Прелюдии Шопена

 

Прелюдии Шопена

Многие предшественники и современники композитора писали прелюдии, однако все эти сочинения трудно сравнивать с творениями Фредерика Шопена. Прелюдии великого польского маэстро – совершенно новый жанр, о котором ранее никто никогда не слышал. Каждая из его миниатюр – настоящая романтическая поэма, рассказывающая свою, самобытную историю. Именно поэтому эти шопеновские пьесы часто сравнивают с жемчужинами, ведь они, как и эти изысканные творения природы, также уникальны и неповторимы по своей красоте и форме.

Историю создания Прелюдий Шопена, содержание произведений и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

 

 

 

История создания

В творческом наследии Шопена – 26 прелюдий, 24 из которых объединены в единый опус №28. Традиционно считается, что композитор создал свой цикл по образу и подобию знаменитого баховского ХТК – он очень любил томики этого немецкого гения и знал их наизусть. Шопеновские прелюдии также написаны во всех 24 тональностях, только расположены не в хроматической последовательности, а в соответствии с квинтовым кругом.

Фредерик Шопен

Хронологию создания этих пьес установить очень трудно, поскольку работа над ними постоянно приостанавливалась из-за событий в личной жизни Шопена. Композитор долго не мог вернуться к написанию музыки после расставания с Марией Водзиньской в 1837 году, а впоследствии заняться сочинительством было трудно из-за обострившейся болезни.

Мария Водзиньская

Во многих источниках утверждается, что 24 прелюдии op.28 были написаны в период с 1836-1839 год, однако не все историки с этим не согласны.  В некоторых биографических изданиях есть сведения, что две прелюдии их этого опуса были созданы намного раньше - в 1831 году в Вене, когда Шопен получил трагическую весть о разгроме польского восстания. Свои эмоции от того, что родная страна обагрилась кровью он тогда выразил в трех сочинениях – прелюдиях a-moll, d-moll и знаменитом «Революционном этюде».

 

Прелюдия cis-moll op.45 , посвященная 15-летней княгине Елизавете Александровне Чернышевой, была сочинена и опубликована в 1841 году. В нотной литературе ее можно встретить в op.28 под номером 25.

Прелюдия As-dur была написана в 1834 году. О существовании этого произведения исследователи творчества Шопена узнали только в 1918 году, когда случайно обнаружили рукопись. В этом же году пьеса вышла в печати. Эта прелюдия посвящена П. Вольфу и в настоящее время также часто публикуется в 28-м опусе под номером 26.

 

Шопен Польское восстание 1831 года 

ноты Прелюдии Шопена №26 ноты Прелюдии Шопена №15 

 

Интересные факты

  • Несмотря на то, что все прелюдии 28-го опуса самостоятельны, некоторые музыковеды считают, что весь этот сборник является одним неделимым произведением, состоящим из 24-х частей в разных тональностях. Такое видение шопеновского цикла они объясняют тем, что все пьесы имеют мотивное родство, а между некоторыми вообще присутствуют переходы. Однако это мнение ошибочно. Если бы композитор мыслил их как одно целое, он бы так их и исполнял на концертах. Но Шопен ни разу не сыграл на сцене все прелюдии подряд – он вообще не играл больше четырех за один вечер.
  • В творческом наследии польского композитора есть еще одна прелюдия, которую часто считают №27 в 28-м опусе. Только написана она Шопеном частично – исследователями был найден незавершенный фрагмент в тональности es-moll, и профессор истории музыки в Университете Пенсильвании Джеффи Каллберг решил на его основе воссоздать сочинение Шопена. Ему же принадлежит и название пьесы – «Дьявольская трель», которое было дано им из-за своего интонационного сходства с известной скрипичной сонатой Джузеппе Тартини. Впервые эта прелюдия была исполнена в 2002 году на Ньюпорт-музыкальном фестивале в Ньюпорте, штате Род-Айленд пианистом Аленом Жаконом.

 

  • Прелюдия № 17 входила в число любимых произведений Клары Шуман.
  • Шопен совершенно не выносил одиночества, и чтобы как-то сгладить его, всегда садился играть за рояль. Один из таких случаев описывает в «Истории своей жизни» Жорж Санд. Тогда писательница вместе с детьми отправилась в Пальму за закупкой продуктов, Шопен же остался дома в одиночестве. По пути домой Санд вместе с детьми попали под дождь, и поэтому сильно задержались. Когда они зашли домой, Фредерик плакал и играл на рояле одну из своих прелюдий. Тогда он рассказал, что чувствовал их ощущения – словно задремал за инструментом, и ему почудилось, будто он тонет в озере. Исследователи предполагают, что в тот страшный для композитора вечер он играл либо прелюдию Des-dur, либо h-moll.

Жорж Санд

  • Прелюдии № 4 и № 6 были исполнены на похоронах композитора.
  • Каждый год, начиная с 1999, в Томске проводится конкурс-фестиваль польской музыки им. Фредерика Шопена и носит он название «Прелюдия».
  • Прелюдии 28-го опуса посвящены сразу двум современникам композитора - К. Плейелю и Й. К. Кесслеру. Правда, эти посвящения значатся на разных изданиях. Французское адресовано создателю фортепиано и издателю Плейелю, который и заказывал эти пьесы за 2 тысячи франков. А вот немецкое издание Шопен решил посвятить композитору и пианисту Кесслеру в знак ответной благодарности – 10 лет назад он написал его имя на своих 24 прелюдиях op.31.
  • Традицию исполнения всех 24-х прелюдий Шопена на одном концерте ввел Альфред Корто.

 

  • Прелюдия №15 op. 28 была использована Microsoft в рекламной компании компьютерной игры. Она звучит в видеоролике игры Halo 3: Believe, которая вышла в свет 12 сентября 2007 года. По версии американского журнала Adweek, это видео вошло в число рекламных компаний десятилетия.
  • Музыковед Генри Финк настолько был восхищен прелюдиями Шопена, что считал их самыми значимыми в музыкальной истории сочинениями. Он всегда с гордостью говорил: если вся фортепианная музыка всего мира будет уничтожена и можно будет сохранить только одну коллекцию, он проголосует именно за эти сочинения.
  • Феликс Мендельсон обожал прелюдию №17. На вопрос, почему она ему так сильно нравится, он всегда отвечал: «Потому что сам бы так не написал».

Феликс Мендельсон

  • Сын Льва Николаевича Толстого, Лев Львович написал рассказ под названием «Прелюдия Шопена».
  • Американский музыковед Ричард Тарускин считает, что при создании своего цикла Шопен опирался не только на ХТК Баха, но и на прелюдии И. Мошелеса (op.73). Исследователь выявил между этими двумя опусами много общих черт.
  • В 2005 году знаменитый пианист Михаил Плетнев принял решение уйти со сцены. Случилось это после концерта в Большом зале консерватории, где он играл 24 прелюдии Шопена. Никто из присутствующих в зале не оценил его исполнение, да и сам маэстро был от него не в восторге. А виной этому стал установленный на сцене новенький рояль фирмы-спонсора этого мероприятия. Плетневу инструмент не понравился еще на репетиции, однако выбора у него не было.
  • Прелюдия e-moll считается самым известным произведением из всего цикла. В минувшем столетии она вошла в канон поп-музыки благодаря французским исполнителям Сержу Гинзбургу и Джейн Биркин, которые включили ее в свою песню «Jane B», и бразильскому композитору Антонио Карлосу Жобиму, использовавшему ее в композиции под названием «Insensatez».

 

Содержание

Шопеновский цикл называют настоящей энциклопедией романтизма, ведь в нем запечатлены все типичные для того времени жанры, образы и интонации. Доподлинно известно, что композитор оставил все свои прелюдии без названия. Он считал, что заголовки могут ввести в заблуждение слушателей, и поэтому предпочитал не уточнять, что вдохновляло его на написание произведений. Однако названия у пьес и даже программа в несколько строк все же существуют. А написали их известные в мире музыки личности, опираясь на свои личные впечатления – Альфред Корто и Ганс фон Бюлов. Программные ассоциации последнего были высоко оценены учениками Шопена - Вильгельмом фон Ленцем и мадам Калержи. Они согласились с таким видением шопеновских прелюдий и подтвердили, что именно эти чувства и образы хотел передать композитор в своих творениях.

Прелюдия

Альфред Корто

Ганс фон Бюлов

1

«Лихорадочное ожидание близких»

«Воссоединение»

2

«Мучительные раздумья в далеком, пустынном море

«Предчувствие смерти»

3

«Песнь моря»

«Ты так похожа на цветок»

4

«Над могилой»

«Удушье»

5

«Дерево песен»

«Неуверенность»,

6

«Тоска»

«Колокольный звон»

7

«Сенсационные воспоминания всплывают, как духи в моей голове»

«Польский танец»

8

«Падает снег, ветер кричит и бушует буря, но в моем сердце»

«Отчаяние»

9

«Вещие голоса»

«Видение»

10

«Ночные фиалки, которые падают на землю»

«Ночная бабочка»

11

«Желание молодой девушки»

«Стрекоза»

12

«Ночная прогулка»

«Поединок»

13

«На чужой земле, под звездами, думая о своей далекой любимой»

«Потеря»

14

«Страх»

«Опасение»

15

«Но смерть здесь, в тени»

«Капли дождя»

16

«Спуск в бездну»

«Царство теней»

17

«Она сказала мне: "я люблю тебя"

сцена из «Собора Парижской Богоматери»

18

«Божественное проклятие»

«Самоубийство»

19

«Крылья, крылья, чтобы я мог бежать к тебе, моя возлюбленная»

«Сердечное счастье»

20

«Похоронка»

«Похоронный марш»

21

«Возвращение к месту исповеди»

«В воскресенье»

22

«Бунт»

«Нетерпение»

23

«Игры водной феи»

«Туристское судно»

24

«Кровь, земное удовольствие, смерть»

«Шторм»


Также известно, что названия пьесам Шопена давала и Жорж Санд, и даже подписала их своею рукой на некоторых рукописях. Только вот до наших дней они не дошли.

 

 

Использование в кинематографе

Прелюдия Фильм
 №1  «Я всегда любил тебя» (1946), «Хичкок» (2012)
 №2  «Осенняя соната (1978), «Выбирайте Коннора» (2007)
 №4 «Портрет Дориана Грея» (1944), «Удивительный мистер икс» (1948), «Надежда и слава» (1987), «Легкое поведение» (2008), «Мой маленький ангел» (2011), «Озеро» (2013), «Лазурный берег» (2015), «Мальчики  и девочки» (2017)
 №6  «Пластинка 957» (1928), «Охотники за привидениями» (1940), «Гнев» (2004), «Кровь ворона» (2010)
 №7  «Повесть о двух городах» (1935), «В наше время» (1944), «Джейн Эйр» (1983), «Роковое влечение» (1987), «Дни и ночи «(2014)
 №11  «Слава» (2009)
 №13  «Сентябрьская афера» (1950)
 №15 «Другая страна»  (1984), «Блеск» (1996), «Без лица» (1997), «Три икса» (2002), «Песочный дом» (2005), ««Провинциалка» (2007), «Дневники мертвецов» (2007)
 №16  «Пища любви (2002)
 №20 «Дорога в рай» (1997), «Убийственное танго» (2002)
 №24  «Портрет Дориана Грея» (1944)

 

 

Некоторые историки считают: чтобы понять Шопена, такого чувственного, ранимого, утонченного и впечатлительного, достаточно познакомиться с его прелюдиями. Композитору удалось не только довести этот жанр до высшей степени совершенства, но и наполнить его удивительной эмоциональной глубиной и богатым содержанием. Казалось бы, о чем можно рассказать в 24 небольших пьесах? Шопену удалось рассказать обо всем. По мнению Ю. Кремлева, в этих прелюдиях – вся жизнь великого романтика, все образы, которые когда-либо встречались на его небольшом, но таком трагическом жизненном пути.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:


Прелюдии Шопена