П.И. Чайковский «Адажио» из балета «Щелкунчик»

 

«Щелкунчик». Так называется сказочный балет Петра Ильича Чайковского, часто именуемый музыкальной увертюрой к наполненным чудесами новогодним праздникам. Став одним из самых известных русских балетов, он признан бесценным шедевром, который ежегодно представляют на сценах музыкальных театров всего мира под Рождество и Новый год. Чтобы зарядиться настроением волшебства наступающего чудесного праздника, у многих людей стало доброй традицией посещение этого красочного музыкального спектакля, насыщенного каскадом восхитительных номеров. Среди них особого внимания заслуживает «Адажио» из «Па-де-де» Феи Драже и Принца Оршада.

Историю создания «Адажио» из балета «Щелкунчик» Петра Ильича Чайковского, а также содержание произведения и интересные факты читайте на нашей странице.

 

 

 

Краткая история

Осенью 1890 года Директору Императорских театров Ивану Александровичу Всеволжскому в голову пришла увлекательная идея. Он замыслил на сцене Мариинского театра представить не совсем обычную постановку. Её особенность заключалась в том, что театральное действо должно быть двухжанровым и включать в себя как оперу, так и балет. Стремясь побыстрее осуществить задумку, Иван Александрович при первом удобном случае познакомил с сутью увлекательной идеи балетмейстера Мариуса Ивановича Петипа и композитора Петра Ильича Чайковского, который в то время постоянно присутствовал в Мариинском театре на репетициях премьерной постановки «Пиковой дамы». Предприимчивый руководитель попросил их содействия в осуществлении своих намерений.

Петр Ильич Чайковский

Пётр Ильич в качестве литературной основы для небольшой оперы, не раздумывая предложил произведение датского драматурга Хенрика Херца «Дочь короля Рене», на сюжет которого уже давно обратил своё внимание. А вот при выборе произведения для балета Всеволжский при поддержке Петипа остановился на сказке знаменитого немецкого писателя Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король». Можно с уверенностью сказать: именно с этого момента и начинается история создания знаменитого «Адажио» из «Па-де-де» балета, который впоследствии будет именован «Щелкунчик». Сразу следует отметить, что Чайковский принял предложение директора без особого желания. За оперу, в дальнейшем названную «Иолантой», он не волновался, а вот сочинение музыки балета вызывало у Петра Ильича большое беспокойство. Тем не менее отказать самому Всеволжскому композитор не мог и потому не теряя времени обратился к нему за сценарными наработками. Развитие сюжетной линии будущего балета Чайковскому пришлось записывать со слов Ивана Александровича, но этого для начала работы композитору оказалось недостаточно. Тогда за помощью Пётр Ильич обратился к  Мариусу Петипа, который к тому времени успел написать композиционный план хореографии «Щелкунчика». Однако несмотря на тесное творческое сотрудничество с Петипа сочинение музыки балета продвигалось с большим напряжением, да и то, что выходило из-под пера композитора, он в письмах, жалуясь своему брату Модесту, называл «скверной мерзостью».

Мариус Петипа

Вскоре намеченные Чайковским композиторские планы получили большую корректировку. В январе он получил приглашение принять участие в концертах во Франции, а затем в США на открытии концертного зала Карнеги-холл. От других предложений знаменитый на весь мир композитор, из-за заказа от Дирекции Императорских театров, отказывался, но не поехать в Америку, где его превозносили как великого маэстро, Пётр Ильич не мог. Впрочем, сочинением балета Чайковский занимался постоянно и находясь в Париже он всё же успел закончить первый акт балета.

 

Концерты в Карнеги-холл приостановили сочинение «Щелкунчика» и несмотря на то, что выступления прошли с ошеломляющим успехом, настроение у композитора было не очень хорошим. Он не успевал к ранее обговорённому сроку сочинить заказанные произведения, а потому отправил Всеволжскому послание с просьбой перенести премьерные исполнения спектаклей на следующий театральный сезон. Тем не менее Пётр Ильич каждую свою свободную минуту и даже в каюте корабля посвящал сочинению музыки «Щелкунчика». Возможно шелест волн пересекаемого океана навеял композитору волшебные звуки «Адажио» из «Па-де-де» Феи Драже и Принца Оршада. Вернувшись в Россию, Чайковский в июле завершил сочинение балета, а только в декабре он доделал его оркестровку. Премьера «Щелкунчика» с большим успехом состоялась в конце 1892 года.

 

балет «Щелкунчик» «Адажио» из балета «Щелкунчик» 

Чайковский Иван Александрович Всеволожский 

 

Интересные факты

  • В Германии игрушка-Щелкунчик является новогодним символом. Немцы дарят его своим родственникам и друзьям как оберег, так как верят, что, лязгая своими большими зубами, игрушка защищает дом от злых духов, а также приносит удачу и счастье.
  • Сказочную историю «Щелкунчик и мышиный король» знаменитый немецкий писатель Эрнст Теодор Амадей Гофман в 1816 году сочинил для детишек своего приятеля - юриста Юлиуса Гитцига. Затем он поразмыслил, записал сказку и направил в издательство, где её вскоре опубликовали. Спустя время волшебная повесть, переведённая на разные языки, приобрела популярность во многих странах. Впрочем, она настолько понравилась знаменитому французскому писателю Александру Дюма (отцу), что он решил представить свой вариант данного произведения и озаглавил его «История Щелкунчика». Стоит заметить: именно версия Александра Дюма легла в основу сюжетной линии балета «Щелкунчик».
  • Па-де-де. В балете это большая дуэтная сцена, включающая в себя несколько номеров, которые исполняют главные герои спектакля. Этот «танец для двоих» имеет определённое строение: впечатляющий выход персонажей, плавный медленный танец, именуемый «Адажио», поочерёдное соло каждого из танцовщиков – вариации и заключительная часть сцены - кода.
  • «Па-де-де» в балете «Щелкунчик» танцуют не главные герои - Маша и Щелкунчик, а Фея Драже и Принц Оршад. Особую популярность в данной сцене получили «Адажио» и Вариация II, которая получила известность под названием «Танец Феи Драже».
  • С балета «Щелкунчик» в данном виде сценического искусства зародилась хорошая традиция: второстепенные роли в спектаклях поручать воспитанникам хореографических училищ.

 
 

 

Содержание

По сюжету балета, после того, как Мышиный король и его армия были повержены, произошло чудо: Щелкунчик превратился в прекрасного Принца. Затем счастливые герои отправляются в волшебную страну, где их уже ждут и готовятся к грандиозному празднику. Начинается торжество. Жители и гости сказочного города Конфитюренбург танцуют восхитительные танцы. Далее после яркого дивертисмента повелительница страны прекрасная Фея Драже и Принц Оршад – Коклюш исполняют обворожительное «Па-де-де», которое начинается чарующим «Адажио», являющимся лирической кульминацией всего балета.

Для данной композиции автор выбрал лучезарный Соль мажор, четырёхдольный тактовый размер, темп Andante maestoso, а заключил её в трёхчастную форму.

«Адажио» открывается нежным переливающим каскадно-арпеджированным звучанием двух арф. Их приемом пиццикато гармонически поддерживает группа струнных инструментов. На этом завораживающем фоне в третьем такте вступают виолончели. Исполняемая ими мелодия начинается с поступенного нисходящего движения от тонического звука «соль». Только гений композитора Чайковского смог так ритмически представить обычную гамму, что её воспринимают не иначе, как чарующую музыку, воспевающую самое прекрасное человеческое чувство - любовь. Следующая фраза секвенционно повторяет первую, но только от звука «ми». Затем эта гаммообразная тема получает развитие и начинает эстафетно передаваться от одних инструментов другим. Сначала её поют флейта и кларнет, затем эстафета передаётся гобою и фаготу, а далее к этому ансамблю духовых инструментов подключаются скрипки. Вслед за тем, путём добавления других инструментальных голосов происходит активное динамическое развитие музыкального материала.

В среднем разделе на первый план выходит проникновенный тембр гобоя. Его выразительная извилистая мелодия, начинается из затакта и звучит на фоне триольного сопровождения группы валторн. Затем та же музыкальная фраза повторяется бас-кларнетом, а далее из неё вычленяются мотивы, которые, получая активно развитие у струнных инструментов, подготавливают кульминацию, начинающуюся в третьей части. Здесь вновь возвращается первоначальный вдохновенный тематический материал, но только теперь он звучит на фортиссимо мощно и торжественно у всего оркестра, как гимн, прославляющий красоту, доброту, верность, преданность и любовь.

«Адажио». Этот возвышенный номер, созданный Петром Ильичом Чайковским для «Па-де-де» балета «Щелкунчик», в нынешнее время причисляют к драгоценным страницам мировой классической музыки. Он по праву удостаивается самых хвалебных эпитетов, однако самым ценным является то, что его величают гимном верной, а значит счастливой любви.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями: