Бенджамин Бриттен

 

Бенджамин БриттенНезаурядный талант, непоколебимая любовь к музыке и вера в целительную силу искусства — вот что ставит Бенджамина Бриттена в один ряд с бессмертными гениями, творения которых по праву считаются шедеврами. Британский композитор, чьи первые шаги в музыке и обучении композиции сопоставимы со стараниями юного Моцарта, сумел завоевать признание при жизни и стать одной из самых заметных и выдающихся фигур на Олимпе гениальных классиков современности.

Краткую биографию Бенджамина Бриттена и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

 

 

 

Краткая биография Бриттена

Бенджамин Бриттен родился в Англии, в графстве Суффолк, в портовом городе у побережья Северного моря, 22 ноября 1913 г. По своему социальному статусу родители мальчика принадлежали к среднему классу: отец работал дантистом, мать занимала должность секретаря в организации «Музыкальное общество» Лоустофта. Дом семейства Бриттен часто становился местом проведения званых вечеров, на которых неизменно звучала музыка, и присутствовали представители местной богемы. Чета Бриттен воспитывала четырёх детей, Бенджамин был самым младшим; две его старшие сестры и брат не интересовались музыкой в том качестве, в котором желала мать, и только Бенджамин рано начал проявлять свой музыкальный талант. Мальчик учился играть на пианино с 2-х лет, проявлял в этом отношении завидные успехи, в связи с чем, быстро обзавелся репутацией вундеркинда, невероятно одарённого ребёнка с уникальными способностями к игре на музыкальном инструменте.

место рождения Бенджамина Бриттена

В 5 лет Бриттен начинает сочинять собственные музыкальные произведения. Когда пришла пора идти в общеобразовательную школу, способный ученик обрёл новую наставницу (первой — была мать). Эстель Эстл преподавала уроки игры на фортепьяно, и эти школьные часы Бриттен впоследствии вспоминал с чувством благоговения, ностальгии и искренней благодарности. Через год мальчик покинул начальную школу и перешёл в South Lodge, подготовительное образовательное учреждение. Директор проявлял крайнюю строгость: учеников наказывали физически. Бенджамин был шокирован подобным отношением к детям, хотя сам никогда не подвергался телесным наказаниям. Несмотря на то, что музыкальные уроки оставались любимым занятием, Бенджамин сумел проявить себя в точных науках (математика ему давалась легко) и в спорте.

Бенджамин Бриттен в детстве

В 10 лет мальчик начал учиться игре на альте. Педагогом выступила подруга матери, Одри Элстон. Именно она всячески поощряла культурный досуг, брала подопечного с собой на различные мероприятия и концерты. На одном из таких вечеров, в октябре 1924 года, Бриттен получил возможность услышать произведение (поэму) для симфонического оркестра под названием «Море». В концерте принимал участие Фрэнк Бридж, человек, который впоследствии в значительной степени повлиял не только на музыкальные вкусы Бриттена, но и на его мировоззрение, социальные убеждения. Когда через 3 года господин Бридж вернулся в Англию, Элстон, зная, с каким восторгом отзывается о нём её подопечный, представила выдающемуся дирижёру и музыканту юного Бенджамина Бриттена. На тот момент ему исполнилось всего 14. Бридж послушал исполнение молодого англичанина и был восхищён. Бриттену было предложено посещать занятия под руководством Бриджа в Лондоне. В столице начинающий композитор заручился связями в творческих кругах, однако уже через год был вынужден прекратить работать совместно с Бриджем: необходимо было продолжить школьное обучение. Бриттен был зачислен в качестве пансионера в учебное заведение в восточном графстве Норфолк.

 

Школу Грешама в Холте Бриттен ненавидел, он приложил максимум усилий, чтобы оказаться в числе привилегированных стипендиатов и получить шанс учиться в Королевском музыкальном колледже. Мечта была исполнена в 1930 году, в Лондоне Бриттен проучился 3 года, попутно беря частные уроки у незабвенного мистера Бриджа. Вернувшись в родной Лоутсофт, Бриттен посвятил своё время творчеству. В 1935 году он, при содействии своего покровителя Бриджа, был приглашён на работу в музыкальный отдел BBC. Дальнейшая основная деятельность композитора была связана с написанием музыки для различных документальных проектов, передач на радио и художественных фильмов.

1937 год — знаменательный период в жизни Бриттена, отмеченный трагическим событием (смертью матери, с которой композитор был чрезвычайно близок в духовном плане) и судьбоносной встречей. Знакомство с Питером Пирсом, британским оперным исполнителем, на многие годы обусловило характер музыкальных произведений Бриттена, оказало влияние на его личную жизнь, послужило «долгоиграющим» источником вдохновения во всех сферах.

 

Весной 1939 года Бенджамин отправился в США. Там, вдали от родины, он прожил вплоть до 1942 года, когда последовало возвращение к берегам Туманного Альбиона. Обосновавшись в небольшом поселении Снэйп, близ Олдборо, Бриттен принялся усердно работать над оперой «Питер Граймс». В июне 1945 года состоялся премьерный спектакль, главная роль в котором досталась обладателю тенора Питеру Пирсу. Произведение имело успех и было названо первой успешной английской оперой после творений в аналогичном жанре пера Гилберта и Салливана.

Бриттен на репетиции «Питера Граймса»

Летом 1948 года Бриттен выступил в роли одного из организаторов музыкального фестиваля в Олдборо. Впоследствии подобные мероприятия проводились ежегодно, и каждый раз Бенджамин Бриттен был бессменным участником концертной программы, вплоть до своей смерти в 1976 году. Композитор умер в декабре, от сердечной недостаточности, и был похоронен в Олдборо вблизи церкви Святого Петра и Павла.

 

Бенджамин Бриттен с собакой Бенджамин Бриттен биография

Бенджамин Бриттен краткая биография Бриттен биография

 

Интересные факты

  • Несмотря на то, что Бенджамин с детства испытывал невероятную привязанность к матери (она же была его первой учительницей музыки), отношения с отцом основывались на некой интуитивной связи, крепкой и не теряющей актуальности с годами. От родителя Бриттен унаследовал преданность профессии, способность следовать предназначению через боль и страдания, а также — чисто английское чувство юмора, способность тонко шутить и улавливать иронию.
  • В возрасте 3-х месяцев Бенджамин заболел пневмонией, с заболеванием своевременно удалось справиться, однако последствия пережитого недуга преследовали композитора: слабое сердце периодически давало о себе знать. Однако это не повлияло на увлечение мальчика спортом. Как истинный англичанин, он обожал крикет и не упускал возможности поучаствовать в игре в теннис.

 

  • Главный урок, который вынес Бенджамин из продолжительных часов занятий с Ф. Бриджем, заключался в необходимости отыскать собственную «нишу» в деле создания классической музыки и развиваться в этом направлении, постоянно «оттачивая» данный от рождения талант. Неоценимым оказался вклад наставника в совершенствование технических навыков и пополнение теоретической базы в отношении композиционного строя произведений.
  • Бенджамин Бриттен, при всём масштабе своей одарённости и трудолюбии, отличался категоричной неприемлемостью критики. Он без колебаний, категорично и бесповоротно, отрекался от общения с близкими друзьями, если в их высказываниях проскальзывал лишь намёк на недовольство или отрицательную оценку того, что он делал.

автограф Бриттена

  • Когда началась Вторая мировая война, Бенджамин находился на территории США. В апреле 1942 года Бриттен предстал перед Трибуналом на территории Великобритании. Освобождение от военной службы композитор получил без промедлений и явных сложностей. Бенджамин был пацифистом, и, с учётом его заслуг перед всей нацией в сфере искусства, получить необходимые документы не составило труда.
  • Летом 1945 году композитор совершил путешествие в Германию. В рамках гастрольной поездки он должен был дать несколько концертов для тех, кто в военное время содержался в концентрационном лагере, но сумел выжить. Запланированные мероприятия дались композитору с трудом, некоторое время он хранил молчание и отказывался комментировать встречу с узниками, настолько шокирующим в эмоциональном плане оказалось это событие.
  • Перед тем как приняться за создание очередного шедевра, Бриттен подолгу прогуливался на свежем воздухе, вблизи своего дома в Олдборо, чтобы «очистить мысли» и избавиться от всего лишнего, что могло отвлечь от продуктивной работы.

 

Творчество Бенджамина Бриттена

Творчество Бриттена

Бенджамин Бриттен известен, прежде всего, своими операми, а также произведениями для оркестра и хора. «Питер Граймс» (1945), «Билли Бад» (1951), «Поворот винта» (1954) изменили представления о британской опере и проложили для автора дорогу к бессмертию. В 1940 году Бриттен создал «7 сонетов Микеланджело», цикл вокальных произведений для тенора был посвящен Пирсу. Значимым произведением этого периода оказалась и оперетта в двух действиях с прологом «Пол Баньян», где главным персонажем явился герой канадского и американского фольклора. Либретто было написано У. Оденом. Несмотря на некоторый комический флёр, произведение затрагивало острую социальную проблему, отражающую борьбу человека с природой. Оперетта была встречена негативным отзывами, в 1976 году Бриттен представил новую отредактированную версию и успешно презентовал её на фестивале в Олдборо.

Долгое время самым популярным произведением Бенджамина Бриттена являлся сборник «Путеводитель по оркестру для юных слушателей», работа над которым была завершена в 1945 году. В последующие два года были созданы две выдающие оперы («Поругание Лукреции» и «Альберт Херринг»).

Бенджамин Бриттен «Путеводитель по оркестру для юных слушателей»

Одна из самых известных работ Бриттена, «Рождественские песни», была создана в 1942 году. Это масштабное произведение для хора, солирующего голоса и арфы состоит из 11 самобытных частей. Особое место в творчестве Бриттена занимает «Военный реквием», завершенный к 1962 г. На музыку положены традиционные латинские тексты для заупокойной мессы, а также стихи поэта Уилфреда Оуэна, посвящённые военному времени. Фундаментальным произведением, созданным в последние годы жизни классика, стала опера «Смерть в Венеции» (1973).

 

Награды, почести и титулы

почтовая марка в честь Бенджамина Бриттена

В 1961 году Бриттен получил премию ЮНЕСКО за создание оперы «Сон в летнюю ночь». Через 2 года последовало присвоение награды Grammy за «Военный реквием». Бриттен одержал победу в 3 номинациях: «Лучшая классическая хоровая постановка», «Лучшая классическая композиция современного композитора» и «Классический альбом года». В 1964 году Королевское филармоническое общество присвоило композитору награду в виде почётной Золотой Медали.

В 1974 году Бриттен стал первым музыкантом, получившим премию Эрнста Симена, что в области искусства является аналогом Нобелевской премии для деятелей искусства, проявивших свой талант в области классической музыки.

В 1976 году Бриттену был присвоен титул баронета графства Суффолк. Впервые такой привилегии был удостоен композитор за профессиональные успехи. В 1979 году в Олдборо, в церкви Св. Петра и Св. Павла было создано мемориальное окно в память о композиторе, оказавшим глубинное влияние на жанр религиозной оперы. Витраж посвящён трём операм-притчам: «Блудный сын», «Пещное действо» и «Река Керлью». В том же году, на малой родине композитора в Лоустофте была основана Музыкальная Академия имени Бенджамина Бриттена, а годом ранее у Вестминстерского Аббатства был заложен мемориальный камень в память о музыкальном гении британского композитора.

К 2013 году, когда со дня рождения Бенджамина Бриттена прошло 100 лет, в Британии пустили в обращение монету в 50 пенсов с изображением композитора, а также почтовую марку с аналогичным рисунком из серии «Великие британцы».

 

Жизнь одного из самых талантливых композиторов и пианистов XX столетия протекала в период исторических перемен и катастроф, причиной которых служило маниакальное следование ложным идеалам, инфернальным и антигуманным по своей сути. Однако Бенджамин Бриттен сумел сохранить в душе стойкое убеждение в необходимости сохранения мира во имя торжества добра и триумфа искусства, не подверженного изменчивому течению времени.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:


фильм о Бриттене