Пётр Ильич Чайковский «Танец Феи Драже»

 

Пётр Ильич Чайковский «Танец Феи Драже»Среди великих композиторов, которые прославили наше отечество, немеркнущим светом сияет имя Петра Ильича Чайковского. Оно дорого поклонникам классической музыки не только в России, но и за её пределами. Бесценное наследие, оставленное выдающимся маэстро последующим поколениям, включает в себя множество гениальных композиций, сочинённых в самых различных музыкальных жанрах. Однако среди творений Чайковского особую любовь заслужил балет «Щелкунчик» - произведение, ставшее символом Рождества и Нового года. В созвездии ярчайших номеров хореографического спектакля необычайно выделяется восхитительный «Танец Феи Драже», так как эту лирическую миниатюру композитор эффектно украсил звуками неизвестного до того времени  инструмента челесты.

Историю создания «Танца Феи Драже» Чайковского, а также интересные факты и музыкальное содержание композиции читайте на нашей странице.

 

 

 

История создания

Поскольку «Танец феи Драже» является одним из номеров, которые Пётр Ильич Чайковский сочинил для балета «Щелкунчик», то, вне всякого сомнения, истории создания этих произведений между собой тесно взаимосвязаны.

Петр Ильич Чайковский

Всё началось с того момента, когда Ивану Александровичу Всеволжскому - руководителю императорских театров пришла в голову идея, на сцене «Мариинки» поставить необычный спектакль. По замыслу талантливого руководителя это должна быть пышная феерия, состоящая из спектаклей двух жанров: оперы и балета. Подбирая материал для своей задумки, который бы мог быть положен в сюжетную основу новых музыкальных спектаклей, он пересмотрел огромное количество литературных источников и остановился на двух произведениях. Содержание пьесы датского литератора Хенрика Херца «Дочь короля Рене» Иван Александрович посчитал подходящей для одноактной оперы, а сказку немецкого писателя Эрнста Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» - для двухактного балета. Поскольку в то же самое время в Мариинском театре шла подготовка к премьерному показу «Пиковой дамы», и Чайковский постоянно присутствовал на репетициях своей оперы, Всеволжский, долго не думая, предложил композитору сочинить музыку к спектаклям по выбранным им сюжетам.

 

Отказать директору императорских театров Пётр Ильич не мог, однако за оперу, которая впоследствии получила название «Иоланта» композитор даже не беспокоился, но сомнение и даже панику у него вызывал балетный спектакль. Несмотря на все свои опасения, композитор немедля со слов Ивана Александровича записал сюжет, а спустя время обратился за помощью к Мариусу Петипа – балетмейстеру, у которого уже был создан подробный план хореографии «Щелкунчика».

Мариус Петипа

Между тем, вопреки всем усилиям Чайковского, сочинение музыки балета, к которому он приступил в 1890 году, продвигалось очень медленно. Сильно расстраиваясь, композитор с горечью сетовал об этом своему брату Модесту и Ивану Александровичу Всеволжскому. В письмах Пётр Ильич писал им, что испытывает чувство неудовлетворения, так как ничего хорошего у него не получается. Однако, несмотря не на что, сочинение балета непрерывно продолжалось, и даже когда Чайковский в конце зимы 1891 года выехал во Францию, все его мысли были направлены на музыку «Щелкунчика».

 

Первый акт балета композитор завершил в марте в Париже, а затем в Руане приступил ко второму действию. Вскоре свои изменения в работе над «Щелкунчиком» внесли концерты маэстро в столице Франции и намеченная поездка в Соединённые Штаты, где должно было состояться открытие нового концертного зала Карнеги-холл. Пётр Ильич сильно переживал, что не успеет к установленному сроку закончить произведение и поэтому в послании к Всеволжскому он попросил о переносе на следующий театральный сезон премьерного показа новых спектаклей. Тем не менее, композитор постоянно размышлял над образами сказки Гофмана и даже когда пересекал океан в каюте, непрерывно сочинял музыку балета. Наконец в июне, уже по возвращению в Россию, в эскизных набросках произведения, в числе которых был упомянутый выше «Танец Феи Драже», им была поставлена последняя точка.

рукопись балета «Щелкунчик»

К оркестровке «Щелкунчика» Чайковский смог приступить только в декабре, однако именно в процессе этой работы ему пришла мысль: наиболее яркие эпизоды сочинения объединить в сюиту. На инструментовку балета композитор потратил два месяца и в марте 1892 года на концерте Российского Музыкального Общества он впервые представил на суд слушателей шесть номеров из «Щелкунчика», среди которых был «Танец Феи Драже».

Репетиции самого балета в Мариинке начались осенью, а его премьера состоялась в первой половине декабря 1892 года.

 

балет «Щелкунчик» Танец Феи Драже 

Чайковский Иван Александрович Всеволожский 

 

Интересные факты

  • В декабре 1892 года в Санкт-Петербурге с нетерпением ждали премьеры «Щелкунчика». По городу ползли слухи, что для зрителей на спектакле приготовлен какой-то особенный подарок. Вскоре стало известно, в балете будет танцевать знаменитая итальянская балерина Антониетта Дель-Эра. Однако сюрприз, по задумке композитора, заключался не в этом. Когда европейская прима вышла на сцену, её танец сопровождался необычайно волшебными звуками неизвестного инструмента, который, как стало позднее известно, назывался челестой.
  • Челеста – инструмент, патент на изобретение которого получил французский мастер Огюст Мюстель в шестидесятых годах XIX века. Этот клавишный металлофон, по внешнему виду напоминат пианино. Источником его звука являются металлические пластинки с резонаторами.
  • Летом 1892 года, во время своей концертной поездки Пётр Ильич, впервые услышавший челесту, был так заворожён её звучанием, что незамедлительно написал письмо издателю Петру Юргенсону с просьбой купить этот чудесный инструмент, который стоил 1200 франков. Помимо этого, композитор умолял держать всё в секрете, так как побаивался, что Глазунов и Римский-Корсаков раньше него могут воспользоваться эффектными звуками этого нового инструмента.
  • Впервые звук челесты в своём произведении задействовал французский композитор Эрнест Шоссон в 1888 году, затем, помимо Чайковского, этот инструмент использовали Имре Кальман, Белла Барток, Бенджамин Бриттен, Дмитрий Шостакович и другие композиторы.

 

 

Содержание «Танца Феи Драже»

Во втором акте, после того как были побеждены злые силы и неуклюжий Щелкунчик предстал перед Мари в образе прекрасного принца, наши герои отправляются в сказочное царство сластей, в город Конфитюренбург. Там уже идут приготовления к пышному празднику. Встречать и приветствовать дорогих гостей выходит сама повелительница царства Фея Драже и её свита. Принц знакомит всех со своей спутницей и рассказывает о чудесном спасении. Фанфары возвещают о начале торжества, а распорядитель приглашает принять участие в празднике. Звучит испанский танец «Шоколад», арабский – «Кофе», китайский – «Чай», русский – «Трепак», роскошный «Вальс цветов» и другие очаровательные номера.

 

И вот на авансцену выходит сама Фея Драже и начинает свой изящный танец в сопровождении удивительного инструмента челесты, звучание которого напоминает волшебный хрустальный перезвон. Танец Феи Драже – это светлая и нежная по своему характеру миниатюрная композиция, написанная композитором в трёхчастной форме, тональности ми минор и размере 2/4. Авторское темповое указание - Andante non troppo.

Челеста

Произведение начинается с прозрачного четырёхтактового вступления пиццикато струнных, а далее со своим волшебным звучанием вступает челеста. Исполняемая ею очаровательная мелодия с нисходящим рисунком напоминает падающие капельки воды. После первой части, включающей всего шестнадцать тактов, начинается средний раздел, где на первый план выходит звучание всего оркестра. В заключении средней части особое внимание привлекает эффектная каденция арфы. Стоит отметить, что некоторые хореографы при постановке Танца Феи Драже вырезают восемь тактов второй части, оставляя только красивые переливы арфы. Последний, заключительный раздел композиции, репризно повторяет первую часть.

 

«Танец Феи Драже» - это не просто очаровательная грациозная мелодия, в которой Чайковский хотел продемонстрировать невиданный до той поры инструмент. Композитор в её холодноватом звучании создал чувственный образ, в котором ощущается нежное волнение и загадочная сдержанность. Тем не менее, не вдаваясь в подробности сложного эмоционального содержания этой лирической композиции, важно отметить, что она всеми очень любима, так как её звуки, напоминающие колокольчики, ассоциируются с самым волшебным праздником – Рождеством.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:


Пётр Ильич Чайковский «Танец Феи Драже»