Ф. Шуберт «Лебединая песня»
«В его песнях поэзия звучит, а музыка разговаривает», - так современники высказывались о камерно-вокальном творчестве выдающегося австрийского композитора Франца Шуберта. Действительно, песня была его стихией, и маэстро вознёс этот, считавшийся незначительным, жанр до невероятных высот. Последними произведениями, сочинённые Шубертом, тоже были песни. Друзья после смерти композитора объединили их в сборник, которому дали красивое символическое название «Лебединая песня».
Историю создания «Лебединой песни» Шуберта, содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.
История создания
Последний тридцать первый год в жизни Франца Шуберта был весьма богат на творческие события. Во-первых, в начале 1828 года был закончен вокальный цикл «Зимний путь» и издательством была выпущена его первая часть. Во-вторых, усердными стараниями друзей Франца весной был организован первый концерт, программа которого состояла только из произведений композитора. По восторженному приёму слушателей было понятно, что венцы любят музыку Шуберта. Действительно, его песни пользовались популярностью, так как непрестанно передавались от одного исполнителя к другому, постепенно обретая новых почитателей.
Тем не менее, постоянное безденежье и жизненное неустройство привело к плачевному результату. Несмотря на то, что в последние годы Франц помирился с отцом и быт его обустроился, первые признаки опасной болезни давали о себе знать. Самочувствие композитора ухудшалось с каждым днём, но жить, не сочиняя музыки, он не мог, хотя это занятие отнимало у него много сил. И именно в это время Шуберт написал шесть песен на стихи Генриха Гейне, которые затем вошли в цикл впоследствии названый «Лебединая песня».
История возникновения других вокальных миниатюр, вошедших в сборник, просто удивительна и связана с именем Людвига ван Бетховена, композитора, которого Шуберт боготворил. Суть в том, что Антон Феликс Шиндлер - скрипач, дирижёр и музыкальный писатель, являвшийся секретарём, а затем и биографом Бетховена, после смерти великого маэстро, разбирая бумаги, обнаружил стихи Людвига Рельштаба, которые композитор не успел положить на музыку. Уже то, что эти поэтические строки побывали в руках Бетховена, который оставил на них свои заметки, вдохновило Шуберта на сочинение музыки. Он гордился тем, что закончит работу, незавершённую гениальным музыкантом.
Песни, созданные в последний год, Франц не предполагал объединять в цикл. За месяц до своей кончины композитор обратился в одно из лейпцигских издательств, чтобы там напечатали его сборник на стихи Генриха Гейне. У песен с текстами Рельштаба была другая история. Глава венского музыкального издательства Роберт Тобиас Хаслингер, обратившись к брату Шуберта, выкупил у него последние сочинения композитора. Разобравшись с произведениями, он объединил песни на стихи Гейне и Рельштаба, а помимо этого произвольно добавил ещё одну песню на текст Иоганна Зайдля. Никакой связывающей сюжетной линии между композициями не было, редактор просто сгруппировал их по поэтам и дал циклу название - «Лебединая песня».
Интересные факты
- Вокальный цикл «Лебединая песня» невольно объединил двух выдающихся композиторов: Людвига ван Бетховена и Франца Шуберта. Удивительно то, что два человека живущие в одном городе, в одно время, и, кроме того, занимающиеся музыкой, никогда друг с другом не встречались.
- Именно благодаря прекрасному сравнению с лунным светом над Фирвальдштетским озером, произнесённого поэтом Людвигом Рельштабом, на стихи которого Франц Шуберт написал песни, вошедшие в цикл «Лебединая песня», четырнадцатая соната великого Бетховена получила название – «Лунная».
- Людвиг Рельштаб был очень возмущен, когда узнал, что его стихи были переданы Шуберту, так как считал, что его поэтические тексты будут испорчены музыкой этого композитора.
- Выдающийся венгерский композитор Ференц Лист, очень любивший творчество Франца Шуберта, сделал пятьдесят транскрипций на темы его песен, в том числе и композиций, входящих в цикл «Лебединая песня».
- Самой популярной композицией, вошедшей в цикл «Лебединая песня», в нынешнее время является «Серенада». Это произведение стало не только эмблемой творчества Шуберта, но символом романтической песни.
- И всё же у Франца Шуберта была песня под названием «Лебединая песня». Он её написал на стихи своего друга Иоганна Сенна. Но она не имеет отношения к сборнику.
Содержание «Лебединой песни»
Вокальный цикл «Лебединая песня» включает в себя 14 различных по стилю номеров. Восемь из них, написанные Шубертом на стихи Людвига Рельштаба и Иоганна Зайдля, по своему светлому и беззаботному характеру, незамысловатым мелодиям и звукоизобразительному аккомпанементу очень отличаются от тех шести, в которых композитор использовал поэтические творения великого Гейне. Здесь композитор распевные мелодии подменял музыкальной декламацией, а трагический окрас усиливал скупым аккомпанементом с насыщенными диссонирующими гармониями.
- «Вестник любви», Liebesbotschaft (Л. Рельштаб). Юноша обращается к ручью как к посланнику, чтобы он передал привет любимой девушке.
- «Предчувствие воина», Kriegers Ahnung / (Л. Рельштаб). Солдат, на ночном привале скучает по своей возлюбленной. Он размышляет о том, что ему предстоит много сражений, в которых можно умереть.
- «Весеннее томление», Frühlingssehnsuch (Л. Рельштаб). Наступила весна, дует лёгкий ветерок, который разносит нежный аромат цветов, однако в душе у героя грусть, он тоскует по своей возлюбленной.
- «Серенада», Ständchen (Л. Рельштаб) Молодой человек ночью исполняет серенаду для своей любимой. Он с мольбами обращается к ней и просит о встрече.
- «Приют», Aufenthalt (Л. Рельштаб) Персонаж, терзаемый душевными муками, находит приют в лесу около бурной реки и неподвижной скалы.
- «Вдали от дома», In der Ferne (Л. Рельштаб). Персонаж покинул свою родину и путешествует с разбитым сердцем, так как у него нет друзей и нет дома. Он просит ветерок и солнечные лучи передать привет тому, кто разбил ему сердце и обрёк на страдания.
- «Прощание», Abschied (Л. Рельштаб). Юноша радостно, но решительно прощается с городом, в котором был счастлив, но теперь должен покинуть.
- «Атлас», Der Atlas (Г. Гейне). Герой хочет быть счастливым, но он как мифологический герой Атлас, обречённый держать небесный свод, несёт в своём сердце скорбь, которой бы хватило на весь мир.
- «Её портрет», Ihr Bild (Г. Гейне). Молодой человек рассказывает о том, как во сне он с грустью смотрел на портрет своей возлюбленной, с которой ему пришлось расстаться.
- «Рыбачка», Das Fischermädchen (Г. Гейне) Юноша очарованный прекрасной рыбачкой, просит её о романтической встрече. Он рассказывает девушке о своём сердце, которое такое же большое как море и в нём тоже есть прекрасные жемчужины.
- «Город», Die Stadt (Г. Гейне) Герой на лодке подплывает к городу, с которым у него связаны тяжёлые воспоминания: здесь он потерял свою возлюбленную.
- «У моря», Am Meer (Г. Гейне). Молодой человек рассказывает о том, как он у моря встретился со своей возлюбленной. Девушка очень грустила и плакала. С тех пор молодой человек постоянно тоскует, как будто она отравила его своими слезами.
- «Двойник», Der Doppelgänger (Г. Гейне). Персонаж смотрит на дом, где когда-то жила его возлюбленная, и вдруг замечает, что кто-то тоже стоит возле дома и это он сам.
- «Голубиная почта», Die Taubenpost (И.Г. Зейдль). Юноша рассказывает, что у него есть почтовый голубь, которого он каждый день посылает к своей возлюбленной.
«Лебединая песня». Друзья Франца Шуберта не случайно так назвали сборник прощальных песен композитора. Этим они хотели подчеркнуть, что это не только последние произведения, но и музыкальное завещание, которое выдающийся маэстро оставил будущим поколениям.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
«Лебединая песня» Шуберта