Французский рэп

 

С самого своего зарождения на улицах Бронкса рэп считается музыкой протеста. Этот жанр умеет разжигать толпу и общество, ломать стулья, провоцировать резкими высказываниями. Любят его, в том числе, за это. Французский рэп, как явление, созданный в основном мигрантами из бывших французских колоний, максимально следует своим корням. При этом ему не занимать музыкальной индивидуальности, изобретательности и эффектности.

Краткую историю французского рэпа, причины его популярности, роль в социальном и культурном дискурсе, а также разные интересные факты читайте на нашей странице.

 

 

 

Популярные композиции

«Laisse pas traîner ton fils». Один из главных хитов «Supreme NTM», вышедший в качестве одноимённого сингла и звучавший в конце 1998 году на всех французских радиостанциях. В своей лирике JoeyStarr рассказывает о напряжённых отношениях с отцом и о том, что улица спасла его. В композиции использована скрипка, которая уже в следующем треке из альбома уступила место пианино.

«Laisse pas traîner ton fils» (слушать)

«Petit frère». Песня, вошедшая в третий альбом группы «IAM», благодаря которому она стала популярной во всём мире. В композиции использован сэмпл из песни «Wu-Tang Clan» — «C.R.E.A.M», — в которой говорится «Маленький брат». Внутренний стержень песни — это улицы, тяжёлое детство и наставничество.

«Petit frère» (слушать)

IAM

 

«A.W.A.». Карим Зену, более известный как Lacrim, родом из Марселя. Путь на вершину хит-парадов у исполнителя был тернистым — он рос в нищете и ночлежках на улице, даже успел отсидеть в тюрьме. В этой композиции, исполненной вместе с известным американским рэпером French Montana, вся квинтэссенция творчества Лакрима — он вспоминает своё детство и проводит параллель с артистами, которые «родились с золотой ложкой во рту».

«A.W.A.» (слушать)

«DA». Песня принадлежит второму альбому группы «PNL» — «Danslallegende», который получил бриллиантовый статус. Слушателей подкупила она медленным темпом и интересной меланхоличной мелодией. Структурно, как и большинство песен группы, состоит из афоризмов и отсылок, объединенных общей темой — жизнь в большом городе и отношения с женщинами. Любопытно, что куплеты исполнителей длятся одинаково, по одной минуте каждый, но первый содержит почти в два раза больше слов, чем второй. Этот факт наглядно демонстрирует, как рэперы могут по-разному подходить к произношению слов, образуя совершенно иное звучание.

«DA» (слушать)

 

 

 

 

История французского рэпа

Французский язык — быстрый и плавный, без лишних пауз, производит красноречивый эффект и идеально подходит для рэпа. Кроме того, французское правительство ещё в конце 1980-х обязало все местные радиостанции транслировать не менее 40 процентов французской музыки. Казалось бы, уже этих фактов достаточно для сильной почвы, на которой взошла бы французская хип-хоп культура и рэп в частности. Однако, каким плавным и романтическим не был бы французский язык, история рэпа в этой стране началась не с любовных баллад и оптимистических зажигающих мелодий. А напротив — с неприкрытой ярости, вызванной многолетним угнетением и ментальностью различных народов Франции.

Зарождение хип-хопа во Франции повторяет аналогичный процесс в США: он нашёл отклик у интернациональной молодёжи так называемых «les cites», которые во многом похожи на американские гетто. Парижские пригороды стали питательной средой для нового типа экспериментальной музыки, отличающейся особой ритмикой и речитативом. Изначально в основе французского рэпа лежали проблемы идентичности и связанные с ней исторические травмы. Именно бремя иммигрантов из африканских и арабских стран составило магистральную линию французского рэпа на заре его появления. Иммигранты, соседствуя с местным наименее защищённым контингентом, объединились вокруг музыки (а также граффити и брейк-данса). Только представьте: конец 1970-х, Бронкс и его неблагоприятные кварталы, банды и обычные мальчишки, выходящие на улицу и заявляющие о своём праве творить. Во Франции всё происходило практически так же.

Настоящий прорыв во французской хип-хоп культуре связан с DJ Dee Nasty и его диджейским пультом. Он организовывал закрытые вечеринки для молодёжи, на которых крутил собственные миксы. В 1984 году DJ Dee Nasty издал свою первую пластинку «Dans la langue de Molière», после чего рэп стал ещё более притягательным для желающих созидать и высказываться посредством музыки.

DJ Dee Nasty

1984 год ознаменовался запуском на французском телевидении шоу под названием «H.I.P.H.O.Paired». Эта программа произвела настоящий фурор и даже опередила первый американский хип-хоп сериал «Yo! MTV Rapsby» на четыре года. Шоу было сосредоточено главным образом вокруг брейк-данса и скретчинга, но на нём постоянно появлялись различные исполнители рэпа. Во время европейских гастролей эфир посетили даже Кёртис Блоу и Afrika Bambaataa, отцы-основатели хип-хоп культуры.

Впервые стали заявлять о себе французские рэп-группы в конце 1980-х. «NTM» («Nique Ta Mere a.k.a. Fuck Your Mother») и «IAM» стали для Франции «NWA» и «Public Enemy» соответственно. По примеру американских коллег, они писали провокационные тексты, в которых критиковали правительство, богатых, а также поднимали проблемы сегрегации, бедности, безработицы и полицейского произвола. Французские рэперы этого поколения не вписывались в конъюнктуру, а потому не могли часто транслироваться на радио и телевидении, оставались в андеграунде.

NTM

Однако в начале 1990-х французский рэп становится более ритмическим и танцевальным, что связано с такими группами как «Alliance Ethnik» и «Ménélik». Тенденция поставить ритмический речитатив в обслуживание более популярных сюжетов была с радостью встречена массами и даже не обнаружила сопротивления со стороны политиков. Заметным исполнителем на тот момент был MC Solaar. Любителям американского рэпа он запомнился гостевым куплетом на альбоме покойного Guru, выпущенном в 1993 году. С другой стороны, Mc Solaar также приписывал своей музыке особую философию и послание: творчество вместо разрушения, искусство вместо насилия. Он описывал свою музыку и стиль в целом как шанс вырваться из-под исторического гнёта творческим и осмысленным образом.

Во второй половине 1990-х французский рэп обзавёлся внушительным рынком. Особенно выделялись такие команды, как «Saian Supa Crew», «La Caution», «La Fonky Family» и другие. Внимание к себе привлекли группы, стоявшие у истоков и вернувшиеся с более современным звучанием: «NTM» и «Ministère A.M.E.R.». Едва ли не самым известным коллективом африканского происхождения ближе к 2000-м стал «Bisso Na Bisso». Музыка выходцев из Конго напоминала настоящую эклектику — в ней уже сформировавшийся язык французского рэпа сочетался с румбой и таким национальным стилем, как «zouk».

 

 

 

С развитием интернета, многие группы и звукозаписывающие компании, прославившиеся в 1990-х, не сумев подстроиться под новые тенденции, либо полностью исчезли с радаров, либо занялись смежной деятельностью, либо взяли перерыв. Тогдашние «фрешмены» не стали повторяться за своими предшественниками, но зато многое переняли у американских звёзд. «La Fouine and Rohff», «Booba», «Sinik» и другие рэперы успешно адаптировали западный звук к социальному, культурному и политическому пласту страны. Несмотря на то, что в последующие годы французский рэп всё больше ориентируется на коммерцию и по звучанию становится похожим на американский, он продолжает оставаться самостоятельным узнаваемым медиумом. Он продолжает уникальным мирным способом преодолевать изоляцию пригородов и привлекать внимание французских и международных СМИ.

 

Alliance Ethnik MC Solaar

Saian Supa Crew Bisso Na Bisso

 

Интересные факты

  • Хип-хоп культура получила своё отражение в разных видах искусства, в том числе танце. Французский рэп не в меньшей степени, чем американский, связан с брейк-дансом. На сегодняшний день бойкий речитатив под задорный бит, называемый «old school», остаётся наиболее частым аккомпанементом к брейк-дансу. При этом французские команды и отдельные бибои регулярно занимают призовые места на соревнованиях по танцам. К примеру, фильм «Planet B-Boy», служащий наглядной репрезентацией этой культуры и собравший множество фестивальных наград, посвящён, в том числе, французам. Брейк-данс настолько врос в культуру эту страны, что был предварительно включён в программу Олимпийских игр 2024 года, которые пройдут в Париже.
  • О социальной функции французского рэпа во многом говорит художественный фильм «Ненависть». Это черно-белая картина, срежиссированная Матье Кассовицем и вышедшая в 1995 году. Фильм повествует об одном дне из жизни подростков из периферийного квартала-гетто, а одну из главных ролей в нём сыграл Венсан Кассель. Многие рассматривают фильм как французский эквивалент «Ребят по соседству» («Boyz N The Hood»). Саундтрек же, включающий «NTM» и других рэп-исполнителей, дал французским подросткам что-то, с чем можно они бы могли идентифицировать себя.
  • После оглушительного успеха в 1997 году участники группы «IAM» сделали саундтрек к комедийному боевику Люка Бессона «Такси». В 2000-х французский рэп стал чуть ли не музыкальной основой для всех фильмов, которые были призваны показать «обратную» сторону французской жизни: «Ямакаси» и «13-й район» — самые яркие примеры. Композиции некоторых рэперов даже начали включать в саундтреки американских фильмов: к примеру, песни группы «La Caution» можно услышать в «12 друзей Оушена» и сериале «Как я встретил вашу маму».

  • Именно с популяризацией рэпа во Франции стали появляться региональные представительства многих флагманов на рынке звукозаписи, в том числе компании «Def Jam Recordings», открывшей дорогу для целого ряда всемирно известных рэперов.
  • Французская рэп-сцена включает немало представительниц женского пола. Одной из самых известных является Кени Аркана — к тому же, это самый яркий пример «южного стиля». Тексты девушки посвящены обществу и политике, отображают «мир, который должен быть изменён». Апеллируя к универсальным темам, французские исполнительницы часто проблемизируют феминные качества.
  • Нередко при прослушивании французского рэпа можно ощутить непоколебимую связь исполнителя с родным местом и улицами, на которых он вырос. Она может отражаться даже в названиях групп — аббревиатура «IAM» трактуется как «Invasion Arrivée de Mars» («Вторжение Марса»). Под метафоричным Марсом в композициях «IAM» подразумевается Марсель.
  • О том, что французский рэп из «камерной местной» истории постепенно вырос в популярное и авторитетное направление, говорит количество совместных работ с американскими исполнителями. На альбомах Ateyaba появляются Pusha T и Action Bronson; Lacrim сотрудничает с French Montana и «Migos»; Kaaris записывает композицию с Future. Группа «PNL» взобрались на самый пик музыкальной индустрии, выступив на музыкальном фестивале «Coachella», а MHD, придумавший собственный стиль «AfroTrap», приобрёл поклонников в лице Drake, Мадонны и футболистов из «ПСЖ».

 

   
 

 

Популярность французского рэпа — это настоящий феномен общества: сегодня молодёжь с ещё большим удовольствием прибегает к этому языку, играя словами, звуками и смысловым наполнением. Французский рэп — это одновременно возможность повлиять на социально-культурную обстановку, и двери на пути к известности.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

 

Вернуться назад

 

Французский рэп