П.И. Чайковский «Марш» из балета «Щелкунчик»
Новый год. Чудесными символами этого волшебного праздника, которого в предвкушения чудес и ожидании приятных сюрпризов ждут как взрослые, так и дети, является красиво украшенная ёлка, добрый Дедушка Мороз и его внучка Снегурочка. Однако ещё одной традиционной опознавательной приметой наступления прекрасного торжества, так сказать его музыкальной увертюрой, для многих поколений нашей страны, стал сказочный балет «Щелкунчик», созданный великим Петром Ильичом Чайковским. Восхитительный спектакль, представляющий целый калейдоскоп красочных образов, наполнен чарующими музыкальными номерами, среди которых завораживающий «Танец Феи Драже», пленительный «Вальс цветов», гимн любви – «Адажио» из «Па-де-де» и, создающий особое праздничное настроение, весёлый «Марш».
Историю создания композиции «Марш» из балета «Щелкунчик» Петра Ильича Чайковского, а также содержание произведения и интересные факты читайте на нашей странице.
Краткая История
В связи с тем, что данный «Марш» является номером, входящим в балетный спектакль «Щелкунчик», то ни у кого не возникнет сомнения в том, что истории их создания между собой неразрывно связаны.
Всё началось с занятной идеи, которая в 1890 году пришла в голову Директору Императорских театров Ивану Александровичу Всеволжскому. Он задумал к постановке в Мариинском театре предложить необычной спектакль - помпезное представление, объединяющее сразу два жанра: оперу и балет. Не теряя времени, уже в конце года Всеволжский обратился к Петру Ильичу Чайковскому, который в то время в Мариинском театре контролировал постановку оперы «Пиковая дама», а также к балетмейстеру Мариусу Петипа.
Поделившись своей идеей с композитором и хореографом, Иван Александрович попросил помощи в её осуществлении. Пётр Ильич для одноактного оперного спектакля предложил пьесу датского драматурга Хенрика Херца «Дочь короля Рене», которая два года назад была поставлена в Москве на сцене Малого театра. Что касается сюжета балета, тут мнение Всеволжского и Петипа полностью совпало: литературной основой хореографического действа должна стать волшебная история немецкого литератора Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король». Если сочинение музыки к опере, которая впоследствии была названа «Иолантой», композитора не беспокоило, то хореографический спектакль заставлял его сильно волноваться. Впрочем, по понятным причинам Пётр Ильич не мог отказать Всеволжскому, а потому уже в начале 1891 года он со слов Ивана Александровича записал сюжет «Щелкунчика», а затем за его уточнением обратился к Петипа, у которого уже был составлен хореографический сценарий будущего балета.
Как и предполагал композитор, а также невзирая на то, что он работал в тесном содружестве с Мариусом Ивановичем, сочинение музыки к «Щелкунчику» у него шло с большим трудом. Пётр Ильич непрерывно жаловался брату Модесту о своих мучениях, связанных с созданием балета. Он говорил, что очень старается, но кроме «скверной мерзости» из-под его пера ничего не выходит. Тем не менее все мысли Петра Ильича были заняты только «Щелкунчиком», даже во Франции, куда его привело концертное турне, начавшееся в первых числах марта. Тогда же весной в Париже композитор закончил первый акт балета, в который вошёл вышеупомянутый «Марш».
Затем, из-за поездки в Нью-Йорк, на открытие концертного зала Карнеги-холл, сочинение «Щелкунчика» пришлось приостановить. По этому поводу Чайковский сильно переживал, ведь он не успевал сдать произведение к назначенному ранее сроку. В связи с этим он отправил Всеволжскому письменное послание, в котором просил Директора Императорских театров перенести премьеру спектакля на следующий театральный сезон. При всём при том, возвращаясь домой в Россию, Пётр Ильич сочинял музыку к балету даже в каюте корабля. Эскизные наброски произведения он полностью закончил в июне, оркестровку сделал в конце 1891 года, а премьера спектакля «Щелкунчик» состоялась лишь в декабре следующего года.
Интересные факты
- В Германии про щелкунчиков бытует легенда, на основании которой распространилось поверье, что эти механические игрушки приносят удачу. Поэтому до сих пор их частенько преподносят детям в качестве рождественских подарков.
- Свою замечательную рождественскую сказку «Щелкунчик и мышиный король» выдающийся немецкий писатель-романтик Эрнст Теодор Амадей Гофман в 1816 году придумал для детей своего друга - юриста и литератора Юлиуса Гитцига. Затем он записал волшебную историю, и осенью того же года отдал в издательство для публикации. К данной повести во многих странах сразу был проявлен большой интерес, а потому её стали переводить на разные языки. Однако знаменитый французский драматург Александр Дюма (отец) – автор знаменитых: «Графа Монте-Кристо» и «Трёх мушкетёров» этим не ограничился. Он представил свою версию сказки Гофмана и назвал её «История Щелкунчика». Необходимо отметить, что именно вариант Александра Дюма Иван Александрович Всеволжский и Мариус Иванович Петипа взяли за основу, когда составляли сюжетную линию балета «Щелкунчик».
- С премьерной постановки балета «Щелкунчик» была заведена замечательная традиция: некоторые второстепенные роли в балетных спектаклях отдавать учащимся хореографических училищ. В «Щелкунчике» это ярко продемонстрировано в одной из начальных сцен, когда на праздник собираются юные гости, а затем они резвятся под звуки весёлого «Марша».
- К сожалению, но задумка Ивана Александровича Всеволжского: в одном феерическом представлении соединить оперу и балет потерпела неудачу. Опера «Иоланта» и балет «Щелкунчик» вместе были показаны только на премьерном исполнении. Впоследствии у каждого из спектакля была самостоятельная и довольно счастливая театральная жизнь.
- «Щелкунчик» -это яркий спектакль, в котором артисты демонстрируют около полутора сотни разных костюмов, а для обслуживания представления требуется технический персонал в количестве более пятидесяти человек.
Содержание «Марша» из балета «Щелкунчик»
События в балете «Щелкунчик» начинаются в канун светлого праздника Рождества. В доме доктора Штальбаума идут приготовления к радостному торжеству. Зал для проведения праздника красиво убран, хозяева ждут прихода гостей, которые прибывая любуются красиво украшенной рождественской елью. Раздаются звуки весёлого «Марша», под музыку которого дочь Штальбаума Мари, её брат Фриц и приглашённые дети, задорно танцуют вокруг ёлки, а затем получают, приготовленные для них подарки. Данный номер, с присущей ему торжественностью, но в то же время шутливостью, занимает особое место в сюжетной линии балета. Воссоздавая картину детского праздника, он своей игрушечностью и сказочностью характеризует самое беззаботное и счастливое время в жизни человека.
В композиции ярко воссозданы два музыкальных образа. Первый - бойкий мальчишеский: основан на ритмичном фанфарном мотиве. Второй – это облик озорных девчонок: он представлен жизнерадостной танцевальной мелодией.
«Марш» автор заключил в трёхчастную форму, а, чтобы передать жизнерадостное настроение композиции, раскрасил её высоким регистром и светлым Соль мажором.
Произведение открывают призывные сигналы духовых инструментов, затем эстафета передаётся струнной группе, в исполнении которой звучит лёгкая и подвижная тоже четырёхтактовая мелодическая фраза. Затем, после повторного проведения первоначальных тем, музыкальный материал получает небольшое развитие, представленное в небольшом восьмитактовом эпизоде. Далее вновь возвращаются фанфарная и танцевальная темы, а после их репризного повторения начинается средняя часть композиции, характер музыки в которой заметно преображается. Мажорный лад меняется на минорный. Токкатная мелодия, представленная шестнадцатыми нотами, звучит легко, суетливо и даже немного тревожно, как - будто предсказывает героям сказочной истории волнующие приключения. В спектакле под эту музыку, звучащую всего восемь тактов, дети получают рождественские подарки. Затем начинается третья часть. Это реприза, полностью повторяющая музыкальный материал начального раздела.
«Марш». Популярность этой знаменитой композиции, сочинённой Петром Ильичом Чайковским для волшебной новогодней истории не имеет границ. Уже то, что она является музыкальной заставкой ежегодного международного телевизионного музыкального конкурса юных исполнителей «Щелкунчик», говорит о значимости и престижности этого жизнерадостного произведения.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями: