Песня «Чему учат в школе?»
1 Сентября – «День Знаний». Это наполненное радостью и цветами всенародное торжество в сердце каждого нашего соотечественника занимает особое место, так как на протяжении целого десятилетия оно открывало новый, неизведанный, но в то же время интересный этап будущей жизни. Школы в этот светлый день всегда встречают своих воспитанников возвышенным настроением, приветливыми улыбками учителей и жизнерадостной музыкой. Песни, звучащие 1 сентября - это задорные композиции о детстве и школе. Некоторые создаются специально к любимому празднику, но есть и такие, которые традиционно звучат из года в год на протяжении многих десятилетий. Одну из них по праву именуют гимном всех первоклассников, и имеет она весьма подходящее название – «Чему учат в школе?».
Историю создания песни «Чему учат в школе?», а также интересные факты, текст и содержание композиции читайте на нашей странице.
Краткая история
В начале семидесятых годов творческая команда Главной редакции радиовещания для детей Всесоюзного радио плодотворно работала под руководством Народного артиста РСФСР Николая Владимировича Литвинова. Данным коллективом беспрерывно создавалось множество новых интересных радиопередач, к примеру, таких, как всеми любимые «Угадайка» и «Радионяня». Помимо этого, в «В детском радиотеатре» регулярно осуществлялись постановки самых разнообразных спектаклей, среди которых наибольшей популярностью пользовались музыкальные сказки. Так в начале 1973 года был составлен очередной обширный перечень радиопостановок и среди них значился спектакль «Дважды два – четыре», по мотивам сказочных историй знаменитого финского фольклориста Захариаса Топелиуса.
Пьеса предназначалась для будущих первоклассников и рассказывала о том, какая интересная жизнь ожидает их, когда они придут учиться в школу. Для построения такой сюжетной линии сказочной истории, чтобы она понравилась советским ребятишкам, пригласили талантливого, но самое главное опытного детского сценариста Виктора Смеханцева. О том, кто украсит спектакль музыкальными звуками, тоже вопрос не стоял. Эту важную миссию возложили на автора знаменитых песен «Антошка», «Чунга-Чанга» и «Голубой вагон» - Владимира Шаинского. Поскольку в сказке непременно должны были звучать задорные песни, сочинить текстовую основу к ним пригласили поэта, который очень любил сочинять для детей. Его имя Михаил Пляцковский.
Сразу было определено - вокальных композиций в сказке будет четыре: первая о дружбе, две о школе и последняя – завершающая спектакль. То, что одна из песен о школе будет посвящена таблице умножения (спектакль назывался «Дважды два четыре») в этом никто не сомневался, а вот на какую тему сочинить вторую ученическую композицию, об этом задумывались все. Помог случай.
В один прекрасный день Михаил Пляцковский возвращался домой. Войдя в подъезд, он подошёл к лифту и стал ждать, когда кабина спустится вниз. В то же время к нему подбежал соседский парнишка и сразу стал хвастаться, что осенью пойдёт в первый класс. Михаил Спартакович поздравил мальчика с таким важным в его жизни событием, но тут же услышал вопрос: а чему учат в школе? Как только неутомимый почемучка услышал первое разъяснение, он сразу произнёс: а ещё? Данное слово настырный мальчик повторял после каждого ответа и терзал дядю Мишу этим вопросом, пока лифт не остановился на нужном этаже и его двери не открылись. Будущий первоклассник попрощался с Михаилом Спартаковичем и пошёл домой, а поэт, войдя в свою квартиру, стал незамедлительно сочинять стихи, которые назвал «Чему учат в школе?». Спустя несколько дней Пляцковский, специально приехал в гости к Владимиру Шаинскому, чтобы показать текстовую основу песни о школе, которой не хватало в детском спектакле «Дважды два – четыре». Владимир Яковлевич прочитал стихи, а затем, не теряя времени, сел за рояль и наиграл незатейливую мелодию. Песенка вошла в спектакль в исполнении Эдуарда Хиля и Большого детского хора, однако забавная композиция так понравилась певцу, находящемуся на пике популярности, что вокалист включил её в свой репертуар.
Интересные факты
- Для музыкальной радиосказки «Дважды два четыре» Владимир Шаинский и Михаил Пляцковский сочинили четыре песенки, три из которых стали детскими шлягерами: «Чему учат в школе», «Дважды два четыре» и «Всё мы делим пополам».
- Радиосказка «Дважды два четыре» - это история о зайчике по имени Косой и белочке, которую зовут Рыжехвостая. На дороге пушистые друзья нашли четыре яблока, но между собой никак не могли поделить их поровну. На помощь им пришёл мальчик Пелле, который затем предложил зверятам пойти вместе с ним в школу, чтобы они для себя уяснили, что каждый обязательно должен учиться.
- Владимир Шаинский писал музыку в самых разных жанрах, однако наибольшую популярность приобрёл как композитор – песенник. В его творческом наследии более трёхсот песен, из которых почти пятьдесят он адресовал детям.
- Творческое сотрудничество композитора Владимира Шаинского и Михаила Пляцковского впоследствии было отмечено ещё много раз, но особенно оно засверкало в песне «Улыбка» из мультипликационного фильма «Крошка Енот».
- Нельзя не отметить, что стихи Михаила Пляцковского также легли в основу таких всеми любимых детских песен, как «Если добрый ты», «Настоящий друг» - муз. Б. Савельева, «Детство — это я и ты», «Дружат дети на планете» - муз. Ю. Чичкова, «Не дразните собак» - муз. Е. Птичкина.
Содержание и текст песни «Чему учат в школе?»
«Чему учат в школе?» В названии этой замечательной песенки содержится вопрос, а вот весьма развёрнутый ответ на него даёт поэтический текст композиции. То, что в школе учат писать, считать и читать – это знает каждый, однако это только начальный этап в процессе образования. Далее на первый план выходят более сложные предметы. К примеру геометрия даёт представления о различных фигурах, таких как круг и квадрат. География расскажет, где расположены различные города, страны, моря и океаны, а также объяснит почему идёт дождь или снег. Учебных дисциплин, изучаемых в школе довольно много и среди них родной язык, литература, математика, физика, химия, биология, история. Чтобы дать даже небольшое представление, что изучают все школьные предметы четырёх куплетов песни весьма маловато. Для этого, наверное, не хватило бы и сотни строф. Впрочем, в композиции прозвучало весьма важное изречение: школа воспитывает уважение к старшим и учит дружескому общению со сверстниками.
Песня «Чему учат в школе?» включает в себя четыре куплета. Несмотря на то, что музыка композиции незатейлива и проста в запоминании, её мелодическая линия, уложенная в минорной тональности и тактовом размере 4/4, довольно извилиста. Она содержит как выразительные интервальные скачки, так и поступенное движение.
«Чему учат в школе?». Эта незатейливая песенка, созданная более пятидесяти лет назад, и в нынешнее время является одним из самых популярных шлягеров. Можно с уверенностью сказать, что её звучание греет сердца и души каждого гражданина нашей страны, так как невольно вспоминаются самое чудесное и счастливое время - школьные годы.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями: