Альфред Шнитке «Сюита в старинном стиле»

 

Альфред Шнитке «Сюита в старинном стиле»Альфред Шнитке. Имя этого выдающегося композитора хорошо известно не только в нашем отечестве, но и далеко за его пределами. Новаторские сочинения маэстро поначалу оценивались весьма неоднозначно, однако впоследствии они заняли достойное место в сокровищнице мировой музыкальной культуры. Непрерывно экспериментируя в самых разных жанрах, Шнитке выработал свой особый неподражаемый стиль, однако среди богатого творческого наследия мастера есть одно своеобразное творение, непохожее на все остальные. Оно называется «Сюита в старинном стиле» - произведение талантливо стилизованное современным советским композитором под музыку сочинителей эпохи барокко.

Историю создания «Сюиты в старинном стиле» Шнитке, содержание произведения и интересные факты читайте на нашей странице.

 

 

 

История

История создания «Сюиты в старинном стиле» берёт своё начало в 1965 году. К тому времени, после окончания Московской консерватории и аспирантуры по классу композиции, тридцатиоднолетний Альфред Шнитке, уже четыре года работавший в родной Альма-матер, был автором немногочисленных, но весьма разножанровых произведений. Победа в Великой Отечественной войне и совершенно грандиозное событие: первый полет человека в космос, вызывали такой народный патриотический подъём, что он не мог не вылиться в искусстве. Среди ранних сочинений Шнитке были произведения с такими названиями, как «Песни войны и мира» и «Поэма о космосе». Необходимо отметить, что наступившая в эти годы хрущевская «оттепель» внесла свои коррективы в жизненные реалии и, соответственно, в искусство. Альфред, не остававшийся в стороне от таких существенных общественных изменений, да к тому же постоянно находящийся в поиске своего собственного пути сочинения музыкальных произведений, встал на тропу истинных «шестидесятников».

Альфред Шнитке

В то время в композиторском становлении Шнитке весомое значение сыграл небольшой подъём железного занавеса. Поскольку советские музыканты были изолированы от современного мира, это добавило свежую струю в подпитку отечественной культуры. Альфред с большим интересом включился в изучение малоизвестной ему музыки таких зарубежных композиторов, как Шёнберг, Веберн, Берг, Орф, Булез, Анри, Барток, Пендерецкий, Айвз и Варез. Штудируя новейшие теоретические труды и осваивая современные композиторские техники, Шнитке делал тщательный отбор, при этом он постепенно обрёл свой собственный музыкальный стиль в сочинении крупных произведений, а также создал метод, впоследствии получивший название «полистилистика».

Помимо данных изысканий, ещё одним не менее важным направлением композиторской деятельности Шнитке, в тот трудный для него период становления, стало сочинение музыки для кинофильмов. Эта работа, к которой он относился весьма ответственно, не только помогала ему зарабатывать на жизнь, но и была своего рода творческой лабораторией. В ней композитор мог экспериментировать и выражать свою философию, а затем применять результаты своих наработок в более масштабных композициях.

 

 Дебют в кинематографии у Альфреда состоялся в 1962 году в фильме «Вступление», снятого по произведениям Веры Пановой, затем была культовая кинолента «Вызываем огонь на себя», а за ней «Похождения зубного врача». Именно с этого фильма  началась история создания вышеупомянутой «Сюиты в старинном стиле».

В 1965 году режиссёр Элем Климов пригласил Шнитке поработать над его фильмом - «Похождение зубного врача». Композитор, с удовольствием откликнувшийся на это предложение, в музыкальный материал киноленты вставил три своеобразные композиции, которые не только были оркестрованы в стиле XVIII века, но и записаны с клавесином. Темы этих произведений Альфред позаимствовал из собственного сборника инструментальных пьес, которые он, вероятно, сочинил для учеников своей жены Ирины, ради мужа пожертвовавшей своей карьерой концертирующей пианистки и в то время работавшей в одной из музыкальных школ Москвы.

Элем Климов

Прошло пять лет и вновь Элем Климов обратился к композитору с просьбой о совместной работе над новым фильмом - «Спорт, спорт, спорт». Звуковое оформление киноленты было весьма разнообразным, но особенно выделялись два музыкальных фрагмента, которые были стилизованы под старину.

 

Вероятно, данный материал остался бы неприметным, если бы выдающийся скрипач Марк Давыдович Лубоцкий не обратился к своему другу Альфреду Шнитке с просьбой сочинить для его студентов какое-нибудь произведение. Вот тогда-то композитор вспомнил о музыкальных кинофрагментах и, объединив их в сюиту, переинструментовал для скрипки и фортепиано. Композиции из «Похождения зубного врача» обрели название «Балет», «Пастораль» и «Пантомима», а из фильма «Спорт, спорт, спорт» - «Фуга» и «Менуэт». В названии произведения к слову сюита Шнитке сделал добавление – «в старинном стиле». Именно этим он сделал акцент, что данное сочинение является стилизацией под творения композиторов прошлых эпох. Так в 1972 году появилось произведение, которое мгновенно пошло нарасхват у музыкантов-исполнителей. 

 

Шнитке Марк Лубоцкий 

кадр из кинофильма «Похождение зубного врача» кадр из кинофильма «Спорт, спорт, спорт» 

 

Интересные факты

  • Впоследствии Альфред Шнитке составил список, в котором все свои произведения пометил разными цветами: чёрным, серым и белым. Чёрным он подчеркнул сочинения, которые сам же не воспринимал. В такой печальный перечень попали почти все ранние произведения композитора. Исключение составил Концерт № 1 для скрипки с оркестром, написанный в 1957 году, ещё во время учёбы в консерватории.
  • Полистилистикой называют технику музыкальной композиции, соединяющую разные стили, начиная со времён Баха и до современнейшей додекафонии, изобретённой австрийским композитором Арнольдом Шёнбергом в двадцатые годы прошлого века.

  • Концепцию полистилистики, иногда именуемой стилистическим калейдоскопом, Шнитке начал разрабатывать во время сочинения музыки к мультипликационной ленте «Стеклянная гармоника» режиссёра-мультипликатора Андрея Хржановского. В фильме плавными переходами была представлена целая галерея картин художников от эпохи Ренессанса и до современности, которые музыкально проиллюстрировал Шнитке.
  • Музыку Альфреда Шнитке сегодня можно услышать почти в восьмидесяти художественных, документальных и мультипликационных фильмах, среди которых такие киношедевры, как «Агония», «Вызываем огонь на себя», «Белорусский вокзал», «Горячий снег», «Былое и думы», «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил», «Маленькие трагедии», «Фантазии Фарятьева», «Экипаж», «Сказка странствий», «Отец Сергий», «Рикки-Тикки-Тави», «Мёртвые души».
  • «Сюиту в старинном стиле» сам Шнитке считал настолько откровенной стилизацией, что поначалу даже не желал ставить на ней своё имя. И даже после того, как произведение приобрело большую известность, а автора после успешного исполнения цикла вызывали на сцену, он никогда не выходил.
  • Популярность «Сюиты в старинном стиле» в нынешнее время настолько велика, что её переложения сделаны для виолончели и фортепиано, флейты и фортепиано, виолы д'амур, клавесина и ударных, альта и камерного оркестра, трубы и фортепиано, скрипки и аккордеона. При этом стоит отметить, что данный цикл всегда вставляют в программы концертов, посвящённых творчеству композитора.
  • Альфред Шнитке сотрудничал с такими выдающимися кинорежиссёрами, как Лариса Шепитько, Александр Аскольдов, Александр Митта, Михаил Ромм, Элем Климов, Сергей Колосов, Михаил Швейцер.

 

Содержание «Сюиты в старинном стиле»

«Сюита в старинном стиле». Это циклическое произведение, в оригинале написанное для скрипки и фортепиано, в котором, не связанные общей драматургией отдельные музыкальные миниатюры, автор объединил в целостную концертную композицию. В ней, мастерски стилизованные под музыку эпохи барокко, несхожие по характеру пьесы, иллюстрирующие разные образы, пейзажи и действенные сцены, предстают перед слушателями в виде своеобразного колоритного спектакля «инструментального театра». Этот оригинальный жанр, появился в академической музыке во второй половине двадцатого века и представлял собой небольшое театральное действо, разыгрываемое не актёрами, а музицирующими инструментами. В данном случае скрипка и фортепиано, как настоящие персонажи между собой соревнуются, спорят и даже бранятся.

Скрипка и фортепиано

Сюита включает в себя пять частей, каждая из которых имеет своё название: «Пастораль», «Балет», «Менуэт», «Фуга» и «Пантомима».

  • «Пастораль». Эта открывающая цикл миниатюра по своему настрою спокойна и безмятежна. Она написана в жанре итальянской сицилианы, тональности До мажор, в тактовом размере 6/8 и с авторским темповым указанием Moderato. Эту композицию можно сравнить с балетным па-де-де, которое не только представляет двух персонажей, но и раскрывает их характер. Пьесу можно условно разделить на три раздела. Первоначально появляется один персонаж – это фортепиано, далее к нему присоединяется скрипка, ну а затем они совместно занимаются демонстрацией своих технических возможностей.
  • «Балет». В данном произведении композитор намеренно отходит от раскрытия психологического состояния героев и на первый план через действенный момент выводит суть их взаимоотношений. Автор затевает своего рода соревнование, в котором изначально строго распределяет роли. Персонажем, удостоенным авансцены, разумеется, становится скрипка, а фортепиано, повторяя за ней тематический материал, лишь оттеняет солирующий инструмент. Данная композиция представлена композитором в тональности Ре мажор, тактовом размере 2/4 и темпе Allegro.

ноты «Сюиты в старинном стиле»

  • «Менуэт». В этой созерцательно-элегической по характеру миниатюре автор вновь отображает духовный мир своих персонажей. Произведение звучит как романс, в котором скрипка исполняет роль вокалиста, а фортепиано – аккомпаниатора. Композиция, написанная в тональности ля минор и трёхдольном размере, начинается с развёрнутого фортепианного вступления, наполненная фактура которого имитирует насыщенное оркестровое звучание. Затем с широко льющейся мелодией вступает скрипка. Тематический материал её партии основан на интонациях, прозвучавших во вступлении. Следующая затем вторая часть пьесы тоже начинается с фортепианного вступления, на основе которого формируется мелодия солирующей скрипки.
  • «Фуга». В четвёртой части цикла вниманию слушателей предоставляется, написанная в тональности ля минор и четырёхдольном размере, фуга, посредством которой вновь демонстрируется соревнование между двумя инструментами. Тема изначально звучит во вступительной части, исполняемой фортепиано, а затем переходит в партию скрипки. На авансцену композитор попеременно выводит, то один персонаж – инструмент, то другой, тем самым постоянно поддерживает дух их соперничества.
  • «Пантомима». Эта заключительная пьеса цикла, в которой автор подводит итог всему тому, что происходило в сюите ранее. Композитор органично соединяет и чередует сцены красочного представления, разыгранного ранее двумя персонажами – исполнителями: скрипкой и фортепиано.

 

«Сюита в старинном стиле». Это сочинение Альфреда Шнитке, несмотря на то, что весьма легко воспринимается на слух, имеет глубокий философский смысл. Композитор, представляя аудитории красивую музыку эпохи барокко, заставляет личность задуматься об уводящей от истины сладкой лжи и той сложно-напряжённой обстановке, которой характеризуется наш современный мир.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями: