Что такое рондо, история рондо

 

Историю мировой музыкальной культуры разделяют на несколько важных периодов, каждый из которых внёс свой бесценный вклад в её развитие. Например, древние греки придумали буквенную нотацию и впервые организовали мелодию. В эпоху Средневековья появились первые композиторы. Возрождение отметилось началом нотопечатанья и открытием первой консерватории, а Барокко подарило нам фортепиано и симфонию. Иначе говоря, каждый исторический этап привносил в процесс развития музыки что-то новое и значимое. Для воплощения творческих идей композиторов постоянно возникали новые жанры и музыкальные формы. Многие из них с течением времени бесследно исчезали, а вот рондо, хоть и зародилось в незапамятные времена, продолжает быть востребовано и поныне.

Историю зарождения и развития рондо, а также интересные факты о нём читайте на нашей странице.

 

 

 

Что такое рондо?

Рондо. Это французское слово, изначально возникшее от латинского слова «rotundus» (в переводе «круглый»), в нынешнее время в современной музыке имеет двойное значение. Во-первых, этим термином называют особую музыкальную форму, основанную на неоднократном воспроизведении основной - ведущей темы, именуемой рефреном (с французского – «припев») и постоянном чередовании её с разными, контрастирующими по тематическому материалу, а также отличающимися друг от друга по содержанию музыкальными эпизодами. Структуру вышеописанной музыкальной формы можно обобщённо отобразить в следующей буквенной схеме: a+b+a+с+а..., которая подчёркивает перемещение по кругу музыкальных фрагментов композиции.

Во-вторых, термин «рондо» имеет жанровое значение, так как данный заголовок дают пьесам, созданным по описанной выше одноимённой музыкальной форме. Они отличаются приподнятым, веселым настроением и характеризуются песенно-танцевальным рефреном.

Пройдя длительный путь развития «рондо» имеет три важных исторических разновидности: старинное куплетное, классическое и послеклассическое, свободное рондо.

  1. Старинное куплетное рондо. Особенности: многочастность; программность; монотематизм; рефрен – период повторного строения; эпизоды построены на музыкальном материале рефрена.
  2. Классическое рондо. Особенности: пятичастное строение; рефрен при повторном проведении может варьироваться; рефрен и эпизоды заключены в простую 2-х или 3-х частную форму, реже – период; части контрастны и соединены связками; композиция завершается кодой.
  3. Послеклассическое свободное рондо. Особенности: многочастность; по большей мере программность; части значительно увеличены по размерам; рефрен не всегда при повторении точно сохраняет структуру, а помимо того, иногда проводится не в основной тональности или вообще пропущен; связующие части укрупняются, приобретая разработочный характер; значение эпизодов увеличивается и соответственно роль рефрена уменьшается; ярко выраженное сквозное развитие.

 

Применение рондо:

Рондо является одной важнейших музыкальных форм, так как композиторы разных эпох и направлений использовали её в самых разных жанрах, среди которых инструментальные пьесы, вокальные миниатюры, сонаты, симфонии, инструментальные концерты, вокальные номера и сцены из опер, а также эпизоды в балетной музыке.

 

 

Популярные рондо

Вольфганг Амадей Моцарт. «Рондо в турецком стиле». Это изящное творение великого композитора, которое в народе называют «Турецкий марш», считается самым знаменитым произведением, созданным в данной форме. Написанная как третья часть Сонаты №11 Ля мажор композиция, отличающееся бодростью, жизнерадостностью и торжественностью, сразу завоевала большую популярность у ценителей классической музыки и стала часто звучать как самостоятельное произведение.

Вольфганг Амадей Моцарт. «Рондо в турецком стиле»

 

Людвиг ван Бетховен «К Элизе». Данная фортепианная пьеса, изначально озаглавленная «Багатель» № 25, приобрела популярность и любовь меломанов во всех уголках мира. Красивая лиричная мелодия рефрена повествует о нежных чувствах автора ко своей возлюбленной. Музыка эпизодов даёт надежду на взаимность и возможную скорую встречу, однако последнее проведение главной темы отображает душевные переживания композитора, предчувствующего неминуемую разлуку со своей избранницей.

Людвиг ван Бетховен «К Элизе»

 

Людвиг ван Бетховен. «Рондо-каприччио». Данная наполненная энергией и задором виртуозная фортепианная пьеса имеет ещё один юмористический заголовок: «Ярость из-за потерянного гроша». Также её называют «великой бетховенской шуткой», которой композитор призывает в любой ситуации уметь владеть собой и держать в руках. Композиция начинается с беззаботного и весёлого мотива, который постепенно через бурные пассажи превращается в гневную тему.

Людвиг ван Бетховен. «Рондо-каприччио»

 

Михаил Иванович Глинка. Рондо Фарлафа из оперы «Руслан и Людмила». Чтобы ярче и выразительнее охарактеризовать отрицательного героя композитор выбрал именно форму «рондо». Основная тема вокальной композиции, представленная в быстром темпе, щедро насыщенна виртуозными элементами. Звучащая как захлёстывающая скороговорка, она невольно заставляет слушателей подсмеиваться над подлым, трусливым и хвастливым персонажем.

Михаил Иванович Глинка. Рондо Фарлафа из оперы «Руслан и Людмила»

 

Сергей Прокофьев «Марш» из оперы «Любовь к трем апельсинам». Эта призывная жизнерадостная композиция, возвещающая о начинающемся празднестве, своей чёткой и упругой музыкой ярко иллюстрирует красочное театральное шествие. Она написана в форме классического рондо, то есть включает три проведения рефрена и два эпизода.

 

 

История рондо

История появления и развития музыкальной формы «рондо» берёт своё начало в глубокую старину, то есть её истоки уходят в незапамятные времена. Ещё в древности люди, поклоняясь своим богам, взявшись за руки исполняли сопровождаемые пением круговые ритуальные танцы. Шло время. Менялись столетия. Языческие обряды канули в лету, а вот хороводные забавы, передаваясь из поколения в поколения, продолжали жить, но уже в качестве любимого увеселения многих народов. Разумеется, что в каждой стране они имели свои характерные особенности и соответственно названия. В Молдавии, Сербии, Хорватии и Румынии – это хороводный танец «хора», у народов Кавказа многие века успешно бытует круговой танец «асланбий», а вот во Франции всенародную любовь приобрели хороводные песни, включающие в себя куплеты, за которыми следовал постоянно повторяющийся припев. Исполнялись такие композиции весьма своеобразно, а именно: запевалы-солисты пели чередующиеся строфы, при чём каждую на новый мотив, затем вступал хор с припевом, в котором слова и мелодия не менялись. Данная куплетно-припевная форма, получившая название «рондо», завоевала такое признание у французского народа, что даже у странствующих по дорогам страны в эпоху Средневековья трубадуров и их собратьев по музыкально-поэтическому творчеству труверов, частенько встречались композиции, в которых некоторые строфы, как и припев в песне, повторялись с регулярной периодичностью.

Ни у кого не вызывает сомнения, что композиторы, весьма часто черпающие свои идеи в народном творчестве, не оставили без своего внимания такую оригинальную и привлекательную форму фольклора. Музыкальные сочинители стали использовать её ещё в XIII веке в вокальной монофонической музыке, а затем в следующем XIV веке композиции с периодично повторяющейся одной и той же темой – рефреном стали появляться и в вокальной полифонии. Впрочем, к концу XV века заинтересованность к форме рондо угасла, однако спустя время - точнее в семнадцатом столетии, она появилась вновь, сначала в кантатах итальянских композиторов, а затем во французской инструментальной музыке. Произведения с подобным строением стали выходить из-под пера именитых музыкантов-клавесинистов Жака Шамбоньера, Франсуа Куперена, Жана Франсуа Дандриё, Жана-Филиппа Рамо, Луи Клода Дакена. Рондо французских композиторов отличались обилием украшений, придававших им особое изящество. При этом важно упомянуть, что данные изысканные миниатюры, в нынешнее время именуемые доклассическими или старинными куплетными, были однотемными. Иначе говоря, музыка эпизодов-куплетов основывалась на тематическом материале главной партии - рефрена, который, как правило сочинялся в гомофонной фактуре и имел форму периода повторного строения. Также необходимо отметить, что на протяжении всей пьесы рефрен, после проведения куплетов, всегда повторялся в неизменном виде.Эпизоды по своей структуре были более свободны, так как в них тема главной партии, то есть рефрена, варьировалась или же представлялась в полифоническом складе, а иной раз просто излагалась в родственных тональностях. Помимо этих характерных особенностей куплетное рондо всегда отличалось программностью и многочастностью. А именно данные инструментальные миниатюры имели жанрово-бытовые заголовки и количество составляющих их музыкальных фрагментов значительно разнилось, но как правило их было от пяти и более.

 

В то же самое время, в творчестве немецких композиторов форма куплетного рондо встречается весьма редко. К примеру, Иоганн Себастьян Бах иногда применял её в сюитах или финалах концертов. Впрочем, сын великого маэстро Карл Филипп Эмануэль Бах к данной музыкальной структуре относился весьма положительно. В творческом каталоге этого композитора довольно много сочинений с названием «рондо», в которых отмечено много смелых нововведений, выходивших за рамки старинной куплетной формы. Он активно развивал рефрен: транспонировал его, сокращал и расширял, а эпизоды раскрашивал фантазийными элементами. Достаточно смелые преобразования Карла Филиппа Эмануэля Баха приблизило появление следующей вида – «классического рондо».

Карл Филипп Эмануэль Бах

Следующий этап развития формы «рондо» тесно связан с творчеством великих венских классиков: Йозефа Гайдна, Вольфганга Амадея Моцарта и Людвига ван Бетховена. Именно в их сочинениях эта форма достигла высочайшего расцвета, приобрела стройность, уравновешенность, большую глубину и масштабность, иначе говоря, получила классический облик. Эти гениальные музыканты довольно часто заключали в форму «рондо» медленные части, а также финалы инструментальных концертов, камерных ансамблей, сонат и симфоний и потому композиционные новаторства венских классиков в данной форме отразились весьма существенно. В «рондо» значительно уменьшилось количество частей: общепринятое их число приравнялось к пяти, а потому для формы вырисовывается характерная формула: a+b+a+c+a. В противовес этому рефрен и эпизоды, наполненные тематическим контрастом, становятся более протяжёнными, а их содержание обогащается внутренним развитием. Рефрен, изложенный в главной тональности и гомофонной фактуре, теперь имеет простую двух - или трёхчастную форму, иногда период. При последующих проведениях он может не только варьироваться, но и сокращаться. Эпизоды тоже увеличиваются до двух - и трёхчастной формы, а помимо того, в их размещении вводится новый порядок. Например, первый эпизод, обычно представляемый в доминантовой тональности, по характеру ближе к рефрену. Во втором эпизоде, который по сравнению с первым является более развитым и контрастирующим, предпочтение отдаётся субдоминантовой функции. Также для непрерывного музыкального развития между частями вводятся связующие фрагменты, основанные на тематическом материале рефрена и эпизодов, а в завершении произведения предусматривается кода. При этом важно отметить, что по количеству используемых композиторами музыкальных тем, «рондо» стало подразделяться на малое (1-2 темы) и большое (3 и более тем), а помимо того было отмечено возникновение многочисленных рондообразных форм.

Венские классики

Тенденции развития «рондо», заложенные великими венскими классиками, были продолжены композиторами эпохи романтизма. Особый вклад в совершенствование формы внёс выдающийся Роберт Шуман, который использовал «рондо» как в сюитах, так и в самостоятельных пьесах. В форму он вновь вернул многочастность, практиковал разграничение частей и ввёл своеобразный вариант многотемности. В тональных и структурных планах произведений композитор применял особую свободу: рефрен не всегда проводил в основной тональности, а иногда и вовсе пропускал его, вставляя один эпизод следом за другим.

В то же самое время многоликость рондообразных форм привлекала и других именитых композиторов. В своих фортепианных композициях «рондо» нередко использовали Фредерик Шопен и Ференц Лист, каждый раз по-новому преображая популярную форму. Так вырисовывался следующий исторический вид, получивший наименование «свободное рондо».

 

Далее следует подчеркнуть, что богатые выразительные возможности музыкальной формы данного направления были по достоинству оценены русскими, а затем и советскими композиторами. Им так же принадлежит значительная роль в развитии многообразных форм «рондо», которые активно применялись в вокальной музыке – романсах, оперных номерах, а затем и в балетных сценах. Различные типы «рондо», а также элементы данной формы встречаются в произведениях М.И. Глинки («Рондо Фарлафа», «Баллада Финна», «Интродукция» - все эти номера из оперы «Руслан и Людмила», а также «Рондо Антониды» - из оперы «Жизнь за царя», «Вальс-фантазия»), А.П. Бородина (романсы «Спящая княжна» и «Спесь», «Плач Ярославны» - из оперы «Князь Игорь»), А.С. Даргомыжского (романсы «Ночной зефир» и «Свадьба»). В советской музыке весьма благосклонно к «рондо» относился Сергей Прокофьев. Номера в этой форме или с её составляющими отмечаются в таких знаменитых операх и балетах, как «Обручение в монастыре» («Сцена музицирования»), «Любовь к трем апельсинам» («Марш»), «Война и мир» («Вальс Наташи и Андрея Болконского»), «Ромео и Джульетта» («Съезд гостей», «Джульетта-девочка»), «Золушка» («Большой вальс»).

Сергей Прокофьев

 

Интересные факты

  • Инструментальные пьесы в форме «рондо», созданные в XVII веке композиторами эпохи барокко, в нынешнее время пользуются большой популярностью, к примеру «Жнецы» Ф. Куперена, «Кукушка» Л.К. Дакена, «Тамбурин» Ж.Ф. Рамо.
  • Самым продолжительным рондо считается пьеса французского композитора Франсуа Куперена «Пассакалия», так как включает в себя семнадцать музыкальных фрагментов.
  • Людвиг ван Бетховен своё виртуозное рондо под заголовком «Ярость из-за потерянного гроша» сочинил в 25 лет. Композитор никому не показывал ноты и сам исполнял его на концертах, чтобы продемонстрировать слушателям своё исполнительское мастерство.
  • В нынешнее время «Rondo alla turca» Моцарта является визитной карточкой Турции. Оно всегда озвучивает официальные приёмы, а в школах возвещает об окончании и начале уроков.
  • Термин «рондо» применяется не только в музыке, но и в литературе, как одна из поэтических форм, которая сформировалась во Франции ещё в тринадцатом столетии. В русской поэзии особая заинтересованность к данному виду стихосложения отметилась в начале XX века у поэтов «серебряного века» Валерия Брюсова, Михаила Кузмина, Галины Римской, Бенедикта Лившица.
  • «Рондо» - так называется популярная в нашей стране рок-группа, созданная ещё в 1984 году. С 2003 года и по настоящее время её бессменным лидером является талантливый музыкант, автор песен Александр Иванов (в группе с 1986 года).
  • Словом «рондо» также именуется декоративный каллиграфический шрифт, отличающийся изящной закруглённостью. В прежние времена при найме на государственную службу делопроизводителем, у желающего занять эту должность проверялось умение писать таким изысканным шрифтом. Кроме того, для написания текста данным шрифтом рекомендовались специальные перья с тупым концом, которые тоже носили название «рондо».

 

Рондо. Эта одна из важнейших и жизнеспособных музыкальных форм, прошедшая длительный путь исторического развития, в разные времена получала должное признание у многих выдающихся композиторов. Они успешно применяли рондо в своих гениальных творениях, так как выразительные средства этой замечательной формы позволяли творчески использовать её в самых разнообразных жанрах.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:


Рондо