Авторская песня

 

Авторская песняПесня. Эта самая простая форма вокальной музыки в жизни человека испокон веков играла весьма значимую роль, сопровождая его и в горе, и в радости. Ещё со времён античности музыка и поэзия были неразделимы, то есть являлись видом единого искусства, который со всей полнотой отображал жизнь различных социальных слоёв, а также наиболее полно передавал их стремления и интересы. Вполне естественно, что в процессе интенсивного развития данного демократичного жанра непрерывно появлялись новые виды, среди которых особого внимания заслуживают народные, исторические, детские, колыбельные, эстрадные, а также бардовские песни, в нынешнее время получивших название Авторских.

Что такое Авторская песня, а также историю её возникновения и развития читайте на нашей странице.

 

 

 

Что такое Авторская песня

Авторская песня – это обладающий яркими индивидуальными чертами, своеобразный песенный жанр, который зародившись в неформальной тёплой приятельской обстановке, более рассчитан не для концертного, а для бытового исполнения. Данные композиции не сочиняются на заказ, а создаются на глубоком эмоциональном подъеме внезапно и самопроизвольно.

Главной особенностью Авторской песни является то, что создателем поэтического текста и музыкального сопровождения композиции, является автор, который не значится профессиональным поэтом или музыкантом. Он же, как правило, под гитарный аккомпанемент, является и непременным исполнителем своего сочинения. Важно ещё отметить, что Авторскую песню принято характеризовать, как поющую поэзию, так как именно поэтический текст занимает в композиции пальму первенства, а мелодическое сопровождение лишь способствует эмоциональному воздействию на слушателей. Помимо этого Авторскую песню называют формой духовного общения людей, которые считают себя единомышленниками. Автор-исполнитель не отделяет себя от аудитории, а демонстрирует своё творчество в виде простой, доверительной беседы и при этом рассчитывает на ответную реакцию. Такому искусству присуще особая задушевность, глубокая искренность и выражение сокровенных мыслей, а потому оно доступно воспринимается любым человеком и очаровывает слушателей социальной правдивостью волнующих проблем.

Тематика, затрагиваемая в Авторской песне весьма разнообразна. В композициях повествуется о мужественных, смелых и стойких людях, о романтиках, путешествующих с гитарой и рюкзаком, а также особое внимание уделяется таким истинным ценностям, как любовь, дружба и верность. В них с восхищением рассказывается о красоте родной природы, но презирается мещанский уют, который в большинстве случаев высмеивается в сатирической форме. В Авторской песне, которую также именуют бардовской, весьма часто используется своего рода драматургия и потому некоторые композиции представляют собой, наполненные монологами, диалогами и даже сценками, маленькие спектакли.

 

 

Популярные авторские песни

«Нам нужна одна победа». Эта песня написана выдающимся поэтом, основоположником жанра авторской песни Булатом Окуджавой в 1970 году для фильма «Белорусский вокзал». Наполненная глубоким смыслом и пронизанная патриотизмом, композиция посвящена героическому подвигу советских солдат, которые были готовы на любые жертвы, лишь бы победить в ужасной бойне Великой Отечественной войны. В тексте песни автор, не скупясь на эпитеты и метафоры, эмоционально повествует, о той высокой цене, заплаченной нашим народом в той страшной войне.

Нам нужна одна победа

 

«Песня о друге». Данная композиция была создана Владимиром Высоцким в 1966 году специально для фильма «Вертикаль», под впечатлением от проникновенного рассказа альпиниста – инструктора. Песня поистине приобрела всенародную популярность, так как покоряла слушателей, затронутыми в ней темами: романтикой гор, испытанием на прочность и мужской дружбой.

 

«Милая моя. Солнышко лесное». Эту замечательную композицию, которую величают походной элегией, Юрий Визбор начал сочинять в 1972 году, во время пребывания на знаменитом Грушинском фестивале самодеятельной авторской песни. Однако сам поэт не ожидал, что работа над песней будет вызывать затруднения и продлиться почти целый год. Тем не менее она была представлена на очередном туристическом слёте и сразу завоевала невероятную популярность.

Солнышко лесное (Милая моя)

 

«Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались». Эта легендарная композиция была написана Олегом Митяевым для того, чтобы впервые поучаствовать в 1978 году на Ильменском фестивале самодеятельной туристической песни. Молниеносно ставшая всенародно любимой, композиция была признана неофициальным гимном бардовского движения, а её дебютное исполнение в жизни автора оказалось судьбоносным. 

 

 

История Авторской песни

Авторская песня, которую помимо того заслуженно величают поющей поэзией, как жанр возникла в Советском Союзе, в середине пятидесятых годов, однако необходимо заметить, что истоки её истории необходимо искать по всему миру в глубине древних веков. Ещё до нашей эры на территории некоторых стран Европы проживали племена кельтов, бережными хранителями национальных традиций которых являлись мудрые певцы – поэты, именовавшиеся бардами. Почитавшиеся глашатаями истины, они воспевали мир и любовь к добродетели, а также вдохновляли воителей на славные подвиги во имя своего народа.

Позднее, во времена Средневековья значение слова бард заметно изменилось. В ту пору на Британских островах так называли странствующих поэтов – музыкантов, которые подобно французским трубадурам и немецким миннезингерам воспевали любовь к прекрасной Даме и героические подвиги доблестных рыцарей. Такие поющие поэты встречались во многих странах, только везде их называли по-разному: в Скандинавии – скальдами, на Украине— кобзарями, в Средней Азии – акынами, в Закавказье – ашугами, а на Руси – боянами, гуслярами или певцами - сказителями. Стоит также заметить, что с XV века по русской земле, развлекая народ, путешествовали скоморохи. Они не только веселили жителей городов и деревень, но и частенько в своих потешных представлениях, сопровождаемых песнями, высмеивали светскую и церковную власть, за что впоследствии поплатились и попали в опалу.

В XVII веке этих «весёлых людей» стали ссылать в Сибирь и даже казнить, а их музыкальные инструменты безжалостно уничтожать. Из всего вышесказанного следует, что поющая поэзия, как во всём мире, так и в России имеет многовековую историю и прошла весьма непростой путь. В нашем отечестве она начала возрождаться лишь во второй половине XIX века, когда в российских городах на почве процветавшей там определённой субкультуры единовременно с классическим стал развиваться городской романс. Он бытовал как фольклор и пользовался большой популярностью возможно потому, что его сочиняли авторы из простого народа. Затем в 1915 году на российской эстраде появился необычный для того времени поэт и певец Александр Вертинский, который исполнял песенные миниатюры как собственного сочинения, так и на стихи мастеров слова Серебряного века, в своей неподражаемой манере. Интонационный стиль выступления артиста напоминал певучий речитатив на оттеняющем мелодическом фоне.

Александр Вертинский

Затем свершилась Октябрьская Революция, которая многое изменила в жизни людей нашего отечества. Изменился не только государственный строй, но и идеология, то есть отношения людей не только к преобразившейся действительности, но и друг к другу.  Появились совсем иные песни, которые отражали темы труда, Советской Армии, колхозной деревни, молодёжного энтузиазма.

Тем не менее в тридцатых годах прошлого столетия среди московского студенчества вошла в моду особенная композиция, в которой были такие слова: «Кончим вуз и по глухим селеньям разлетимся в дальние края». Молодёжь с удовольствием пела эту песню, даже не задумываясь, кто её сочинил, а автором этого популярного юношеского гимна был никому не известный студент – будущий геолог Николай Власов. Затем как символ неизведанных просторов и привлекающей романтики ворвалась песня на стихи Павла Когана с красивым названием «Бригантина». Эти две композиции сегодня признаются первыми советскими бардовскими, то есть авторскими песнями.

В следующие далее страшные для нашей страны военные годы все песни как профессиональные, и так называемые самодеятельные, призывая к подвигу, отражали героическую борьбу советской армии с фашистскими захватчиками, а также суровые испытания, выпавшие на долю тружеников тыла. Очень часто народные авторы перетекстовывали известные мелодии, но все они посвящались самоотверженному служению родине.

Наступившие затем послевоенные пятидесятые годы и принято считать временем зарождения нового, необыкновенно популярного жанра, который впоследствии был назван авторской песней.

Изначально его активное проявление было отмечено в студенческом обществе. Именно в молодёжной среде стали создаваться ироничные песни на социальную тематику, особенно волнующую юное поколение. Это были непривычные для того времени композиции. В них были простенькие тексты и незамысловатые мелодии с гармонией в три аккорда.  Однако неформальный подход к темам и постоянно звучащие в текстах местоимения «я» и «мы» наполняли песни необычайной магией и делали их необычайно популярными.  В результате молодёжь стала активно осваивать гитару, и самодеятельная песня задорно зазвучала не только на выездах студенческих стройотрядов, но и в туристических походах. Необходимо отметить, что такое интенсивное развитие авторской песни совпало с периодом, которое в нынешнее время называют «хрущёвской оттепелью». В нашей стране, где тоталитарный режим, подразумевал полный государственный контроль над общественной и частной жизнью своих граждан, это ощущалось глотком свежего воздуха, который имел вкус свободы. При этом на данном начальном этапе авторскую песню власти серьёзно не воспринимали, так как считали это безвредной демонстрацией самодеятельности, которая публично почти не исполнялась и распространялась только из уст в уста и на магнитофонных записях.

Гитара

Первый этап формирования жанра авторской песни, который довольно часто называют романтическим, закончился в середине 60-х годов. На смену ему пришёл совершенно иной период. Наступало время «заморозков», а затем идеологической «зимы». Авторы самодеятельной песни смело обратились к острой критике действующего строя. Их протестные композиции не только сатирически трактовали окружающую жизнь, но и откровенно поддерживали диссидентов, то есть инакомыслящих членов общества, преследуемых официальными властями. Именно в эти годы самодеятельная песня, обретя зрелость и жанрово сформировавшись, стала настоящей авторской песней, которая собирала молодёжь в клубы и на многотысячные слёты - фестивали, где поруганные идеалы интеллектуалов-шестидесятников находили свое выражение.

В начале 80 – х годов, видя силу воздействия авторской песни на молодёжь, власти начали её преследование, тем не менее благодаря магнитофонным записям, народ продолжал слушать любимых исполнителей. Ситуация смягчилась в середине десятилетия, а к началу 90 – х совсем изменилась. Авторская песня перестала быть протестующей и поющих поэтов стали допускать в концертные программы на радио и ТВ, а также не ограничивать в записи и выпуске альбомов.

 

Известные исполнители Авторской песни

В истории авторской песни довольно много ярких представителей, но поскольку развитие жанра разделяется на несколько периодов, то каждый этап имеет своих лидеров. С середины пятидесятых и до середины шестидесятых годов в магнитофонных записях особой популярностью пользовались композиции Ляли Розановой, Геннадия Шангина-Березовского, Дмитрия Сухарева, Ады Якушевой, Юрия Кима, Владимира Чернова и, несомненно, особых авторитетов, которых принято считать основоположниками авторской песни, Булата Окуджавы и Юрия Визбора.

Следующий этап развития авторской песни, получивший название «протестного», тоже отличился появлением новых выдающихся имён, среди которых Александр Галич, Александр Городницкий, Юрий Кукин, Вилли Токарев, Евгений Клячкин и, конечно же, Владимир Высоцкий, ставший кумиром большинства своих соотечественников.

В нынешнее время поклонники авторской песни наслаждаются творчеством таких талантливых исполнителей, как Александр Розенбаум, Сергей Трофимов, Вероника Долина, Сергей и Татьяна Никитины, Семен Слепаков, Александр Суханов, Владимир Бережков и, безусловно, Олег Митяев.

 

 

 

 

Интересные факты

  • В пятидесятые и шестидесятые годы Московский государственный педагогический институт имени В.И. Ленина из-за массового увлечения студентов учебного заведения самодеятельной песней именовали не иначе как «поющим институтом».
  • Владимир Высоцкий всегда неимоверно злился, когда его именовали «бардом» и просто бесился от слова «менестрель», поэтому он сам называл свои композиции «авторскими песнями», что дало название новому жанру.
  • Несмотря на то, что советские власти всячески препятствовали распространению песенного творчества Владимира Высоцкого, его композиции любили слушать многие высокопоставленные чиновники, среди которых даже Леонид Брежнев и Юрий Андропов.
  • На фильм «Вертикаль» зрители ходили с ручками и блокнотам. Они записывали тексты песен Владимира Высоцкого звучащие в киноленте.
  • «Магнитиздат» - так в шестидесятые и семидесятые годы называлась одна их форм неофициального распространения авторских песен. Записи на магнитофонной плёнке композиций популярных бардов - исполнителей расходились по стране миллионными тиражами, и благодаря этому популярность жанра авторской песни росла в геометрической прогрессии.
  • Современники вспоминали, что Александр Вертинский на своих концертах феноменально воздействовал на публику. Даже взыскательная элитарная аудитория испытывала что-то наподобие гипнотического эффекта.
  • Знаменитый гимн студентов «Гаудеамус» тоже является поющей поэзией. Он был сочинён в XIII веке на латинском языке представителями «весёлого братства странствовавших вагантов» - студентов, путешествующих по европейским странам и изучавших нужные им науки, переходя из одного университета в другой.
  • В России в 2010 году подвели итоги соцопроса: кто для наших соотечественников является «кумиром XX века». По его результатам Владимир Высоцкий занял вторую строчку, уступив только Юрию Гагарину.
  • Первый Грушинский фестиваль авторской песни состоялся в конце сентября 1968 года и, несмотря на непогоду, собрал более шестисот участников. Двенадцатый фестиваль, проходивший в 1979 году, насчитывал их уже около сто тысяч и этим вызвал большое недовольство властей. С 1980 по 1986 год песенный туристический слёт был под запретом и по этой причине собирался нелегально.
  • Сегодня разных уголках нашей страны активно проводятся около сорока различных фестивалей авторской песни, собирающих многотысячные аудитории.

 

 

Авторская песня. Этот самобытный жанр, всегда стремившийся быть свободным и неподцензурным, сегодня считают уникальным явлением в отечественной культуре. Композиции, привлекающие душевными поэтическими текстами, обращёнными к каждому человеку, а кроме того запоминающимися мелодиями, сразу располагают слушателя к искреннему восприятию исповедальных песен их талантливых авторов.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями: