы. Вдобавок именно в Тобольске Алябьев сформировался как симфонист. Эту разновидность элитарной культуры он пополнил не только танцевальными композициями, но и одночастной симфонией ми-минор, тремя увертюрами, а также концертными вариациями на народные темы для солирующих инструментов и оркестра.

Следующий этап творчества Алябьева начался на Кавказе и связан с серьёзными занятиями фольклором. При содействии профессора Максимовича композитор поначалу стал интересоваться и записывать украинские мелодии, которые затем объединил в сборник «Голоса украинских песен». Следом Алябьев увлёкся кавказскими мотивами, а потому внимательно вслушивался в черкесские, кабардинские, грузинские и азербайджанские мелодии. Как итог его творчества в данном направлении сборник романсов и песен под заголовком «Кавказский певец». Важно отметить, что в тот период Алябьев создавал в основном вокальные произведения, среди которых романсы, пропитанные любовью к Екатерине Офросимовой, композиции, созданные на поэтические тексты великого Пушкина, а также концерт для смешанного хора.

Углубленный интерес к народной музыке у композитора продолжился и во время его пребывания в Оренбурге. Здесь он знакомится с фольклорными напевами народов Средней Азии и Заволжья, мотивы которых затем использует в Башкирской увертюре. Также на Урале Алябьев создаёт множество вокальных композиций, «Прощальную увертюру», начинает работу над оперой Эдвин и Оскар и вновь обращается к жанру камерной инструментальной музыки. Из-под его пера выходит фортепианное трио ля-минор, струнное трио соль-минор, соната для фортепиано и скрипки облигато ми-минор.

Заключительный московский жизненный период Александра Алябьева, несмотря на ухудшение здоровья композитора, отмечался творческой насыщенностью. Он написал четыре оперы: «Аммалат-Бек» (по повести А. Бестужева – Марлинского), «Буря» (по пьесе В. Шекспира), «Волшебная ночь» (по комедии В. Шекспира), «Рыбак и русалка» (автор либретто неизвестен). Помимо этого, Алябьев раскрасил своей музыкой театральные спектакли, среди которых «Отступник, или осада Коринфа» (В.А. Алябьев), «Виндзорские кумушки» (В. Шекспир), «Русалка» (А.С. Пушкин) и конечно же создал большое количество вокальных произведений: романсы, элегии, песни, хоровые композиции (светские и церковные).

 

Несмотря на весь драматизм, который уготовила судьба Александру Алябьеву, он занял достойное место в русской музыкальной культуре первой половины XIX века. Выделяясь среди композиторов-современников разносторонней одаренностью и яркой индивидуальностью, Алябьев стал предвестником расцвета русской классической музыки, которую возглавил великий Михаил Иванович Глинка.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:


Александр Александрович Алябьев