Что такое частушка, история частушки
Фольклор. Данным словом именуют народное творчество, а именно особый и очень ценный вид искусства, являющийся неиссякаемым источником нестареющей многовековой мудрости. Это золотой фонд – культурное наследие, созданное не одним автором, а коллективно целым народом и бережно сохранённый прежними поколениями. За прошедшие столетия возникло невероятное множество различных фольклорных жанров, среди которых наибольшую известность получили былины, легенды, сказания, загадки, поговорки, пословицы, песни и детские сказки. Однако есть ещё один уникальный и своеобразный вид народного творчества, возникший в нашей стране сравнительно недавно, но быстро завоевавший большую популярность и народную любовь – и это частушки.
Что такое частушка, её историю и множество интересных фактов читайте на нашей странице.
Что такое частушка
Частушка. Данный термин, происходящий от слов «частый», «часто» или «частить», обозначает один из жанров русского фольклора, в котором гармонично соединились наполненная юмором народная поэзия, ритмичная музыка и задорная пляска. Его основу обычно составляют двух или четырёхстрочные рифмованные куплеты, исполняемые поочерёдно на один из мотивов, которых к нынешнему времени накопилось довольно много. В каждой местности для «частушек» сочинялись мелодии, имеющие свои характерные особенности для того или иного региона, однако всех их объединял радостный мажорный окрас. Помимо того музыка для этих забавных народных песенок отличается незамысловатостью, простотой гармонизации, а также особым зажигательным ритмом, заставляющим человека непроизвольно пускаться в припляс.
При всём при этом необходимо подчеркнуть, что главной составляющей «частушек» является стихотворный текст, весьма разнообразный по тематике, и как правило создающийся импровизационно. В «частушках» обычно в шутливом или ироничном тоне воспеваются любовные и семейные взаимоотношения, будни деревенской жизни, забавы молодёжи, а также отображаются общественно-политические проблемы. Всё это излагается, насыщенным красочными образами и сравнениями, живым языком, который иногда даже выходит за границы литературного. Ритмический склад текстов частушек весьма разнообразен, однако наиболее употребляемый стихотворный размер – хорей с перекрёстной рифмой, хотя нередко применяется парная и кольцевая рифмовка.
Частушки изначально предназначались для публичных выступлений. Голос певца должен звучать ярко в среднем или высоком регистре, так как обычно эти задорные песенки, в сопровождении гармони или балалайки исполняли под пляску на уличных молодёжных посиделках, гуляниях, свадьбах и праздничных застольях. Разновидностей частушек создано довольно много, но особой популярностью среди всего этого разнообразия пользуются «лирические», «плясовые» и «страдания», которые друг от друга отличаются по характеру, тематическому содержанию, ритму и темпу исполнения.
Популярные частушки
«Матаня». Разновидность частушек с таким названием впервые появились в Поволжье, а затем распространились по всей России. Данным словом, которое с мордовского языка переводится как «милый», исполнительницы называли своих возлюбленных. «Матаня» - это плясовые частушки, которые исполняются в движении по кругу.
«Матаня» (слушать)
«Семёновна». Эти плясовые частушки, главной героиней которых является веселая, бойкая расторопная русская женщина с именем Семёновна. Они возникли в 30 –е годы в Центральной России и особой популярностью пользовались у сельских жителей.
«Семёновна» (слушать)
«Яблочко». На мотив этой известной матросской пляски в своё время тоже активно распевались «частушки». Знаменитый мотив пришёл к нам с Туманного Альбиона, где он был сочинён ещё в Средние века. Далее, разойдясь по всему миру, на него в начале прошлого века стали сочинять сначала любовные, затем и социально-политические частушки.
«Яблочко» (слушать)
«Страдания». Это частушки о любовно-лирического содержания, исполняемые в медленном темпе, то есть более напевно. В них повествуется о неразделённых чувствах, встречах и отвергнутой любви. В каждом регионе свои страдания и потому они именуются по названию местности: Елецкие, Саратовские, Калужские, Вологодские, Мошанские.
«Страдания» (слушать)
«Цыганочка». Ритм этого зажигательного русского танца весьма подходит для пения частушек. Их тематическое содержание связано с цыганскими мотивами. Необходимо отметить, что во всём разнообразии частушечных мелодий «Цыганочка» представляет собой редкий случай минорного лада в плясовой музыке.
Краткая история частушки
Когда и в каком из многочисленных регионов нашей необъятной Родины впервые стали сочинять и петь короткие задорные песенки, которые русским писателем Глебом Ивановичем Успенским в 1889 году в очерке «Новые народные стишки» были названы «частушками», сегодня на эти вопросы не могут ответить даже самые именитые исследователи фольклорных жанров. Тем не менее многие фольклористы считают, что истоки данной формы народного творчества следует искать в далёком прошлом. Так начиная с XI века по дорогам Руси странствовали ватаги музыкантов и актёров, которых именовали по-разному, но чаще всего называли скоморохами. Поскольку для простого люда их выступления были единственным развлечением, то эти бродячие артисты постепенно приобрели большую популярность, особо проявившуюся в XV—XVII веках. Будучи мастерами хлёсткого и разящего слова, скоморохи, в исполняемых ими пьесках, а также прибаутках-скоморошинах, весьма похожих на нынешние «частушки», остро подшучивали над светской и церковной властью. В середине XVII века потешные люди, за злободневную сатиру на знать и церковь, подверглись жестоким гонениям. Скоморохов отправляли в ссылку, а их инструменты, в числе которых была всеми любимая балалайка, безжалостно уничтожали.
Прошло время, скоморохи ушли в прошлое, а вот задорная балалайка вновь вернулась к русскому народу. Помимо того во второй четверти XIX века из-за границы в Россию завезли гармонику. Диковинный инструмент, который мог не только играть мелодию, но и аккомпанировать, сразу полюбился городским и сельским жителям. Без балалайки и гармони, впоследствии ставшими символами русской культуры, в то время не проходил ни один праздник, а со второй половины XIX века под их аккомпанемент практически одновременно в разных губерниях России, центрального, северного и восточного регионов, а также на территории среднего и нижнего Поволжья, начали бытовать своеобразные весёлые плясовые песни. В народе, за быстрый темп исполнения, они получили название «частые».
Это особая песенная форма, основанная на игровых и плясовых припевках, шутливых свадебных песнях и даже детских дразнилках, характеризовалась живо проговариваемыми словами на фоне многократно повторяющейся мелодии. Обладающий необычайным задором, зародившийся вид народного творчества активное развитие получил в среде молодёжи. Поначалу такие бойкие плясовые песенки, самопроизвольно импровизируя, сочиняли и исполняли в основном юноши, однако затем, распевая про любовь, измены, разлуки, милых дружков и коварных подружках, эстафету у них переняли девушки.
К концу восьмидесятых годов XIX века новый жанр, получивший название «частушки», значительно расширив своё тематическое содержание, достиг такого процветания, что его признали самостоятельной формой фольклорного искусства. С одной стороны «частушки» почти единовременно получили распространение во многих регионах Российской империи, а с другой - в каждой местности они имели не только свой колорит, но и названия. Их именовали припевками, пригудками, сбирушками, завлекашами, прибасками, а иногда даже с указанием места их происхождения: «волжскими матанечками», «уральскими тараторками», «рязанскими ихохошками», «саратовскими страданиями», «вятскими нескладушками».
В начале следующего столетия в национальной песенной культуре страны «частушки» заняли весьма значимое место и потому особый интерес к данному жанру исследователи народного творчества стали проявлять уже в первом десятилетии XX века. Первый сборник «Частушек» был издан в 1903 году, но это было только начало. Далее в результате кропотливой изыскательной деятельности в различных губерниях России было собрано около десяти тысяч частушек, которые затем были представлены в двух сборниках, вышедших из печати в 1913 и 1914 годах. Содержание данной поэзии малой формы отличалось большим разнообразием тем. В них обрисовывалась вся человеческая жизнь: личные и семейные отношения, быт городов и деревень, общественные проблемы и даже тема войны. Иначе говоря, «частушки» живо откликались на всё, что происходило вокруг человека и именно это обусловило необычайную популярность данного жанра и соответственно его активное развитие. Первая мировая война, Октябрьская революция, Гражданская война, индустриализация, коллективизация страны, затем Великая Отечественная война, послевоенное восстановление народного хозяйства, освоение целинных земель и даже период Перестройки – все эти важные страницы в истории нашей страны ярко отображались в «частушках», которые можно назвать не иначе как «живой газетой», а также летописью истории России.
Интересные факты
- Самой известной частушечницей в нашей стране была признана популярная исполнительница народных песен Мария Мордасова, её даже величали «Королевой частушек Советского Союза». Помимо того исполнением частушек славилась такие выдающиеся певицы, как Лидия Русланова и Ольга Воронец.
- Во времена правления Сталина за одну «неправильную» частушку человека могли объявить «классовым врагом» и по 58 статье отправить в ГУЛАГ на лесоповал.
- О том, что частушка, как самостоятельный фольклорный жанр, зародилась только во второй половине XIX века говорит и тот факт, что в «Толковом словаре живого великорусского языка» выдающегося русского писателя Владимира Даля, такого слова нет. Свою замечательную информационную книгу Владимир Иванович начал составлять в 1819 году, а закончил спустя 50 лет. Видимо слова частушка в этот период в русском повседневном укладе не было.
- Культура донских казаков богата песенным фольклором, включающим в себя былины, календарные празднества, свадебные игры, исторические походные песни и плясовые хороводы. При этом необходимо отметить, что частушек в данном перечне нет, так как казаки к такому виду народного творчества относятся с большим презрением, считая его пошлым и глупым.
- Весьма недолюбливал частушки великий русский певец Фёдор Иванович Шаляпин. Он с возмущением высказывался в их адрес считая, что примитивность и дурашливый характер этого вида фольклора пагубно влияет на глубокомысленное песенное творчество русского народа.
- Несмотря на то, что люди творческих профессий поначалу к «частушечному» жанру относились большим пренебрежением, тем не менее постепенно произведения с таким названием стали появляться у известных поэтов, например, у Владимира Маяковского, Александра Блока, Сергея Есенина, Деьяна Бедного и Александра Твардовского. Не остались в стороне и композиторы. Родион Щедрин в 1963 году сочинил концерт для симфонического оркестра под названием «Озорные частушки», который пользуется большой популярностью у любителей классической музыки.
- «Частушка» считается исконно русским словом и потому в словарях многих народов мира представляется без перевода, также как «матрёшка» и «самовар».
- Очень часто «частушки» на народных гуляниях исполнялись в виде музыкального состязания. Участницы устраивали весьма зрелищные частушечные диалоги, которые весьма схожи с популярными батлами – битвами нынешних рэперов. Частушечницы соревновались не только в том, кто больше знает частушек, но и чьи тексты более забавные и колючие. Некоторые исполнительницы «частушек» славились тем, что имели собственную манеру исполнения и знали более сотни подобных весёлых миниатюр.
- Слово «частушка», помимо названия популярного фольклорного жанра, имеет ещё одно значение. Так называют рыболовную сеть с мелкой ячейкой для ловли некрупной рыбы, например, окуня, линя, густеры и плотвы.
Частушка. Этот один из самых популярных жанров народного творчества в нынешнее время в русской песенной культуре занимает немаловажное место. Он не уходит из нашего бытия, а, как и прежде несёт радостное настроение и украшает своим звучанием праздничные народные гуляния. Помимо того, живя полноценно творческой жизнью, она входит в репертуар народных исполнителей и фольклорных коллективов, веселя слушателей метким словом.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями: