Иоганн Пахельбель «Канон Ре мажор»

 

Пахельбель «Канон»

Очень часто бывает так, что мы слышим музыкальное произведение, мелодия которого нам до боли знакома, но не можем вспомнить, как оно называется, а тем более кто автор данного сочинения. К таким легко узнаваемым творениям, бесспорно, относится композиция, которую принято называть «Канон Пахельбеля» или «Канон Ре мажор». Эта бессмертное сочинение немецкого композитора эпохи барокко Иоганна Пахельбеля в нынешнее время пользуется большой популярностью. Его нередко можно услышать в художественных фильмах и рекламных роликах, а кроме того мотивы и гармонические последовательности композиции любят использовать исполнители современных музыкальных направлений.

Историю создания «Канона» Пахельбеля, а также интересные факты и содержание произведения читайте на нашей странице.

 

 

 

История создания

История создания произведения, настоящее название которого «Канон и Жига в Ре мажоре для скрипок и бассо континуо» приводит нас в немецкий город Нюрнберг, где в 1653 году родился Иоганн Пахельбель, выдающийся композитор эпохи барокко. Рано проявившиеся музыкальные способности помогали впечатлительному мальчику успешно овладевать различными инструментами, и уже в шестнадцать лет, поступив в Альтдорфский университет, он подрабатывал органистом в церкви Святого Лоренца.

Иоганн Пахельбель

В 1677 году Иоганн, зарекомендовавший себя хорошим музыкантом, был приглашён служить придворным органистом в город Айзенах. Вот там-то он познакомился и приятельски сблизился с городским музыкантом Иоганном Амброзием Бахом, отцом великого Иоганна Себастьяна. Тёплые отношения между Пахельбелем и Бахом вскоре переросли в такую дружбу, что Иоганн был приглашён в крестные отцы дочери Амброзия, и, помимо того, только Пахельбелю Бах доверил музыкальное образование своего сына Иоганна Кристофа. Спустя время талантливый ученик, превратился в успешного музыканта, но связи со своим наставником не терял.

Семья Баха

В 1690 году, обосновавшись в небольшом тюрингском городке Ордруфе, где ему было предложена должность органиста в церкви Святого Михаила, Иоганн Кристоф решил связать себя узами брака с Доротеей фон Хоф, и на это семейное торжество пригласил своего любимого учителя. По уверению некоторых музыковедов именно к свадьбе Иоганна Кристофа Баха из-под пера Пахельбеля и вышло чудное творение, которое сегодня приобрело невероятную популярность. Тем не менее доподлинных подтверждений, что «Канон» впервые был исполнен на этом праздничном событии, нет. Многие эксперты считают, что произведение было написано гораздо раньше, приблизительно в 1680-м году.

 

При жизни Пахельбеля его произведения, в числе которых был и «Канон» пользовались большой популярностью, однако прошло время и про композитора забыли, пока в начале двадцатого века музыковеды вновь не заинтересовались творчеством талантливого маэстро эпохи барокко. Партитуру «Канона» напечатали в 1919 году, а в 1929 году была сделана его аранжировка. В 1940-м году Артур Фидлер – дирижёр Бостонского симфонического поп-оркестра сделал первую звукозапись сочинения. Однако начало взлёта популярности произведения приходится на конец шестидесятых, когда в 1968 году оно было записано камерным оркестром под управлением французского дирижёра Жан-Франсуа Пайяра. В 1980 году после выхода фильма американского режиссёра «Обыкновенные люди», получившего 4 премии «Оскар» и 5 премий «Золотой глобус», известность музыки «Канона», использованной в саундтреке киноленты, стала расти в геометрической прогрессии. С тех пор композиция записывалась сотни раз, а её культовая гармония проникла в эстрадные песни, а также музыку для фильмов и рекламных роликов.

 

ноты «Канона Пахельбеля» Айзенах, город, где жил и работал Пахельбель 

ансамбль исполняет «Канон Пахельбеля» кадр из фильма «Обыкновенные люди» 

 

Интересные факты

  • Пахельбель написал более 500 произведений, которые при его жизни пользовались огромной популярностью.
  • Иоганна Пахельбеля все знают как композитора, сочинявшего религиозную органную и хоровую музыку. Однако в его творческом наследии есть немного светских камерных произведений, а также церемониальная вокальная музыка для общественных мероприятий. При этом стоит отметить, что «Канон» совершенно не похож на другие творения Пахельбеля.

 

  • Композитор Иоганн Пахельбель в основном всю жизнь зарабатывал на хлеб, служа в должности органиста и капельмейстера. Он дважды женился (его первая жена умерла от чумы незадолго до их второй годовщины свадьбы) и стал отцом восьмерых детей, из которых выжили семеро: две дочери и пятеро сыновей. Одна из дочерей композитора стала известным художником, а два сына пошли по стопам своего отца.
  • Единственная рукописная копия «Канона» Пахельбеля, датируемая 19-ым веком, в нынешнее время хранится в фондах Берлинской государственной библиотеки. Было известно о существовании рукописи более раннего периода, находившейся в Берлинском университете искусств, но, к сожалению, сейчас она утеряна.
  • Эксперты находят в произведениях Йозефа Гайдна (струнные квартеты) и Вольфганга Амадея Моцарта (опера «Волшебная флейта») гармоническую последовательность идентичную той, которую использовал Пахельбель в своём «Каноне».
  • Сегодня многие музыковеды утверждают, что последовательность, которой Пахельбель гармонизовал свой «Канон» очень часто применяется в современных произведениях. Например, большое сходство они находят в гимне Российской Федерации, а также в весьма популярной композиции «Go West» американской диско-группы «Village People».
  • В 1982 году американский пианист Джордж Уинстон включил «Вариации на канон Иоганна Пахельбеля» в свой сольный фортепианный альбом «Декабрь», который был продан тиражом более трех миллионов экземпляров.
  • Исполнители и аранжировщики «Канона» обычно тяготеют к темпу в 60 четвертных нот в минуту, что соответствует темпу биения сердца.

 

 

Содержание «Канона Пахельбеля»

«Канон» Иоганна Пахельбеля – это музыкальное произведение, основанное на имитации и повторении, то есть после проведения темы в первом голосе, она повторяется во втором, а затем и в третьем. Помимо трёх скрипичных голосов в данной композиции очень важную роль играет четвертый голос - бассо континуо. Он весьма интересен, так как независим и на протяжении всего произведения двадцать восемь раз повторяет один и тот же мелодический напев, заключённый в два такта и состоящий из восьми нот: ре, ля, си, фа-диез, соль, ре, соль, ля. Такая остинатная последовательность, называемая «Романеска» часто использовалась композиторами XVI и XVII веков.

Канон открывается двухтаковым вступлением бассо континуо, включающим в себя восемь нот, о которых было сказано выше. Далее свою тему начинает первая скрипка, затем через два такта с тем же мотивом вступает вторая, а ещё через два такта и третья, то есть в седьмом такте произведения звучат уже все инструменты, определённые автором композиции. Следом начинаются двенадцать коротких четырёхтактовых вариаций. В них музыка активизируется, так как длительности становятся короче, ритм учащается, а в тематической линии появляются октавные скачки. Тем не менее в басу продолжает звучать всё тот же неизменный и безмятежный мотив, пока в заключении не приземляется на ноте ре – главной ноте тональности в которой написано произведение. Стоит отметить, что в завершении композиции синхронность проведения тем скрипичных партий нарушается и это обусловлено подведением к окончанию произведения.

 

В заключение необходимо обратить внимание на то, что «Канон» по задумке композитора должен обязательно сопровождаться «Жигой» - весёлым танцем, который был так популярен в эпоху барокко. Однако время всё расставило по своим местам, и общественный вкус решил, что серьёзный и торжественный «Канон» воспринимается лучше без радостной и лёгкой «Жиги».

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:


«Канон Ре мажор» Пахельбеля