Дога Вальс из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь»

 

Дога Вальс из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь»У некоторых композиторов есть такие произведения, которые не только называют бесценными шедеврами, достойными определения в сокровищницу мировой музыкальной культуры, но и визитными карточками их создателей. Таких творений достаточно много, и перечислить их все невозможно, но вот некоторые из них. Если мы слышим трепетную музыку «Лебедя», то сразу вспоминаем Камиля Сен-Санса. Зажигательный «Танец с саблями» сразу ассоциируется с Арамом Хачатуряном, а проникновенная музыка Вальса из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь» с композитором Евгением Догой. Эта великолепная композиция завоевала такую огромную любовь аудитории, что её называют не только самым известным киновальсом, но и вальсом двадцатого столетия.

Историю создания Вальса из фильма «Мой ласковый и нежный зверь», интересные факты и содержание произведения читайте на нашей странице.

 

 

 

История

К 1978 году, который ознаменовался созданием увенчанного славой вальса из фильма «Мой ласковый и нежный зверь», Евгений Дога уже был известным композитором, отмеченным почётным званием Заслуженный деятель искусств Молдавской ССР. Он создавал произведения в самых разных жанрах, но помимо того являлся успешным автором музыки к многочисленным кинолентам.

Евгений Дога

Евгений стал увлекаться композицией будучи студентом Кишинёвской консерватории, где он обучался с 1955 года игре на виолончели. Уже на втором курсе одарённый музыкант впервые представил на суд широкой аудитории свои песни, и одной из первых исполнительниц его сочинений стала в то время начинающая певица Мария Биешу. Сразу после окончания учёбы Евгений вновь поступает в консерваторию, теперь на композиторское отделение. Но вскоре в жизни музыканта произошла непредвиденная беда – у него стала отниматься левая рука. Для молодого исполнителя, который работал в оркестре радио и телевидения Молдавии, это было большим несчастьем. Несмотря на такое испытание Евгений не упал духом и не стал отчаиваться, он устроился преподавателем в музыкальное училище и даже разработал учебник по теории музыки.

Кишинёв

Помимо этого, в данный период Дога продолжает много сочинять, и его композиции в республике приобретают достаточную известность. Так, в 1967 году молдавский режиссёр Георге Водэ, который до того специализировался на документалистике, решил снять свой первый художественный фильм под названием «Нужен привратник». Для музыкального оформления киноленты постановщик обратился к Доге. Для Евгения это был дебют, впоследствии сыгравший значимую роль в жизни и начавший его интенсивную карьеру кинокомпозитора. Практически сразу Дога стал востребован то у одного, то у другого режиссёра. В год из-под его пера выходила музыка к четырём, пяти, а иногда и шести фильмам. Помимо Георге Водэ Евгения приглашали к творческому сотрудничеству такие режиссёры как Валериу Гажиу, Влад Иовицэ, Василе Паскару.

 

Популярность Доги среди кинематографистов росла в геометрической прогрессии и вполне естественно, что в начале семидесятых годов к композитору обратился Эмиль Лотяну для совместной работы над фильмом «Лаутары», впоследствии удостоенного приза на кинофестивале в испанском Сан-Себастьяне. Далее в 1976 году в творческом содружестве c этим режиссёром вышла другая замечательная кинолента, завоевавшая большую популярность у зрителей - «Табор уходит в небо», а ещё через два года – фильм «Мой ласковый и нежный зверь». Очень важно отметить, что Лотяну был из тех немногих режиссёров, которые работали над своими фильмами под фонограмму. То есть музыка согласно сценарию записывалась заранее. Так было и в этот раз. Эмиль за полгода до съёмок уведомил композитора, какая нужна музыка, но особо акцентировал внимание на свадебном вальсе. Поначалу Дога со всей ответственностью отнёсся к поступившему предложению и в библиотечных архивах настойчиво искал вальсы конца XIX века, ведь в основу будущего фильма был положен сюжет произведения Антона Павловича Чехова «Драма на охоте».

Вальс

Исследуя интонационные особенности танцев того времени и для этого перерыв уйму материала, Евгений ничего интересного для себя не нашёл и, назвав всё найденное дребеденью, на время забыл о просьбе Лотяну. К тому же композитор, как всегда, был весьма загружен, ведь в работе у него было ещё несколько фильмов.

В начале лета 1978 года вся съёмочная группа фильма «Мой ласковый и нежный зверь» собралась в подмосковной усадьбе Валуево. Туда же был вызван оркестр и соответственно композитор, чью музыку коллектив должен был исполнять и записывать. Первый вопрос, который режиссёр задал Доге, когда к нему зашёл в гостиничный номер, был вопрос о вальсе и, поняв, что музыки танца нет, он не на шутку разозлился. В ответ Евгений стал наигрывать один мотив за другим с эскизных нотных листков и музицировал до тех пор, пока Лотяну не сказал: «Это то, что надо». Затем импровизационно развив облюбованную тему, композитор окончательно успокоил режиссёра. Наконец около полуночи оставшись один, Дога засел за работу над произведением.

 

К утру вальс был готов и уже вечером исполнен оркестром, музыканты которого после первого проигрывания стали выражать свой восторг, стуча смычками по пультам. Впоследствии участники съёмочной группы как заворожённые раз за разом прослушивали произведение, восхищаясь тем, что такая очаровательная музыка могла быть придумана и написана за одну ночь.

Прошло время, и фильм «Мой ласковый и нежный зверь» был выпущен на экраны, сразу став лидером проката, а вальс, не успев отзвучать в кинотеатрах тут же «пошёл в народ».

 

Дога Эмиль Лотяну

ноты Вальса из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь» кадр из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь»

 

Интересные факты

  • Евгений Дога на сегодняшний день является автором музыки к более 200 кинолентам, среди которых помимо вышеуказанных «Табор уходит в небо» и «Мой ласковый и нежный зверь» особую популярность у зрителей нашей страны имеют «Мерседес» уходит от погони» (1980), «Анна Павлова» (1983), «Одиноким предоставляется общежитие» (1983), «На Муромской дорожке» (1993), «Королева Марго» (1996), «Благословите женщину» (2003), «Артистка» (2007).
  • После выхода фильма «Мой ласковый и нежный зверь» мелодия Вальса Евгения Доги сразу приобрела такую невероятно-сумасшедшую популярность, что в музыкальных магазинах за пластинками с записью композиции выстраивались огромные очереди.
  • Знаменитый Вальс Доги очень часто для озвучивания своих номеров используют художественные гимнасты и фигуристы. Помимо этого, композиция каждый раз звучала на открытии Олимпийских игр, которые в России проводились в 1980 и 2014 году.
  • В творческом багаже композитора Евгения Доги много произведений, созданных в самых разных жанрах, и семьдесят пять из них написаны в жанре вальса.
  • Во время учёбы в Кишинёвской консерватории Дога подрабатывал в оркестре Молдавского радио и телевидения. На одну из репетиций к дирижёру подошла однокурсница Евгения вокалистка Мария Биешу и предложила своё исполнение одной из народных песен. Дирижёру так понравился голос начинающей певицы, что он заявил, что хорошо было бы спеть не одну, а две композиции. До концерта оставался один день, и тогда на выручку Марии пришёл Евгений, предложив для выступления свою песню «Белый цветок сада». Таким образом впоследствии знаменитый композитор помог состояться дебюту будущей выдающейся оперной дивы.

 

Содержание

Вальс Евгения Доги к фильму «Мой ласковый и нежный зверь». Полную эмоциональной выразительности музыку этой композиции, которая лейтмотивом звучит на протяжении всей киноленты, можно охарактеризовать разными эпитетами. Она торжественная, но в то же время неуклонно возрастающая по накалу, и волнующая, так как полна предчувствий трагических событий.

Вальс написан в тональности си-бемоль минор, размере 12/8 с авторским темповым указанием Moderato и заключён в трёхпятичастную форму, которую можно выразить в формуле: А:В:А1:В:А2. Композиция начинается с напоминающего гитарные переборы арпеджированного аккомпанемента фортепиано. Далее через такт с чувственным напевом вступает кларнет и арфа. Выводимая ими мелодия, начиная с терцового тона, плавно движется по звукам доминантового трезвучия, а затем на неё накладываются стонущие интонации первых и вторых скрипок.

Кларнет

Вторая фраза начинается с тех же звуков, что и первая. Её мелодическая линия немного видоизменяется, но тоже заканчивается скрипичными стенаниями. В следующем предложении музыкальный материал постепенно активизируется. С каждой новой фразой мелодия утрачивает изначальную аристократичность, поднимается выше, набирает силу, ускоряется в темпе и в динамичном напряжении подводит к следующей части, которая исполняется всем оркестром и отличается таким эмоциональным напором, что напоминает безудержное движение в вихревом потоке. Вторая часть, как и первая, включает в себя два предложения, составляющие восьмитактовый период. Затем характер музыки резко меняется, так как вновь повторяется главная тема, только теперь в исполнении солирующей флейты она звучит весьма печально. Однако вскоре опять происходит динамическое развитие, приводящее к эмоционально выразительным порывам. Далее тематический материал, распределяющийся согласно схеме и ещё более наполняемый энергетикой, приближает к кульминации, которую автор, согласно драматургии композиции, наметил в конце произведения.

Вальс Евгения Доги из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь» и в нынешнее время пользуется такой же невероятной популярностью, как сорок лет назад, когда он впервые прозвучал с экранов кинотеатров. Эта очаровательная мелодия покоряет мировые концертные залы. Мы часто слышим её не только в теле и радиопередачах, но также на улицах и переходах метро в исполнении самодеятельных музыкантов. Однако самое трогательное, что она вместе со «Свадебным маршем» Мендельсона часто звучит во Дворцах бракосочетаний и сегодня воспринимается как гимн безграничной и негаснущей любви.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями: