Что такое фуга, история фуги

 

Полифония. Это особый вид многоголосного изложения музыки, который можно назвать ансамблем мелодий, возник еще во времена глубокой древности и прошёл длинный путь исторического развития. Данный способ выражения музыкальных идей так пришёлся по вкусу композиторам, что они, для разностороннего раскрытия содержания своих творений и более яркого воплощения художественных образов, непрерывно старались его развивать. В результате постоянных изысканий возникали новые техники и формы, применяемые для написания контрапунктических сочинений. На сегодняшний день высшим достижением полифонического искусства по праву считается фуга.

Историю фуги и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

 

 

 

Что такое фуга?

Фуга. В нынешнее время данный термин, имеющий латинское происхождение и переводимый как «бег, бегство», в музыке имеет несколько значений.

  • Фуга – это полифоническое (многоголосное) музыкальное произведение, изложенное в имитационной фактуре по строго установленным правилам.
  • Фуга – это особо развитая полифоническая форма, основанная на последовательном повторении (имитации) в разных мелодически самостоятельных голосах, заданной композитором музыкальной темы.
  • Фуга – это контрапунктическая композиционная техника, в которой заданная автором музыкальная тема, переходя из одного голоса в другой, определяет дальнейшее развитие произведения.

 

 

Элементы, составляющие фугу

  • Тема. Это главный стержень фуги: её развитие и обогащение в разных голосах является основной мыслью представленной полифонической композиции. Тема, в фуге именуемая вождём, сочиняется композитором по определённым строгим правилам. Во-первых, тему надлежит начинать со звука, который наиболее характеризует тональность произведения, то есть с тоники или доминанты и изначально обязательно проводить в главной тональности. Во-вторых, она должна быть предельно краткой, мелодически яркой и с чётким ритмическим рисунком, а по диапазону не превышать одной октавы.
  • Спутник или тональный ответ. Так называется проведение темы в доминантовой или субдоминантовой тональности. Он начинает звучать во втором голосе после начального проведения темы в основной тональности.
  • Противосложение. Это контрапункт, который исполняется первым голосом, когда во втором звучит тональный ответ, называемый спутником. Противосложение по ритму должно отличаться от темы, чтобы придать музыке определённую рельефность.
  • Интермедия. Небольшое промежуточное связующее двухголосное предложение, звучащее в первом и втором голосе после спутника перед темой - вождём, которая должна прозвучать в третьем голосе. Помимо этого интермедии могут звучать не только внутри части, но и между основными разделами фуги. Строение интермедий по большей части секвентное, основанное на интонациях главной темы.
  • Постлюдия. Заключительное четырёхголосное предложение, звучащее после спутника – тонального ответа в четвёртом голосе.
  • Стретта. Так называют сжатую имитацию, которая обычно пишется в форме канона на тему фуги. Стретта не является в фуге обязательным элементом, а если появляется, то в разработочной или репризной части. Она сочиняется на разное количество голосов и любые интервалы.
  • Кодетта. Короткая связка между темой-вождём и спутником - тональным ответом.

 

 

 

Строение фуги

Структура фуги обычно включает в себя три части: экспозицию, разработку - развитие и репризу - заключение. Реже встречаются двухчастные композиции, в которой вторая часть является как разработочной, так и заключительной.

  • Экспозиция начинается с темы – вождя, затем после её окончания в другом голосе вступает спутник – тональный ответ. Далее в третьем голосе вновь звучит тема, а за ней в четвёртом голосе – ответ. В четырёхголосной фуге экспозиция является завершённой, когда во всех голосах были проведены и темы, и ответы.
  • Разработка. Этот раздел в своём построении весьма свободен, так как не имеет структурных закономерностей. Он тоже начинается с проведения темы, однако, не в главной тональности, а в тональности первой и иногда второй степени родства. В разработке находят широкое применение интермедии, стретты, а также различные приёмы полифонической техники, например такое преобразование темы, как увеличение, уменьшение и обращение.
  • Реприза. В этой части происходит возвращение в главную тональность. Раздел, который по своим размерам значительно меньше первой части, тоже начинается с проведения темы в главной тональности. Она звучит в основной тональности во всех голосах, но иногда появляется в тональности субдоминанты или доминанты и весьма часто в форме канонической стретты. Тематическое развитие в репризе приводит к кульминации всей композиции. Завершается заключительный раздел и соответственно вся фуга тоническим органным пунктом, символизирующим устой основной тональности.

 

 

 

Разновидности фуги

Фуги бывают двух-, трёх-, четырёх - и пятиголосные. Самые распространённые виды – это трёх - и четырёхголосные фуги. Двух - и пятиголосные композиции данного жанра встречаются весьма редко. Помимо этого фуги различаются по количеству использованных в композиции музыкальных тем. Если автор включил в произведение две темы, то фуга называется двойной, три темы – тройной, четыре темы – четверной. Весьма часто в композиторской практике встречаются сокращённые варианты фуги – это фугато и фугетта.

Фугато не является самостоятельной формой и не обладает завершённостью, а потому, как правило, включается в более крупные произведения. Хороший пример тому Третья симфония Бетховена, Шестая симфония Чайковского и Первая симфония Танеева. Фугато не отличается особой строгостью построения и обычно ограничивается экспозиционным разделом.

Фугетта – это маленькая фуга, которая строится по принципу большой фуги, но по содержанию и изложению музыкального материала сложностью не отличается.

 

История

История фуги берёт своё начало во времена Высокого Средневековья. Уже в ту пору в различных музыкальных композициях использовался приём, когда один мотив имитационно повторялся от разных звуков несколько раз. Композиторы той эпохи в своих сочинениях постоянно экспериментировали с новыми формами, и их стремление разнообразно продемонстрировать тему склоняло их в сторону полифонического изложения музыкального материала.

Впервые термин «фуга» был применён франко-фламандским теоретиком Якобом Льежским в его величайшем трактате «Зеркало музыки», появление которого датируется 1330 годом. Прошло два столетия, и так называемая фугальная техника стала активно использоваться в популярных в XVI веке канцонах и ричеркарах. Изначально данный приём применялся музыкантами в модных тогда импровизационных композициях, но вскоре эту технику стали использовать и при сочинении произведений. Значимый вклад в развитие жанра фуги внесли итальянские композиторы - полифонисты эпохи Ренессанса Клаудио Меруло, Джованни Палестрина и Джозеффо Царлино. Затем их ценные наработки развили Джироламо Фрескобальди, Иоганн Пахельбель и Александр Польетти. В их произведениях фуга приобрела такую форму, что, отвечая запросам того времени, стала ведущим жанром. Исходя из этого, австрийский теоретик Иоганн Фукс пришёл к решению создать трактат, в котором описать структуру фуги и объяснить технику её сочинения. Данный труд, названный «Ступени к Парнасу», впоследствии стал весьма востребованным, и многие выдающиеся композиторы, среди которых Гайдн и Моцарт, считали его своей настольной книгой.

Иоганн Фукс «Ступени к Парнасу»

В эпоху барокко фуги писали фактически все музыкальные сочинители и как демонстрацию композиционного мастерства вставляли их в произведения всевозможных жанров, начиная от оратории и заканчивая клавирными сонатами. Тем не менее, полного совершенства и завершённый вид жанр достиг в произведениях Георга Фридриха Генделя и, несомненно, в творчестве великого Иоганна Себастьяна Баха. Подытожив накопленный опыт своих предшественников, Бах сочинял фуги, ставшие своеобразным эталоном, на который опирались все последующие поколения композиторов.

Он тоже включал фуги в произведения различных жанров, а помимо того писал их как самостоятельные композиции. Перу гениального маэстро принадлежит большое количество произведений данного вида, но наибольшую популярность приобрели его фуги из «Хорошо темперированного клавира» и сборника «Искусство фуги». Основываясь на эти циклы, немецкий теоретик Фридрих Марпург в 1754 году издал своеобразное учебное пособие «Трактат о фуге», который ещё более прославил имя великого Баха.

Иоганн Себастьян Бах

Во второй половине XVIII века на смену барокко пришёл расцветающий классицизм, в котором приоритеты в музыкальной композиции были отданы гомофонному складу и сонатной форме. В то время искусство фуги стало считаться старомодным и в итоге постепенно угасать. Впрочем, данная форма оставалась все же востребованной, так как её изучение помогала начинающим музыкальным сочинителям постигать все сложности композиторской техники. Помимо того композиторы классицизма и даже такие великие, как Гайдн, Моцарт и Бетховен использовали фугу, включая её в другие более крупные музыкальные формы. Например, у Моцарта фуга звучит в финалах «Волшебной флейты» и 41-й симфонии, а также в Реквиеме. Гайдн использовал фугу в своих знаменитых струнных квартетах. У Бетховена фугальные вставки встречаются как в симфониях, так и фортепианных сонатах.

В наступившей после классицизма эпохе романтизма интерес к музыке Баха и Генделя проявился вновь. В связи с этим фугальное письмо стало понемногу возрождаться. Немногочисленные, но замечательные примеры встречаются у Шуберта, Шумана, Мендельсона, Листа, Верди, Берлиоза и даже великого оперного реформатора Вагнера. К примеру, Феликс Мендельсон, изучая музыку Баха, так вдохновился, что сочинил ряд фуг не только для фортепиано, но и органа.

Революционный XX век вернул фуге популярность и должное уважение. В начале столетия в России этому способствовала замечательная теоретическая работа выдающегося русского композитора Сергея Ивановича Танеева, а в Германии творчество композитора и органиста Макса Регера. Контрапунктическую композиционную технику для реализации новейших идей талантливо использовали Николай Мясковский, Белла Барток, Игорь Стравинский, Альфред Шнитке, Борис Тищенко. При этом необходимо отметить, что циклы фуг подобно баховским из ХТК создали Пауль Хиндемит, Дмитрий Шостакович и Родион Щедрин.

Сергей Танеев

 

Интересные факты

  • Самая знаменитая фуга – это композиция из двойного произведения Иоганна Себастьяна Баха «Токката и фуга» ре-минор. Оценить данное выдающееся творение широкая аудитория смогла благодаря усилиям Феликса Мендельсона - активного популяризатора музыки эпохи барокко. Впрочем, многие музыковеды в нынешнее время оспаривают авторство Баха данного сочинения, так как в нём использована не характерная для композитора техника.
  • Многие любители классической музыки хорошо знают, что Иоганн Себастьян Бах свою фамилию, которая отменно соответствует буквенной нотации: b- си-бемоль, a - ля, c - до и h – си - бекар, использовал в качестве музыкального мотива в некоторых своих произведениях, в том числе в одной из фуг. Впоследствии многие композиторы, среди которых Р. Шуман и Ф. Лист, как дань преклонения перед талантом великого маэстро писали фуги на его фамильный мотив. Необходимо отметить, что в нынешнее время стало модным, сочинять поздравительные фуги, в которых использовать в качестве темы именные музыкальные монограммы.
  • Людвиг ванн Бетховен с самого детства хорошо знал фуги Иоганна Себастьяна Баха, так как разучивание композиций из «Хорошо темперированного клавира», который он впоследствии назвал «музыкальной библией», составляло значительную часть его исполнительской подготовки. Творческая карьера Бетховена началась в Вене, где он сразу завоевал славу виртуозного музыканта, поражая слушателей мастерским исполнением прелюдий и фуг из ХТК.
  • Поскольку фуга хорошо развивает мышление и композиторскую технику, в нынешнее время, как и в прежние времена, начинающие музыкальные сочинители должны обязательно уметь написать фугу.
  • Термин «фуга» применяется не только в музыке, но и в кулинарии, медицине, строительстве и столярном ремесле. В японской кулинарии – это блюдо, приготовленное из ядовитой рыбы. Неправильно приготовленное из одной рыбы такое экстравагантное блюдо может смертельно отравить сорок человек. В медицине «фуга» - это психическое расстройство личности. В строительстве – средство для затирки плиточных швов. В столярном деле – один из видов соединения древесины.

 

Фуга. Эта форма впитала всё самое лучшее, что было разработано в полифонической музыке. К сожалению, сегодня фугу не часто можно услышать на концертных площадках, однако она, помогая активно развивать творческое мышление, является важным участником учебного процесса, как у исполнителей, так и начинающих композиторов.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями: