Изучаем и играем аккорды на фортепиано
Теория музыки включает в себя огромное количество разнообразных понятий. Существуют основополагающие музыкальные термины, составляющие не только теоретический, но и практический фундамент. Понимание термина «аккорд», умение быстро находить и строить подобного рода музыкальные конструкции – вот, что необходимо для быстрого и уверенного изучения музыки. Научиться различать и строить аккорды при игре на фортепиано поможет данная статья. В ней вы найдете теорию, включающую в себя такие разделы, как разновидности аккордов, их обращения, таблицу аккордов в тональности, а также наглядный материал для лучшего усвоения информации.
Что такое аккорд и какие разновидности аккордов существуют
Аккорд – это одновременное звучание 3 и более звуков различной высоты. Практически ни одно музыкальное произведение, начиная с 17 веков не обходится без применения аккордовой фактуры.
На данный момент времени по количеству звуков различают:
- Трезвучие
- Септаккорд
- Нонаккорд
Каждая разновидность имеет различную конструкцию.
Аккорды популярных песен для гитары.
Трезвучие
Трезвучие состоит из трех звуков, расположенных по терциям. В зависимости от сочетания между собой больших и малых терций существует 4 типа трезвучий.
Название | Строение | Нотный пример | Сокращение |
Мажорное | б3+м3 | Б53 | |
Минорное | м3+б3 | М53 | |
Увеличенное | б3+б3 | Ув53 | |
Уменьшенное | м3+м3 | Ум53 |
Каждый звук в аккорде, в данном случае в трезвучии, имеет собственное название:
- Нижний – прима
- Средний – терция
- Верхний – квинта
Септаккорд включает в себя 4 звука, интервалом между которыми является терция.
Название |
Строение |
Нотный пример |
Сокращение |
Как запомнить |
Большой увеличенный |
б3+б3+м3 |
Був7 |
Ув53+м3 |
|
Большой мажорный |
б3+м3+б3 |
ББ7 |
Б53 +б3 |
|
Большой минорный |
м3+б3+б3 |
Бм7 |
М53+б3 |
|
Малый мажорный |
б3+м3+м3 |
мБ7 |
Б53+м3 |
|
Малый минорный |
м3+б3+м3 |
мм7 |
М53+м3 |
|
Уменьшенный |
м3+м3+б3 |
Ум7 |
Ум53+б3 |
|
Дважды уменьшенный |
м3+м3+м3 |
2ум7 |
Ум53+м3 |
Важно запомнить, что название составное: так первое прилагательное обозначает, какая септима большая или малая в основе или какую терцию необходимо достроить, а второе прилагательное показывает, какое трезвучие в основе. Также, как и у трезвучия каждый звук имеет собственное название, первые три полностью совпадают с именованиями в трезвучии, а последний звук называется септимой.
Нонаккорд имеет в конструкции 5 звуков. В данном случае к предшествующим названиям добавляется нона. В музыкальной практике чаще всего используется нонаккорд без квинтового тона.
Обращение трезвучий
Обращение трезвучий – это использование аккордовых нот в другой последовательности. Обращение образуется при переносе нижней ноты аккорда на верх. Так если взять мажорное трезвучие от ноты «до», то получится аккорд: до, ми, соль. Нижняя нота аккорда – это до, переносим ее на октаву выше и получаем первое обращение. Так были использованы все аккордовые ноты, но изменилась их последовательность: ми, соль, до. Теперь нижней нотой становится «ми». Переносим ее на октаву вверх. Получается аккорд: соль, до, ми – это второе обращение. Если мы снова перенесем нижнюю ноту, которой является «соль», тогда мы вернемся к исходному аккорду, то есть к трезвучию: до, ми, соль.
Трезвучия имеют 2 обращения, каждое из которых имеет собственное название:
- Секстаккорд – это первое обращение трезвучия, название тесно связано с конструкцией, ведь в основе этого аккорда лежит интервал секста. Нижним звуком является терция, а верхним – прима. В сокращении аккорд имеет следующий вид: T6, если изначально – это тоническое трезвучие. Аналогично от субдоминаты и доминанты – S6 и D6.
- Квартсекстаккорд - это второе обращение трезвучие, название также исходит из конструкции – внутри сексты располагается кварта. Нижним аккордовым звуком является квинта, а верхним терция. В сокращении имеет следующий вид: T64, если изначально трезвучие строилось на первой ступени в тональности.
В таблице указано строение аккорда, в скобках написано сокращенное обозначение.
|
Трезвучие |
Секстаккорд |
Квартсекстаккорд |
Мажорное |
б3+м3 (Б53) |
м3+ч4 (Б6) |
ч4+б3 (Б64) |
Минорное |
м3+б3 (М53) |
б3+ч4 (М6) |
ч4+м3 (М64) |
Увеличенное |
б3+б3(Ув53) |
б3+ум.4 (Ув6) |
ум.4+б3 (Ув64) |
Уменьшенное |
м3+м3 (Ум53) |
м3+ув.4 (Ум6) |
ув.4 + м3 (Ум64) |
Обращение септаккордов
Принцип обращения септаккордов полностью повторяет обращение трезвучий. Необходимо перенести нижнюю ноту на октаву выше. Если мы возьмем септаккорд: соль, си, ре, фа и перенесем приму, то получится следующий аккорд: си, ре, фа, соль – это первое обращение.
У септаккорда три обращения, каждое из которых имеет собственное обозначение:
- Квинтсекстаккорд представляет собой первое обращение. Строится на терцовом тоне. Главным отличительным признаком можно назвать образованную секунду, располагающуюся вверху аккорда. Сокращенно обозначается цифрами 56, после названия, например, мБ56
- Терцквартаккорд – это второе обращение. Строится на квинтовом тоне аккорда. Опознавательный знак – это секунда в середине аккорда. В сокращении обозначается цифрами 43 – мБ43
- Секундаккорд является третьим обращением. Строится на септиме. Секунда располагается в основании аккорда. Обозначается цифрой 2, например, мБ2
Каждое из обращений имеет собственное строение в зависимости от вида, в таблице можно посмотреть, как строить определенный аккорд.
Название |
Септаккорд |
Квинтсекстаккод |
Терцквартаккод |
Секундаккорд |
Був7 |
Ув53+м3 |
Б53+м2 |
м3+м2+б3 |
м2+Ув53 |
ББ7 |
Б53 +б3 |
М53+м2 |
б3+м2+б3 |
м2+Б53 |
Бм7 |
М53+б3 |
Ув53+м2 |
б3+м2+м3 |
м2+М53 |
мБ7 |
Б53+м3 |
Ум53+б2 |
м3+б2+б3 |
б2+Б53 |
мм7 |
М53+м3 |
Б53+б2 |
м3+б2+м3 |
б2+М53 |
Ум7 |
Ум53+б3 |
М53+б2 |
б3+б2+м3 |
б2+Ум53 |
2ум7 |
Ум53+м3 |
Ум53+ув2 |
м3+ув2+м3 |
ув2+Ум53 |
Аккорды в тональности
Все пройденные аккорды можно легко найти в тональности, так как они располагаются на определенных ступенях. Талица поможет быстро ориентироваться и строить необходимый по звучанию аккорд, находясь в конкретной тональности.
Мажорные тональности
Название аккорда вне тональности |
Название аккорда в тональности |
Нотный пример в тональности C-dur |
Б53 |
T53, S53, D53 |
|
М53 |
II53, III53, VI53 |
|
Ум53 |
VII53 |
|
Ув53 |
VI53 (гарм. dur) |
|
Був7 |
VI7 (гарм. dur) |
|
ББ7 |
T7 |
|
Бм7 |
S7 (гарм. dur) |
|
мБ7 |
D7 |
|
мм7 |
II7 |
|
Ум7 |
VII7 и II7 гарм. |
|
2ум7 |
VII7 (гарм. dur) |
Минорные тональности
Название аккорда вне тональности |
Название аккорда в тональности |
Нотный пример в тональности a-moll |
Б53 |
III53, VI53, VII53 |
|
М53 |
T53, S53, D53 |
|
Ум53 |
II53 |
|
Ув53 |
III53 (гарм. moll) |
|
Був7 |
III7 (гарм. moll) |
|
ББ7 |
III7 |
|
мБ7 |
D7 (гарм. moll) |
|
мм7 |
s7 |
|
Ум7 |
II7 |
|
2ум7 |
VII7 (гарм. moll) |
Что такое цифровки?
Цифровка представляет собой логичную последовательность аккордов, которые расположены в соответствии со всеми известными правилами гармонии. При постоянной игре цифровок вырабатываются следующие положительные для музыканта навыки:
- Повышение точности гармонического слуха
- Улучшение техники чтения с листа
- Совершенствование теоретических знаний.
Приведенная ниже таблица не только помогает лучше находить различные аккорды по ступеням, но и помогает при игре или написании цифровок.
Ступень |
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
VII |
Мажор |
T53, II2, S64, T7 |
II53, D43, VII65, II7 |
T6, III53 |
S53, II6, II65, D2, S7, VII43. |
T64, D53, D7, D9-5 |
VI53, II43, VII2, S6. |
VII53, VII7, T2, D6, D65. |
Минор |
t53, II2, s64, t7 |
II53, D43, VII65, II7 |
t6, III53 |
s53, II6, II65, D2, S7, VII43. |
t64, D53, D7, D9-5 |
VI53, II43, VII2, S6. |
VII53, VII7, t2, D6, D65. |
Пример цифровок:
- T53 – S64 – D6 – T53
- T53 – S6 – D – T6
Цифровки лучше играть в разных тональностях, это улучшает эффективность занятий.
Другие разновидности аккордов
Кроме трезвучий и септаккордов существуют другие разновидности аккордов, с которыми мы сейчас ознакомимся:
- SUS4 представляет собой аккорд с задержанием. Особенностью данной музыкальной конструкции является то, что в обычном трезвучии терция повышается на секунду, в результате чего трезвучие: до, ми, соль превращается в аккорд: до, фа, соль. Он не имеет определенного наклонения, в результате чего в музыке создается напряжение.
- SUS2 также является трезвучием, имеющим задержание. Единственное в отличии от предыдущего варианта, в SUS2 терцовый тон понижается на большую секунду, в результате чего аккорд не имеет определенного наклонения. Из трезвучия: до, ми, соль получается: до, ре соль.
- Трезвучие с пониженной квинтой часто используется в джазовой музыке для создания колористического эффекта.
- Кластер представляет собой аккорд, расположенный по секундам. Особенно часто встречается в современной классической музыке.
Изучение аккордов не ограничивается теорией. Больше играйте, слушайте и запоминайте их звучание. Надеемся, что статья была полезной для прочтения. Читайте другие статьи, посвященные теории музыки и совершенствуйте собственные музыкальные способности.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями: