Что такое ария, история арии

 

Опера. В нынешнее время это музыкально-драматическое произведение, в котором органично сливаются разные виды таких важнейших искусств как музыка, драматургия, живопись и хореография, относится не только к высоким, но и элитарным жанрам. Данное грандиозное действо весьма ценится почитателями классического искусства, ведь в опере восхищение и восторг вызывает всё: музыка, сочинённая композитором, чарующее звучание симфонического оркестра и прекрасные голоса вокалистов – исполнителей. При этом весьма важное значение в этом виде сценического искусства имеет драматургия и сюжетная линия произведения, главным двигателем которых являются сольные арии, раскрывающие не только характеры, но и чувства героев оперы.

Историю зарождения и развития арии, а также интересные факты о ней читайте на нашей странице.

 

 

 

Что такое ария?

Ария. Данным термином, имеющим итальянское происхождение и в переводе означающим «воздух», в музыкальном искусстве называется сольный номер, который является важным составляющим таких значительных вокальных жанров как опера, кантата, оратория и оперетта. Ария – это, завершённый по построению и обладающий целостностью эпизод, играющий в драматургии музыкального произведения весьма важную роль. Композитор в нем не только рисует музыкальный портрет того или иного героя, разносторонне раскрывая внутренний мир, но и отображает его душевные переживания и устремления. Помимо того, автор в данных вокальных композициях устами персонажей ярко и развёрнуто повествует о происходящих в произведении событиях и при этом даёт им эмоциональную оценку.  Говоря иными словами, ария приравнивается к монологу в драме, но отличается тем, что не декламируется, а поётся в сопровождении оркестра либо другого инструментального ансамбля.

Что такое ария

В опере у одного героя может быть несколько арий. В зависимости от характеристики персонажей и сюжетной линии произведения их мелодическая ткань может быть весьма разнообразной. Одни композиции отличаются широтой и распевностью, а другие виртуозной сложностью. При этом формы оперных вокальных композиций, тесно взаимосвязанные с содержанием текста, могут быть самыми различными: двухчастными, трёхчастными, а также иметь сложное, многочастное строение.

Разновидностей арии довольно много и вот некоторые из них:

  • Ариозо – это вокальная композиция, занимающая промежуточную позицию между речитативом и арией. Она не имеет чёткого строения, а её мелодическая линия не отличается особой замысловатостью. Ариозо обычно звучат в лирических операх и повествуют о внутренних переживаниях героев. (Ариозо Ленского «Я люблю Вас, Ольга» из оперы «Евгений Онегин» П.И. Чайковского).
  • Ариетта – небольшая ария, которая часто применяется композитором в комических произведениях. Она обычно заключается в двухчастную форму, а её музыкальный материал наполнен простыми песенными интонациями. (Ариетта Снегурочки «Слыхала я, слыхала» из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка»)
  • Каватина – выходная ария того или иного персонажа, предназначенная для того, чтобы наиболее колоритно представить оперного героя. Несмотря на то, что по размеру каватина идентична арии, однако её более свободный по построению музыкальный материал, отличается простотой и лирической напевностью. (Каватина Людмилы «Грустно мне...» из оперы «Руслан и Людмила» М.И. Глинки.)
  • Кабалетта – это небольшая вокальная композиция или заключительный раздел сложносоставной арии, которая отличается энергичностью и патетическим настроем. (Кабалетта Манрико из оперы «Трубадур» Дж. Верди.)

Также важно дополнить, что термин «Ария» встречается не только в вокальной, но инструментальной музыке, где представляет собой миниатюрное произведение лирического характера.

 

 

Популярные арии

П.И. Чайковский «Евгений Онегин». Ария Ленского «Что день, грядущий мне готовит?» Композиция звучит в пятой картине музыкального спектакля перед поединком Ленского и Онегина. В данном эпизоде лирический герой с печалью и тоской размышляет об исходе дуэли, которая для него может закончиться трагически.

Ария Ленского «Что день, грядущий мне готовит?»

 

А. Бородин «Князь Игорь». Ария князя Игоря «Ни сна, ни отдыха измученной душе». Композиция, представленная автором оперы во втором действии, является яркой характеристикой главного героя. Князь Игорь – храбрый воин и любящий муж мучительно переживает за судьбу своей Родины. Он томиться в плену и сильно страдает от того, что потерпел позорное поражение в бою и теперь вынужден бездействовать, когда его Отчизна находиться в опасности.

Ария князя Игоря «Ни сна, ни отдыха измученной душе»

 

М. Глинка «Жизнь за царя». Ария Ивана Сусанина «Ты взойдешь, моя заря». Композиция, открывающаяся небольшим речитативом со словами: «Чуют правду», рисует образ настоящего патриота, без всяких сомнений готового отдать жизнь за страдающую от врагов Отчизну. Герой предвидит свою смерть, и в скорбных размышлениях просит Господа укрепить его в такой трудный для него час.

Ария Ивана Сусанина «Ты взойдешь, моя заря»

 

В.А. Моцарт «Свадьба Фигаро». Ария Фигаро. В ней главный герой, подтрунивая над молоденьким пажом Керубино, которого граф Альмавива решил отправить служить в полк солдатом, сам раскрывается как энергичный, темпераментный и весёлый человек.

Ария Фигаро

 

Ж. Бизе «Кармен». «Хабанера». Данный номер звучит в первом действии оперы и представляет зрителям главную героиню – свободолюбивую цыганку с огненным темпераментом и неукротимым нравом. Кармен предупреждает, что она страстная и чувственная девушка, однако её любовь не только опасна, но и коварна.

 

 

 

История арии

Ария. Этот термин впервые в музыкальном лексиконе появился в XIV веке, а точнее в эпоху Ренессанса. В данный период так именовали особо изящную, «лёгко – воздушную» манеру исполнения вокальных композиций. Иное значение слово ария стало приобретать, когда на рубеже XVI и XVII веков в Италии начиналось зарождение оперного искусства. В то время музыка в театрализованных мистериях, которые именовались «dramma per musica», то есть «драма для музыки», ограничивалась только хорами, сопровождающими происходившие на сцене действия. Впрочем, вскоре основоположники нового жанра флорентийские композиторы Якопо Пери и Якопо Корси стали включать в свои музыкальные драмы одноголосные вокальные номера, которые именовали ариями. Необходимо отметить, что такое введение заметно ускорило развитие оперного искусства, в которое ария вписалась настолько органично, что стала его неотъемлемой частью.

dramma per musica

С момента внедрения в музыкальные драмы ария сразу начала подвергаться различным усовершенствованиям. В спектаклях выдающегося композитора Клаудио Монтеверди сольные композиции, которые поначалу не имели определённого строения, стали приобретать конкретные формы. Среди множества вариантов следует особо выделить: декламационную, варьированную, двухчастную и большую трёхчастную арию, с названием «да капо», в которой третья часть являлась точным повторением первой. Во второй половине XVII века, когда вокальное искусство в Италии достигло вершины своего расцвета, в арию «да капо», которой композиторы отдавали предпочтение, начали вводить значительные изменения. Например, реприза стала более свободной и давала вокалистам возможность продемонстрировать свою виртуозную технику и мастерство импровизации. В то же время в опере выделилась новая форма - речитатив, на который композиторы возложили всю тяжесть сюжетной линии, а потому всю эмоциональную нагрузку: лирические переживания и душевные состояния отдали арии. В зависимости от отражаемых в ней человеческих чувств сольные композиции стали подразделяться на воинственные, любовные и арии плача (lamento).

Клаудио Монтеверди

 С течением времени музыкально-театральные жанры и вместе с ними и ария продолжали интенсивно развиваться. Название «dramma per musica» было заменено на «оперу», а инструментальные пьесы с названием «Ария» композиторы вводили в качестве интермедий в балетную музыку. Зарождались новые оперные жанры. Например, в начале XVIII-го столетия публике впервые была представлена «опера - сериа», в которой доминирующее положение заняла «ария да капо». Также в данных спектаклях появились такие виды сольных композиций как «арии мщения», «арии сна», «арии тени», «арии молитвы», «арии соблазнения» и даже «арии в оковах». А спустя время, то есть в середине XVIII века, на сценах музыкальных театров Италии в противовес «серьёзным спектаклям» возникла сатирическая опера-буффа, а в ней особенно выделялись основанные на скороговорках комические «буффонные арии».

 

Само собой разумеется, что оперное искусство, быстро завоевавшее популярность в Италии начало своё триумфальное шествие по европейским странам и там продолжило своё активное развитие. Доказательством тому служит творчество выдающегося немецкого композитора Кристофа Виллибальда Глюка и его гениальная оперная реформа. Один из пунктов своих преобразований композитор посвятил арии. Он подчёркивал, что ария в опере не должна быть концертным номером, в котором вокалист демонстрирует своё певческое мастерство, а обязана органично вписываться в музыкально - драматическое действие и передавать все эмоциональные состояния героев. При этом вокал должен быть естественным, то есть без виртуозных выкрутасов.

Кристоф Виллибальд Глюк

Истинным последователем оперного реформирования Глюка стал гениальный Вольфганг Амадей Моцарт, и как результат, арии персонажей своих музыкальных спектаклей он подчинял исключительно художественным задачам, то есть органически связывал их с действием. В сольных композициях, используя многообразные их виды, Моцарт талантливо воспроизводил музыкальные портреты, во всей полноте раскрывающие характеры действующих лиц, а также колоритно обрисовывал сценические ситуации, в которые попадают персонажи его опер. Стоит отметить, что Моцарт одним из первых среди композиторов применил каватину в качестве выходной арии главного героя.

Вольфганг Амадей Моцарт

В следующем XIX веке опера, как наиболее востребованный музыкальный жанр, продолжал интенсивно развиваться. Многие европейские композиторы, среди которых такие знаменитости, как Джузеппе Верди, Джоаккино Россини, Винченцо Беллини, Гаэтано Доницетти, Гектор Берлиоз, Лео Делиб, Жюль Массне, Даниэль Обер, Жорж Бизе, Шарль Гуно, Джакомо Мейербер, Карл Мария Вебер, Рихард Вагнер, внесли в оперное искусство много новых интересных идей, значительно обогативших популярный жанр. Что касается сольных композиций, то большое внимание композиторы стали уделять каватинам, балладам, романсам, двухчастным ариям, ариям – рондо и вновь появившимся ариям – стретто.  К тому же сильно изменённая реприза в арии «да капо» привела к формированию сложных форм «вокальных сцен», таких как «сцена и ария», «сцена и каватина», «речитатив и сцена». Впрочем, Вагнер в своих новаторских оперных произведениях пошёл ещё дальше. Он преобразовал дуэты в диалоги, а помимо этого соединил в единое целое арию и речитатив.

 

В тот же период ария, как оперная форма, получила активное развитие и в России, но особый её расцвет связан с творчеством великих композиторов: М.И. Глинки, А.С. Даргомыжского, А.Н. Серова, А.Г. Рубинштейна, А.П. Бородина, М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского, С.В Рахманинова. Арии в русских операх, обычно заключенные в традиционные в двух – и трёхчастные формы, трактовались совершенно по-новому и наполнялись особым самобытным содержанием. Глубоко национальный мелодический материал сольных вокальных композиций опирался на интонации народных песен, отличающихся широкой распевностью и особенной пластичностью. Помимо этого, оперные арии у русских композиторов теснейшим образом связаны с драматургией произведений и нередко представляют кульминационные моменты в их музыкальном развитии.

Верными продолжателями достижений выдающихся русских композиторов, внёсших бесценный вклад в сокровищницу мирового музыкального театра, стали их советские преемники: С.С. Прокофьев, Ю.А. Шапорин, Д.Д. Шостакович, Д.Б. Кабалевский. В результате их творческих изысканий оперные сольные композиции пополнились такими своеобразными видами как ария-монолог и ария-рассказ.

Прокофьев опера «Любовь к трем апельсинам»

 

Интересные факты

  • В 1812 великий итальянский композитор Джоаккино Россини работал над созданием оперы «Кир в Вавилоне». В премьерном спектакле партию одной из второстепенных героинь должна была исполнять Анна Савинелли – бездарная певица, имевшая невыразительный голос с плавающей интонацией. Чтобы не сорвать премьеру талантливый композитор, к тому же обладающий прекрасным чувством юмора и способный на разные выдумки, сочинил для неё арию на одной ноте - «си-бемоль» первой октавы. Провала спектакля удалось избежать, а вот эта композиция стала настолько популярной, что её включили в свой репертуар именитые вокалистки.
  • Существует предание, что Джузеппе Верди в марте 1851 года потребовал от дирекции венецианского театра «Ля Фениче», чтобы репетиции к первому представлению оперы «Риголетто» были недоступными для посторонних лиц. Композитор боялся, что навязчивую арию герцога ещё до премьеры будет распевать каждый гондольер.
  • Одной из самых сложных вокальных композиций для женского голоса считается ария Царицы ночи из оперы В.А. Моцарта «Волшебная флейта». Она написана для самого высокого женского голоса – колоратурного сопрано, однако не всем обладательницам данного голоса удаётся исполнить данную арию.
  • В XIX веке в итальянской опере весьма интересным явлением были так называемые «арии мороженного». Обычно во втором акте сюжетная линия спектакля приостанавливалась, а один из непримечательных персонажей оперы исполнял фоновую арию, под звучание которой зрители аппетитно поедали мороженное.
  • Когда в Италии в середине XVI-го века стало зарождаться оперное искусство, то представительницам слабого пола не разрешалось участвовать в театрализованных мистериях. По этой причине все женские арии исполняли кастраты-сопранисты. Например, так было на премьере оперы Якопо Пери «Эвридика» состоявшейся в октябре 1600 года и оперы Клаудио Монтеверди «Орфей» - 24 февраля 1607 года.
  • Многие композиторы в разные времена называли свои инструментальные лирические миниатюры арией, однако самым знаменитым творением с таким наименованием в нынешнее время считается гениальная композиция, созданная в эпоху барокко великим И.С. Бахом - это вторая часть «Оркестровой сюиты» №3.
  • Помимо музыкального искусства слово «ария» встречается у последователей ислама – мусульман, и связано оно с богоугодным делом в человеческих отношениях, а именно оказанием помощи нуждающимся людям. Арией в мусульманстве называется вещь, переданная другому лицу во временное пользование, например, дом или одежда.

 

 

Ария. Сегодня это не только важная составляющая оперного искусства, а самодостаточный музыкальный жанр, который живёт полноценной жизнью на концертных площадках. Для вокалиста исполнение арии – это особое творческое достижение, при котором он получает возможность продемонстрировать всё своё мастерство и талант.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:


Ария