П.И. Чайковский «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик»

 

Снежинки. В детстве каждый из нас с восторгом любовался спускающимися с неба красивыми ледяными кристалликами. Они похожи на маленькие сверкающие звёздочки, но к сожалению, это чудо, попадая на тёплые ладони, исчезает без следа. Снежинки, являются символом вечности и возрождения, а потому искусно вырезая из бумаги, люди и в нынешнее время на Новый год любят украшать ими свои дома. Помимо того непременным номером возле празднично украшенной ёлки стал танец прелестных девочек – снежинок. Не нарушая этой устоявшейся традиции, великий Пётр Ильич Чайковский, создавая музыку сказочного балета «Щелкунчик», действия которого происходят в канун Нового года, сочинил для спектакля изумительную композицию и назвал его «Вальс снежных хлопьев».

Историю создания «Вальса снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» Петра Ильича Чайковского, а также содержание произведения и интересные факты читайте на нашей странице.

 

 

 

Краткая история

Можно с уверенностью сказать, что история самого знаменитого «Танца снежинок», который в балете Петра Ильича Чайковского «Щелкунчик» именуется «Вальс снежных хлопьев», началась с того момента как Директор Императорских театров Иван Александрович Всеволжский задумал в Мариинском театре поставить весьма своеобразный спектакль. Его оригинальность заключалась в том, что представление должно объединять сразу два жанра: оперный и балетный. Перелистав множество литературных источников Иван Александрович остановил выбор на сказочной истории знаменитого немецкого писателя Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король»: она весьма подходила для хореографического спектакля. Всеволжский так сильно загорелся своей идеей, что, основываясь на первоисточнике, сформировал свою сюжетную линию будущего балета, а затем, не теряя времени, попросил профессионально подкорректировать сценарий балетмейстера Мариуса Петипа. Следующим этапом в осуществлении проекта было обращение Всеволжского к композитору Петру Ильичу Чайковскому, который не только подсказал тему для одноактной оперы, но и конечно же согласился сочинить музыку к этим двум спектаклям.

Петр Ильич Чайковский

Необходимо отметить, что за оперу, которая впоследствии была названа «Иолантой», Чайковский не волновался. Он и сам, ранее познакомившись с пьесой датского драматурга Хенрика Херца «Дочь короля Рене», весьма заинтересовался данным сюжетом и хотел раскрасить его музыкальными звуками, а вот хореографический спектакль вызывал у него сильное беспокойство. Тем не менее несмотря на отсутствие желания сочинять балет, композитор не мог отказать Директору Императорских театров, а потому незамедлительно обратился к нему за сценарными наработками. Так получилось, но Петру Ильичу пришлось записывать сюжет произведения со слов Всеволжского, но для начала работы, к которой он намеревался приступить сразу в начале 1991 года, этого оказалось весьма недостаточным. Тогда композитор направился к Мариусу Ивановичу, который уже успел составить хореографический план постановки.

Мариус Петипа

Впрочем, тесное сотрудничество с балетмейстером творческого посыла Петру Ильичу не прибавило, а потому сочинение «Щелкунчика» у него шло с невероятным напряжением. Об этом Чайковский постоянно жаловался брату Модесту, а то, что выходило из-под его пера называл не иначе как «скверной мерзостью». Впрочем, вскоре в творческий процесс композитора была внесена значительная корректировка. В январе он получил приглашения, от которых не мог отказаться. В марте в Париже Чайковский должен был присутствовать на концерте, состоявшем из его произведений, а в мае в Нью-Йорке дирижировать своими сочинениями на открытии концертного зала Карнеги-холл. Впрочем, нужно воздать должное Петру Ильичу: сочинением балета он даже в поездке занимался каждую свободную минуту.

 

Будучи во Франции, в марте композитор закончил первое действие «Щелкунчика», а из этого следует, что «Вальс снежных хлопьев», завершающий данный акт Чайковский создавал, находясь под впечатлением от своего успешного выступления в Париже – прекрасном городе, символизирующем любовь и романтику. В США, из-за большой концертной занятости, сочинительскую работу Чайковскому пришлось приостановить, и он очень переживал, что не успевает к установленному сроку сочинить весь материал. Ему даже в письменном послании пришлось просить Всеволжского о переносе премьеры спектаклей на следующий театральный сезон.  Пётр Ильич завершил сочинение музыки «Щелкунчика» в июле, в декабре сделал оркестровку произведения, а премьерное исполнение выстраданного им произведения, которое сегодня причисляют к шедеврам балетного искусства, успешно состоялось в декабре 1892 года.

 

балет «Щелкунчик» «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» 

Чайковский Иван Александрович Всеволожский 

 

Интересные факты

  • Немецкая легенда гласит, что забавные куколки Щелкунчики обладают магическими свойствами и оберегают дом от нечистой силы. Помимо этого, в Германии верят, что эта механическая игрушка привлекает к человеку удачу, а также приносит ему счастье. В связи с таким поверьем Щелкунчиков преподносят детям или родственникам в качестве рождественских подарков.
  • Рождественскую историю про «Щелкунчика и мышиного короля» в 1816 году прусский писатель-сказочник Эрнст Теодор Амадей Гофман придумал для детей своего приятеля Юлиуса Гитцига. Однако эта сказка и самому литератору показалась весьма забавной, а потому он её доработал, записал и отправил в издательство, где спустя время волшебную повесть напечатали. Вскоре сочинением заинтересовались во многих странах, и оно было переведено на разные языки, однако особое внимание на эту историю обратил французский писатель Александр Дюма (отец). Он на свой лад изложил сказку и назвал её «История Щелкунчика». Важно заметить, что Иван Александрович Всеволжский и Мариус Иванович Петипа для основы сюжетной линии балетного спектакля «Щелкунчик» выбрали версию Александра Дюма.
  • Именно со спектакля «Щелкунчик» в балетном искусстве появилась славная традиция: воспитанникам хореографических училищ поручать в спектаклях исполнять определённые второстепенные роли.
  • «Щелкунчик» - это красочный музыкальный спектакль, в котором демонстрируется полторы сотни ярких костюмов. Для освещения балета используют около семисот осветительных приборов, а во время впечатляющего «Вальса снежных хлопьев» сбрасывается около двадцати килограммов конфетти.
  • Увы, но замысел Ивана Александровича Всеволжского: в одном представлении объединить оперу и балет потерпел неудачу. Балет «Щелкунчик» и опера «Иоланта» на сцене оперного театра вместе были показаны только один раз на премьерном исполнении. Далее оба спектакля стали жить успешной самостоятельной сценической жизнью.

 

 

Содержание

По сценарию балета, когда Щелкунчик с помощью Мари победил армию Мышиного короля и превратился в прекрасного Принца, главные герои оказываются в волшебном заснеженном зимнем лесу. Начинает падать снег, который ветер затем закручивает так, что начинается вьюга Музыкальный материал, рисующий данный природный пейзаж, не только весьма изобразителен, но и выразителен. Он представлен в композиции, который именуется «Вальс снежных хлопьев». Музыку данного номера можно охарактеризовать как сказочную, прозрачно-воздушную, хрупкую, но при этом немного встревоженную. Она не содержит ярко-контрастных тем, однако настолько живописна, что, слушая её, даже ощущаешь прохладу, а когда балерины, изображающие снежинок, изящно танцуют под эту музыку, то вызывают ассоциации с кружившимся метельным вихрем.

Вальс открывает весьма развёрнутое вступление, в котором происходит настрой на характер произведения. Всё начинается с проводимых флейтами трёхзвучных мотивов, а затем у виолончелей звучит небольшая, с преобладанием хроматизмов, нисходящая фраза. В дальнейшем она передаётся первым скрипкам и флейтам, проходя у них попеременно. После неоднократного проведения такого «вихрящегося» напева раздаются переливы арфы, оповещающие, что начинается основная часть «Вальса». Её первая тема, звучащая у флейт и представляющая собой короткие покачивающиеся мотивы, основана на мелодических терцовых и квартовых интервалах, начинающихся на слабой доле. Такой композиторский приём, то есть сглаживание сильных долей при синкопировании, создаёт эффект своеобразного мерцания. Это впечатление автор после окончания каждого восьмитактового предложения поддерживает переливами арфы.

Следующая тема музыкального материала заметно отличается от первоначальной. На фоне скромного аккомпанемента пиццикато струнных её исполняет группа деревянных духовых инструментов. Мелодия весьма незамысловатая и её можно охарактеризовать как раскачивающуюся или же кружащуюся. Так продолжается всего один период, а далее короткие ниспадающие мотивы, исполняемые группой деревянных духовых инструментов, звучат как изящное сопровождение к нежной мелодии, мягко исполняемой тромбоном. Вскоре вновь возвращается первоначальная «мерцающая» тема, но теперь она звучит у первых скрипок, гармонически поддерживаемая мягкими аккордами валторн.

Затем начинается раздел, который можно обозначить как трио. На первый план выходит светлая мелодия, исполняемая детским хором. Двухголосная и очень распевная, красочно расцвечиваясь оркестровым сопровождением, она повторяется несколько раз и подводит к репризной части композиции, в которой главная «мерцающая» тема произведения звучит весьма насыщенно у флейт, кларнетов, скрипок и альтов. Далее музыкальный динамично развиваясь подводит к кульминационной коде, в которой темп меняется на presto. В довольно развёрнутой финальной части в стремительном вихревом темпе, объединяясь и сплетаясь, пролетают все ранее звучащие темы, и даже тема детского хора из светлого хорала превращается в весёлый напев. Вдруг внезапная пауза, после которой наступает умиротворение и мелодия, исполняемая хором вновь становится светлой ангельской песней. На этом заканчивается не только «Вальс снежных хлопьев», но и всё первое отделение балета «Щелкунчик». 

 

«Вальс снежных хлопьев». Эта живописная композиция, созданная Петром Ильичом Чайковским для сказочного балета «Щелкунчик» весьма гармонично вписалась в сюжетную линию волшебного новогоднего спектакля. Завораживающая прекрасная музыка с первых звуков не только поднимает праздничное настроение, но и заставляет поверить в настоящие чудеса, которые случаются под Новый год.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:


П.И. Чайковский «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик»