Что такое рапсодия, история рапсодии

 

Кто и когда придумал первую мелодию?  На этот вопрос сегодня никто ответить не может, однако все прекрасно знают, что музыку, какой бы она не была, человек сочинял на протяжении всего эволюционного развития. Для воплощения своих творческих идей музыкальные сочинители придумывали различные виды, формы и жанры музыкальных произведений. Так появились чарующие опера и балет, а также самые разнообразные инструментальные и вокальные произведения, среди которых достойное место заняла Рапсодия - весьма привлекательный жанр для воплощения безудержных фантазий композиторов.

Что такое музыкальная Рапсодия, историю зарождения и множество интересных фактов о ней читайте на нашей странице.

 

 

 

Что такое рапсодия?

Рапсодия. Данный термин, который с греческого языка дословно переводится как «сшитая песня», в нынешнее время имеет двойное значение:

  • Эпическая песнь древнегреческого певца-рапсода.
  • Концертное музыкальное произведение, сочиняемое в свободной форме и, как правило, основанное на темах народных мелодий. Это своего рода музыкальная фантазия с характерным для неё импровизационным стилем. Композиция может быть, как инструментальной, так и вокально-инструментальной, а её мелодический материал представляет собой разнохарактерные, контрастные по темпу и динамике эпизоды, искусное чередование которых складывается в целостное по содержанию музыкальное произведение.

 

 

Популярные рапсодии

Ференц Лист «Рапсодия» № 2. До-диез минор. Эта, наполненная красивым мелодизмом, виртуозная композиция, созданная в 1847 году, в данном жанре является самой исполняемой и знаменитой. Автор раскрасил её в национальный венгерский колорит, то есть представил в виде популярного народного танца, который называется «Чардаш». Произведение начинается с медленного вступления, напоминающего эпическое повествование, а далее следует зажигательная танцевальная часть, рисующая жизнерадостный национальный праздник.

Венгерская рапсодия №2

 

Джордж Гершвин «Рапсодия в стиле блюз». Данное весьма впечатляющее произведение, созданное автором для фортепиано и оркестра в 1924 году, является рапсодией в полном смысле этого слова. Композиция, также имеющая подзаголовок «Голубая рапсодия», написана в свободном стиле, то есть она не ограничена жёсткими рамками музыкальной формы. Тематический материал произведения – это несколько контрастных мелодий, постоянно подвергающихся вариативным изменениям. Содержащая элементы американского джаза и европейской музыки, «Голубая рапсодия» колоритно наполнена блюзовыми интонациями.

Рапсодия в стиле блюз

 

Сергей Рахманинов «Рапсодия на тему Паганини». Необычайно яркая и вдохновенная композиция, уникальной особенностью которой является то, что в её основу были положены не народные мелодии, как обычно принято в произведениях данного жанра, а знаменитый двадцать четвёртый «Каприс» великого скрипача Никколо Паганини и «Dies irae» - средневековая секвенция из католического богослужения. Рапсодия включает в себя двадцать четыре вариации, каждая из которых рисует определённый весьма эмоциональный образ.

 

 

История рапсодии

Начало истории зарождения музыкального произведения, которое в нынешнее время называется Рапсодия, отправляет нас в незапамятные времена, а именно Древнюю Грецию до нашей эры.  В ту пору по дорогам этого античного государства странствовали певцы-сказители, которые именовались рапсодами. Под звуки лиры или кифары они нараспев декламировали отрывки из увлекательных эпических поэм - творений великих греческих поэтов о подвигах отважных героев. Певцы-сказители соединяли разные произведения и исполняли их как единое сочинение, которое называли Рапсодией.

Проходили столетия, бродячие певцы-рапсоды канули в вечность, а их место заняли другие странствующие артисты. В каждой стране в разные времена их именовали по-своему. К примеру, по дорогам Европы в Средние века, развлекая народ, путешествовали трубадуры и труверы.  Важно напомнить, что все бродячие артисты внесли достаточно ценный вклад в формирование различных жанров современных видов искусств, в том числе и музыкального.

Но так случилось, что в XVI веке про рапсодов и их творчество вдруг вспомнили вновь. Литераторы замыслили объединять в одно произведение разные поэтические жанры и особенно те, которые характеризовались свободным построением. Такие сочинения в свою очередь стали именоваться Рапсодиями. Миновало два столетия, и современник великого Моцарта, немецкий поэт, органист, композитор Кристиан Фридрих Даниэль Шубарт впервые сборники своих вокальных и инструментальных миниатюр, созданных в 1786 году, назвал «Музыкальными рапсодиями». Спустя время данное нововведение привлекло внимание австрийского композитора Венцеля фон Галленберга, однако он переиначил его по-своему и в 1802 году сочинил фортепианную фантазию, в основу которой положил несколько немецких мелодий. Произведение тоже получило название «Рапсодия». В начале XIX века данная придумка австрийского композитора весьма заинтересовала чешского музыканта Вацлава Томашека, впоследствии в своём творческом наследии оставившего пятнадцать фортепианных рапсодий. Ко всему прочему Томашек увлёк данной затеей своего талантливого ученика Яна Воржишека, который по примеру учителя в 1814 году создал более десятка подобных сочинений. Необходимо заметить, что это были весьма простые по содержанию композиции. 

Кристиан Фридрих Даниэль Шубарт

В конце первой четверти XIX века музыкальное искусство вступило в эпоху романтизма, которому был присущ интерес к народному творчеству. Так в конце сороковых годов Рапсодия, как вид инструментального произведения, в котором можно было свободно фантазировать и импровизировать, привлёк внимание в то время уже весьма известного венгерского пианиста-виртуоза и талантливого композитора Ференца Листа. С 1847 по 1863 году в свободной форме он сочинил девятнадцать «Венгерских рапсодий», представляющих собой виртуозные музыкальные фантазии на фольклорные мотивы. Композитор, воплощая различные образы, не только структурно выстроил данный вид музыкальных произведений, но и наделил его характерными чертами. Все свои Рапсодии Лист создавал для любимого инструмента фортепиано, однако часть из них он переложил для симфонического оркестра.

Ференц Лист

Сформированный Листом музыкальный жанр, представленный в виде ярких концертных произведений, заинтересовал и других композиторов, при этом каждый из них вносил в свои сочинения что-то новое. Например, Иоганнес Брамс в 1869 году написал «Альтовую рапсодию» для контральто, мужского хора и оркестра. Спустя время из-под пера композитора Исаака Альбениса вышла «Испанская рапсодия» для фортепиано с оркестром, а следом «Норвежская рапсодия» для солирующей скрипки с оркестром француза Эдуара Лало. Далее произведения с заголовком Рапсодия стали украшать творческие списки таких выдающихся композиторов, как Антонин Дворжак (три «Славянские рапсодии» 1878), Александр Глазунов («Восточная рапсодия» 1889), Сергей Рахманинов («Русская рапсодия» 1891). Ипполитов-Иванов («Армянская рапсодия» 1895).

 

В XX веке интерес к Рапсодии возрос с новой силой. Обращение композиторов к данному жанру было вызвано импровизационным, близким к фантазии и поэме изложением музыкального материала. Такая своеобразная свобода привлекла Джордже Энеску (две «Румынскихе рапсодии» 1901,1902), Мориса Равеля («Испанская рапсодия» 1907), Сергея Ляпунова («Украинская рапсодия» 1907). Впрочем, подлинными шедеврами данного жанра, созданными в первой половине XX –го века считаются: «Рапсодия в стиле блюз», написанная Джорджем Гершвиным в 1924 году и «Рапсодия на тему Паганини» Сергея Рахманинова – сочинение 1934 года.

Советские композиторы тоже нередко обращались к данному жанру. Произведения с названием «Рапсодия» есть в творческих списках А.Т. Гречанинова, Н.Я. Мясковского, С.С. Прокофьева, К. Караева, А. Хачатуряна, С. Слонимского.

автограф Гершвина «Рапсодия в стиле блюз»

 

Интересные факты

  • Рапсод. Этим словом в V – IV веке до нашей эры в Древней Греции называли своего рода профессиональных исполнителей эпической поэзии. Основу репертуара этих странствующих сказителей составляли произведения великих поэтов: Гомера, Гесиода, Архилоха и Семонида Аморгского. Рапсоды были весьма искусными импровизаторами и могли великолепно адаптировать творения гениальных поэтов под определённую аудиторию. Обязательным атрибутом рапсодов был жезл, в те времена являющийся символом права выступать на собраниях и торжественных мероприятиях перед публикой.
  • Существует предположение, что величайший Гомер, именованный «королем всех поэтов» и являющийся автором основополагающих произведений древнегреческой литературы - эпических поэм «Илиады» и «Одиссеи», тоже был рапсодом.
  • Кристиан Фридрих Даниэль Шубарт, первый из композиторов вливший слово Рапсодия в музыкальное искусство, был не только талантливым музыкантом, но и хорошим поэтом. Именно на его стихи, созданные во время заточения по ложному обвинению недоброжелателей в крепости Хоэнасперг, Франц Шуберта создал свою прекрасную песню «Форель».
  • Из всех «Рапсодий» Ференца Листа наибольшую популярность получила композиция под номером два. Режиссёры весьма часто используют её в саундтреках как художественных, так и мультипликационных фильмах. Весьма впечатляюще отрывки из произведения звучит в мультфильмах: «Том и Джери», «Весёлые мелодии», «Микки Маус». Из большого количества художественных фильмов, которые были украшены данным музыкальным сочинением особо хочется выделить киноленту Григория Александрова «Весёлые ребята».
  • «Рапсодия в стиле блюз» Джорджа Гершвина в 1984 году весьма эффектно прозвучала в Лос-Анджелесе на открытии летних Олимпийских игр. Для её исполнения пригласили более восьмидесяти пианистов.
  • «Богемная рапсодия» (Bohemian Rhapsody). Такое название имеет впечатляющая вокальная композиция британской рок-группы «Queen», составляющая альбома «A Night at the Opera». Она была написана вокалистом группы Фредди Меркьюри в 1975 году и представляет собой синтез баллады, оперы и хард-рока. Это своеобразная рок-сюита, включающая шесть частей и звучащая шесть минут.

 

 

Рапсодия. Данный поистине восхитительный музыкальный жанр с момента его появления и по настоящее время пользуется заслуженной популярностью. Композиторов он привлекает возможностью свободно экспериментировать, а слушателей тем, что под этим заголовком было создано немало ярких произведений, признанных настоящими шедеврами музыкальной культуры.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями: