Что такое полифония: определение, история, виды, жанры, композиторы
Полифония представляет собой многоголосный склад музыки, основанный на развитии относительно свободных голосов. В переводе с греческого polusозначает много, phone– звук. Эта композиционная техника предшествовала гомофонно-гармоническому складу. Разница полифонии и гомофонии существенна. Если в полифонии используется тема и она проводится в разных голосах, то в гомофонии есть ведущая мелодия, которая сопровождается аккомпанементом.
История становления и развития полифонии
Первые полифонические произведения были написаны еще в IX веке. Тогда это были лишь первичные формы многоголосия – органумы. Движение голосов синхронно и строится на консонансах. Используется в церковной музыке, в основе органума григорианский напев.
Градуал «Viderunt Omnes»
Параллельно с церковной музыкой полифония проникает в светскую музыку труверов (трубадуров). С XIII по XIV век преобладает вокальная музыка, инструменты лишь служат дополнением к пению. Увеличивается количество голосов, усиливается контраст между ними.
Мотет Филиппа де Витри - Vos Qui Admiramini
В дальнейшем музыковедами выделялись два основных вида полифонии:
Строгий стиль тесно связан с вокальной музыкой, позднее с инструментальной. Расцвет и зрелость техники приходится на XV-XVIвек. Имеет большое количество правил, связанных с написанием мелодий, употреблением диссонансов и их разрешением.
Магнификат Орландо ди Лассо – Praeter rerum seriem
Свободный стиль преобладает в инструментальной музыке XVIII века и тесно связан с эпохой барокко. Усовершенствованием инструментов, а также появлением темперированного строя существенно расширяют сферу музыкальных образов. Свободный стиль связан с освобождением от ограничений, имеющихся в вокальной музыке. Происходит обогащение приемов развития.
И.С. Бах – Прелюдия и фуга До мажор (ХТК, I том)
Рассмотрим более детально особенности каждого из стилей.
Строгий стиль: характерные черты, термины и понятия
Понятие «строгий стиль» имеет художественно-историческое значение и тесно связано с хоровой и музыкой acapella. Исходя из возможностей человеческого голоса были сформированы чёткие правила написания мелодий строгого стиля:
- Диапазон не должен превышать 1,5 октавы;
- Основа – модальность, широко используются модальные лады.
- Диатоника преобладает, хроматизмы встречаются редко и на большом расстоянии;
- Тоникой может быть любая нота из звукоряда, модуляции осуществляются через вводный тон;
- Движение мелодии плавное, по ступеням. Ход на терцию – это скачок.
- Скачки должны заполняться обратным, поступенным движением.
- Скачок должен быть в пределах октавы.
- Не следует повторять самый низкий и высокий звуки, так как они служат кульминацией.
- Два скачка возможны только в противоположном движении.
- Тритон – это дьявол, требующий обязательного разрешения.
Также мелодия не строилась по аккордовым звукам, так как во времена формирования строгого стиля не существовало понятий о гармонии, об образовании аккордов. Это объясняется тем, что не было темперированного строя и тональности.
Но недостаточно было сочинить мелодию для получения полифонии. Необходимо было еще соединить ее с другими голосами. С целью соединения использовались различные техники, основными из которых являются:
- Подголосочный метод – вместе с мелодией звучат, присочиненные подголоски, основанные на консонансах.
- Простой двухголосный контрапункт – сочетание голосов, не предполагающее при последующих проведениях изменений. Между голосами присутствует ритмический и мелодический контраст.
- Имитация (от лат. – подражание) представляет собой последовательное проведение темы во всех голосах.
- Канон – непрерывно продолжающаяся имитация.
Со временем инструменты становились совершеннее, что поспособствовало к их самостоятельности и независимости от голоса человека. Появлялись особые музыкальные интонации-символы, создающие язык инструментальной музыки. Это стало основной причиной перехода к свободному стилю.
Свободный стиль: характерные черты, термины и понятия
Свободный стиль является художественно-историческим понятием. Выделяется в музыке с начала XVIIIвека, активно применяется композиторами и в наше время. Появление свободного стиля обосновывается увеличением технических возможностей инструментов, а также формированием темперированного строя.
Для большинства полифонических произведений, в том числе фуг, написанных в свободном стиле характерно наличие следующих музыкальных элементов:
- Тема (proposta)–музыкальная мысль, обладающая образной яркостью и структурной завершенностью.
- Ответ (reposta) – второе проведение в тональности D.
- Противосложение–контрапункт к ответу.
- Интермедия или небольшая связка–промежуточный музыкальный материал, имеющий связующую роль между проведением тем.
Развитие музыкального материала может достигаться при помощи следующих приемов:
- Вертикально-подвижной контрапункт – перестановка голоса по высоте на выбранный интервал.
- Горизонтально-подвижной контрапункт – перемещение мелодии по времени.
- Двойной контрапункт – изменение по высоте и времени.
- Мелодико-гармоническая секвенция применяется для развития интермедий. Представляет собой последовательность из секвенций – повторение музыкального оборота на разных ступенях лада.
- Каноническая секвенция – канон, в котором конец переходит в начало на другой высоте.
Основные полифонические жанры
Условно можно разделить полифонические жанры, относящиеся к строгому и свободному стилям.
К строгому стилю относят прежде всего вокальную музыку:
- Органум – средневековый жанр многоголосной музыки.
- Баллада – строфический жанр вокальной музыки, распространенный в Средневековье.
- Мотет – (в переводе со старофранцузского - слово) – вокальный, полифонический жанр. Содержание мотете передается через слова, распеваемые в нем. Отличается изысканностью и красотой.
- Магнификат – полифоническое произведение, написанное на монодические хвалебные распевы, славящие Деву Марию.
- Мадригал – вокальное сочинение с любовно-лирическим текстом на родном языке, первые образцы появились в Италии.
К свободному стилю относят как инструментальные, так и вокальные жанры:
- Месса – жанр католической, церковной музыки, написанной в технике полифонического письма. Состоит из 5 частей. Язык текстов – латинский.
- Ричеркар – жанр клавирной или органной музыки с применением имитационно-полифонической техники письма.
- Канцона – многоголосная песня о любви с мелодическим аккомпанементом на лютне, клавесине или виоле.
- Прелюдия – это пьеса-вступление, написанная в единой фактуре.
- Фуга (с итальянского – бег) – самостоятельное произведение, основанное на имитационном развитии материала со строгим соблюдением формы.
- Сюита – цикл танцевальных пьес.
- Фантазия – полифоническое произведение в свободной форме.
- Чакона – вариации, отличающиеся остинатной темой в басу, сохраняющей свой вид до конца произведения.
- Пассакалья – медленный танец в трехдольном метре с неизменной гармонией.
- Оратория – вокальное произведение для хора. Сюжетной основой часто выступали библейские сказания.
- Кантата – многоголосное произведение, написанное в крупной форме для хора или солиста.
- Инвенция (в переводе – изобретение) – инструментальное произведение, основанное на полифонических приемах.
Знаменитые композиторы в эпоху расцвета полифонии
Средневековая полифония
- Филипп де Витри (1291 – 1361)– поэт, музыкант, священник и политик. Его музыка была популярна в верхних кругах аристократического общества. Основной язык в произведениях – латынь.
- Гийом де Машо (1300 – 1377) – французский композитор, был назван «Последним трувером Франции». При жизни прославился как поэт. Стал создателем полного цикла мессы.
- ФранческоЛандини (1325 – 1397)– поэт, певец и исполнитель на органе, лютне, арфе и скрипке. Получил славу еще при жизни в качестве коронованного поэта Кипра.
Эпоха ArsNova
- Джон Данстейбл (1390 – 1453) – английский композитор, астроном и математик. В 16 веке за музыкантом закрепилась слава изобретателя полифонии. До современников дошли лишь 50 композиций.
- ЙоханнесОкегем(1410-1497)–королевский композитор во Франции, советник и казначей. Был именован «Цветком среди музыкантов». Написал 14 месс, из которых до наших дней сохранились лишь 11.
- ЖоскенДепре (1450-1521) – композитор, чье творчество считается вершиной нидерландской музыкальной культуры в эпоху ArsNova. Прославился благодаря созданию мотета «AveMaria». Создал мессу «L’ hommearmee», тема которой в дальнейшем стала музыкальным символом, обозначающим вооруженного человека.
- ДжованниПалестрина (1525-1594)–певец, органист, композитор, руководитель капеллы. Заслужил славу «спасителя церковной музыки», которая переживала кризис. Автор 102 месс, 317 мотетов, 70 гимнов.
- Орландо ди Лассо(1532-1594)– композитор, носивший титулы «Бельгийский Орфей» и «Князь Музыки». Благодаря красивому тембру голоса и артистизму с ранних лет достиг всемирной славы. Известно, что его неоднократно похищали из хора, в котором он пел. За жизнь создал более 600 месс, 800 мотетов и несколько сборников мадригалов.
Композиторы эпохи Барокко
- Иоганн Пахельбель (1653-1706) – немецкий композитор, органист. Популярность и широкая известность к композитору пришла в XX веке, когда в Нью-Йорке стали активно исполнять Ре-мажорный канон.
- Томазо Джованни Альбинони (1671-1751) – скрипач и композитор, живший в Венеции. Был знаменит своими операми при жизни, но в историю музыки вошел благодаря инструментальной музыке. И.С. Бах изучал музыку Альбинони и написал 3 фуги на его темы.
- Антонио Вивальди (1678-1741) – скрипач-виртуоз, священник, капельмейстер, композитор. При жизни его называли «рыжий священник». И.С. Бах тщательно изучал концерты Вивальди в качестве образца.
- Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) – крупнейший немецкий органист и композитор, в чьем творчестве полифония достигла вершины мастерства. Наиболее знаменитыми полифоническими произведениями являются два тома «ХТК».
- Георг Фридрих Гендель (1685-1759) – оперный композитор. Ярким полифоническим произведением является оратория «Мессия».
Со второй половины XVIII века до нашего времени композиторы продолжают использовать полифонические техники и приемы, комбинируя их с гомофонно-гармоническим складом музыкальной ткани. Изначальная гармония, красота и совершенство полифонии стали для многих авторов символом упорядоченности, высокой духовности и нравственности. Так, применение полифонических жанров в крупных музыкальных формах имеет отсылку к миру идеальному и гармоничному.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями: