Что такое полифония: определение, история, виды, жанры, композиторы

 

Полифония представляет собой многоголосный склад музыки, основанный на развитии относительно свободных голосов. В переводе с греческого polusозначает много, phone– звук. Эта композиционная техника предшествовала гомофонно-гармоническому складу. Разница полифонии и гомофонии существенна. Если в полифонии используется тема и она проводится в разных голосах, то в гомофонии есть ведущая мелодия, которая сопровождается аккомпанементом.

 

 

 

 

История становления и развития полифонии

Первые полифонические произведения были написаны еще в IX веке. Тогда это были лишь первичные формы многоголосия – органумы. Движение голосов синхронно и строится на консонансах. Используется в церковной музыке, в основе органума григорианский напев.

Градуал «Viderunt Omnes»

Параллельно с церковной музыкой полифония проникает в светскую музыку труверов (трубадуров). С XIII по XIV век преобладает вокальная музыка, инструменты лишь служат дополнением к пению. Увеличивается количество голосов, усиливается контраст между ними. 

Мотет Филиппа де Витри - Vos Qui Admiramini

 

В дальнейшем музыковедами выделялись два основных вида полифонии:

Строгий стиль тесно связан с вокальной музыкой, позднее с инструментальной. Расцвет и зрелость техники приходится на XV-XVIвек. Имеет большое количество правил, связанных с написанием мелодий, употреблением диссонансов и их разрешением.

Магнификат Орландо ди Лассо – Praeter rerum seriem

Свободный стиль преобладает в инструментальной музыке XVIII века и тесно связан с эпохой барокко. Усовершенствованием инструментов, а также появлением темперированного строя существенно расширяют сферу музыкальных образов. Свободный стиль связан с освобождением от ограничений, имеющихся в вокальной музыке. Происходит обогащение приемов развития.

И.С. Бах – Прелюдия и фуга До мажор (ХТК, I том)

Рассмотрим более детально особенности каждого из стилей.

 

 

Строгий стиль: характерные черты, термины и понятия

Понятие «строгий стиль» имеет художественно-историческое значение и тесно связано с хоровой и музыкой acapella. Исходя из возможностей человеческого голоса были сформированы чёткие правила написания мелодий строгого стиля:

  1. Диапазон не должен превышать 1,5 октавы;
  2. Основа – модальность, широко используются модальные лады.
  3. Диатоника преобладает, хроматизмы встречаются редко и на большом расстоянии;
  4. Тоникой может быть любая нота из звукоряда, модуляции осуществляются через вводный тон;
  5. Движение мелодии плавное, по ступеням. Ход на терцию – это скачок.
  6. Скачки должны заполняться обратным, поступенным движением.
  7. Скачок должен быть в пределах октавы.
  8. Не следует повторять самый низкий и высокий звуки, так как они служат кульминацией.
  9. Два скачка возможны только в противоположном движении.
  10. Тритон – это дьявол, требующий обязательного разрешения.

Также мелодия не строилась по аккордовым звукам, так как во времена формирования строгого стиля не существовало понятий о гармонии, об образовании аккордов. Это объясняется тем, что не было темперированного строя и тональности. 

Но недостаточно было сочинить мелодию для получения полифонии. Необходимо было еще соединить ее с другими голосами. С целью соединения использовались различные техники, основными из которых являются:

  • Подголосочный метод – вместе с мелодией звучат, присочиненные подголоски, основанные на консонансах.
  • Простой двухголосный контрапункт – сочетание голосов, не предполагающее при последующих проведениях изменений. Между голосами присутствует ритмический и мелодический контраст.
  • Имитация (от лат. – подражание) представляет собой последовательное проведение темы во всех голосах.
  • Канон – непрерывно продолжающаяся имитация.

Со временем инструменты становились совершеннее, что поспособствовало к их самостоятельности и независимости от голоса человека. Появлялись особые музыкальные интонации-символы, создающие язык инструментальной музыки. Это стало основной причиной перехода к свободному стилю.

 

 

Свободный стиль: характерные черты, термины и понятия

Свободный стиль является художественно-историческим понятием. Выделяется в музыке с начала XVIIIвека, активно применяется композиторами и в наше время. Появление свободного стиля обосновывается увеличением технических возможностей инструментов, а также формированием темперированного строя.

Для большинства полифонических произведений, в том числе фуг, написанных в свободном стиле характерно наличие следующих музыкальных элементов:

  • Тема (proposta)–музыкальная мысль, обладающая образной яркостью и структурной завершенностью.
  • Ответ (reposta) – второе проведение в тональности D.
  • Противосложение–контрапункт к ответу.
  • Интермедия или небольшая связка–промежуточный музыкальный материал, имеющий связующую роль между проведением тем.

 

Развитие музыкального материала может достигаться при помощи следующих приемов:

  • Вертикально-подвижной контрапункт – перестановка голоса по высоте на выбранный интервал.
  • Горизонтально-подвижной контрапункт – перемещение мелодии по времени.
  • Двойной контрапункт – изменение по высоте и времени.
  • Мелодико-гармоническая секвенция применяется для развития интермедий. Представляет собой последовательность из секвенций – повторение музыкального оборота на разных ступенях лада.
  • Каноническая секвенция – канон, в котором конец переходит в начало на другой высоте.

 

 

Основные полифонические жанры

Условно можно разделить полифонические жанры, относящиеся к строгому и свободному стилям.

К строгому стилю относят прежде всего вокальную музыку:

  • Органум – средневековый жанр многоголосной музыки.
  • Баллада – строфический жанр вокальной музыки, распространенный в Средневековье.
  • Мотет – (в переводе со старофранцузского - слово) – вокальный, полифонический жанр. Содержание мотете передается через слова, распеваемые в нем. Отличается изысканностью и красотой.
  • Магнификат – полифоническое произведение, написанное на монодические хвалебные распевы, славящие Деву Марию.
  • Мадригал – вокальное сочинение с любовно-лирическим текстом на родном языке, первые образцы появились в Италии.

К свободному стилю относят как инструментальные, так и вокальные жанры: 

  • Месса – жанр католической, церковной музыки, написанной в технике полифонического письма. Состоит из 5 частей. Язык текстов – латинский.
  • Ричеркар – жанр клавирной или органной музыки с применением имитационно-полифонической техники письма.
  • Канцона – многоголосная песня о любви с мелодическим аккомпанементом на лютне, клавесине или виоле.
  • Прелюдия – это пьеса-вступление, написанная в единой фактуре.
  • Фуга (с итальянского – бег) – самостоятельное произведение, основанное на имитационном развитии материала со строгим соблюдением формы.
  • Сюита – цикл танцевальных пьес.
  • Фантазия – полифоническое произведение в свободной форме.
  • Чакона – вариации, отличающиеся остинатной темой в басу, сохраняющей свой вид до конца произведения.
  • Пассакалья – медленный танец в трехдольном метре с неизменной гармонией.
  • Оратория – вокальное произведение для хора. Сюжетной основой часто выступали библейские сказания.
  • Кантата – многоголосное произведение, написанное в крупной форме для хора или солиста.
  • Инвенция (в переводе – изобретение) – инструментальное произведение, основанное на полифонических приемах.

 

Знаменитые композиторы в эпоху расцвета полифонии

Средневековая полифония

  • Филипп де Витри (1291 – 1361)– поэт, музыкант, священник и политик. Его музыка была популярна в верхних кругах аристократического общества. Основной язык в произведениях – латынь.
  • Гийом де Машо (1300 – 1377) – французский композитор, был назван «Последним трувером Франции». При жизни прославился как поэт. Стал создателем полного цикла мессы.
  • ФранческоЛандини (1325 – 1397)– поэт, певец и исполнитель на органе, лютне, арфе и скрипке. Получил славу еще при жизни в качестве коронованного поэта Кипра.

 

Эпоха ArsNova

  • Джон Данстейбл (1390 – 1453) – английский композитор, астроном и математик. В 16 веке за музыкантом закрепилась слава изобретателя полифонии. До современников дошли лишь 50 композиций.
  • ЙоханнесОкегем(1410-1497)–королевский композитор во Франции, советник и казначей. Был именован «Цветком среди музыкантов». Написал 14 месс, из которых до наших дней сохранились лишь 11.
  • ЖоскенДепре (1450-1521) – композитор, чье творчество считается вершиной нидерландской музыкальной культуры в эпоху ArsNova. Прославился благодаря созданию мотета «AveMaria». Создал мессу «L’ hommearmee», тема которой в дальнейшем стала музыкальным символом, обозначающим вооруженного человека.
  • ДжованниПалестрина (1525-1594)–певец, органист, композитор, руководитель капеллы. Заслужил славу «спасителя церковной музыки», которая переживала кризис. Автор 102 месс, 317 мотетов, 70 гимнов.
  • Орландо ди Лассо(1532-1594)– композитор, носивший титулы «Бельгийский Орфей» и «Князь Музыки». Благодаря красивому тембру голоса и артистизму с ранних лет достиг всемирной славы. Известно, что его неоднократно похищали из хора, в котором он пел. За жизнь создал более 600 месс, 800 мотетов и несколько сборников мадригалов.

 

 

Композиторы эпохи Барокко

  • Иоганн Пахельбель (1653-1706) – немецкий композитор, органист. Популярность и широкая известность к композитору пришла в XX веке, когда в Нью-Йорке стали активно исполнять Ре-мажорный канон.
  • Томазо Джованни Альбинони (1671-1751) – скрипач и композитор, живший в Венеции. Был знаменит своими операми при жизни, но в историю музыки вошел благодаря инструментальной музыке. И.С. Бах изучал музыку Альбинони и написал 3 фуги на его темы.
  • Антонио Вивальди (1678-1741) – скрипач-виртуоз, священник, капельмейстер, композитор. При жизни его называли «рыжий священник». И.С. Бах тщательно изучал концерты Вивальди в качестве образца.
  • Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) – крупнейший немецкий органист и композитор, в чьем творчестве полифония достигла вершины мастерства. Наиболее знаменитыми полифоническими произведениями являются два тома «ХТК».
  • Георг Фридрих Гендель (1685-1759) – оперный композитор. Ярким полифоническим произведением является оратория «Мессия».

 

Со второй половины XVIII века до нашего времени композиторы продолжают использовать полифонические техники и приемы, комбинируя их с гомофонно-гармоническим складом музыкальной ткани. Изначальная гармония, красота и совершенство полифонии стали для многих авторов символом упорядоченности, высокой духовности и нравственности. Так, применение полифонических жанров в крупных музыкальных формах имеет отсылку к миру идеальному и гармоничному.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями: