Дорогою добра
Фактически любое советское произведение, предназначенное для детей, выполняло как минимум две основные функции: занимало внимание ребёнка и прививало ему понятия простых человеческих ценностей: дружбы, взаимовыручки, любви к природе и веры в лучшее. Многим из тех, кто родился в СССР, с детства знакомы песенки поросёнка Фунтика или Крокодила Гены, кота Матроскина или Красной Шапочки. Однако мало кто из них сможет сразу вспомнить, в каком именно фильме впервые прозвучала композиция под названием «Дорогою добра», хоть текст её и покажется многим очень знакомым.
Историю создания песни «Дорогою добра», а также интересные факты о композиции читайте на нашей странице.
Краткая история
Впервые песня прозвучала в кинофильме «Приключения маленького Мука», вышедшем на большие экраны в 1983-ем. Режиссёром картины выступила Елизавета Бенсионовна Кимягарова, специализировавшаяся, в основном, на документальных хрониках и киножурналах (относительно большую известность получил «Пионерия»). Впрочем, своей работой Кимягарова подтвердила, что ей неплохо давалось и семейное кино.
Песенка открыла вступительные титры кинофильма, сопроводив главного героя, сыгранного Бахтиером Федоевым, в его самое первое большое путешествие. Однако сам персонаж и его приключения не принадлежали перу отечественных сценаристов, а его первое появление можно отыскать в области народного творчества.
Впервые сказка под названием «Маленький Мук» (в оригинале – «Der kleine Muck») появилась в 1826 году в сборнике рассказов Вильгельма Гауфа – писателя и новеллиста немецкого происхождения. Гауф очень любил восточные мотивы и часто обращался к ним в своих трудах.
Согласно литературному анализу произведения, сюжет его основан на азиатских сказаниях о талисманах, а некоторые элементы позаимствованы из чешской народной сказки «Янко и злая принцесса». Критики отзывались о творчестве Гауфа, как о «историях, пропитанных духом Востока, но при этом начисто лишённых восточного колорита». Именно произведением Гауфа вдохновлялись сценаристы Юлий Дунский и Валерий Фрид при написании сценария к очередной ленте от студии «Таджикфильм».
По сюжету фильма мальчика по имени Мук выгоняют из дома собственные родители. Принять такое бесчеловечное решение главу семьи заставляет его новая жена, приходящаяся ребёнку мачехой. И хотя отцу тяжело расставаться с родным сыном, ультиматум от молодой супруги заставляет его выбрать меньшее (по его мнению) из двух зол. Именно под песню «Дорогою добра» и начинает свой путь юный путешественник, идущий к неизвестности. Прекрасные восточные пейзажи с бескрайними степями, пустынями и даже водопадами даже в наш век фильмов в формате HD смотрятся весьма неплохо. На своём пути герой сталкивается с опасностями и волшебством, находит друзей и сталкивается с недоброжелателями.
Для написания музыки к экранизации немецкой сказки таджикскими режиссёрами был приглашён знаменитый композитор Марк Анатольевич Минков, написавший огромное количество опер, балетов и песен к фильмам и спектаклям. Мелодии Минкова и сегодня звучат со сцены в исполнении Аллы Пугачёвой, Кристины Орбакайте, Льва Лещенко и Валерия Леонтьева.
Минков написал только мелодию к будущему "саундтреку", а стихи на него вышли из-под пера советского поэта Юрия Энтина, прославившегося именно благодаря песням к кино и мультфильмам. Именно Энтин написал большинство музыкальных композиций из фильмов о Буратино и Электронике и именно его авторству принадлежат строки «Прекрасное далёко, не будь ко мне жестоко», что впервые прозвучали в детской научно-фантастической ленте «Гостья из будущего».
Интересные факты
- Сценаристы Юлий Дунский и Валерий Фрид совместно работали над сценарием к знаменитому российскому кинофильму «Шерлок Холмс и доктор Ватсон», снятому по мотивам рассказов Артура Конан Дойля.
- Фрид и Дунский в значительной степени изменили оригинальный сюжет сказки, вставив в него любовную линию и множество дополнительных эпизодов.
- Юрий Энтин известен в творческих кругах, как «свободный художник», не работающий подолгу ни с одной известной студией, однако свой творческий путь он начинал с сотрудничества со знаменитой советской фирмой звукозаписи «Мелодия». В период с 1962 по 1969 год он даже состоял на должности главного редактора детской редакции компании.
- Энтин – президент и учредитель международного фестиваля детского творчества и искусств для детей «Чунга-Чанга». Одним из участников этого фестиваля стал в своё время Дима Билан, известный в наши дни зажигательными хитами «Про белые розы» и «Молния».
- Многие работы Юрия Энтина по нескольку месяцев оставались «в столе», поскольку некоторых власть имущих слегка задевало их содержание. В частности, чиновникам не слишком понравилась строчка «Величество должны мы уберечь от всяческих ему ненужных встреч» из мультипликационной версии «Бременских музыкантов».
- Марк Минков, помимо музыки к вышеназванной киноленте, за 1983 год написал несколько струнных концертов и концертов для фортепиано, а также мюзикл «Мустафа». К сожалению, талантливый композитор не дожил для наших дней: 29 мая 2012 года он скоропостижно скончался от сердечного приступа.
- В своё время Энтину доводилось работать школьным учителем и библиотекарем.
- Главный герой киноленты, вопреки своему росту – большой храбрец. Упав в колодец и выбравшись из него (впрочем, не без помощи другого персонажа), он заявляет, что не боится ничего на свете.
Содержание и текст песни «Дорогою добра»
Песня «Дорогою добра» отлично соответствует киноленте, для которой она была написана: светлое и вдохновляющее творение, представляющее доброту и оптимизм главными жизненными ориентирами. Удивительно, но простые советы, отражённые автором в музыке ещё в «восьмидесятых», остаются актуальными до сих пор: не стоит жаловаться и грустить, уповать на удачу или стечение обстоятельств, поддаваться соблазнам и искушениям. Всё, что нужно для того, чтобы остаться хорошим человеком – это идти к свету («иди за солнцем следом»), придерживаясь пути доброты.
По словам самого автора текста, большинство из нас привыкло жить и работать с тем настроением, которое складывается из сторонних факторов, однако этот образ жизни – словно попытка пианиста сыграть мелодию на расстроенном инструменте. Поэтому прежде, чем приступить к делу, стоит осознать, что всё свершаемое происходит наилучшим образом при том уровне этике и нравственности, что свойственен людям. Говоря проще – всё движется только к лучшему, если «всегда идти дорогою добра».
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями: