Вольфганг Амадей Моцарт Соната №11 (A-dur)

 

Вольфганг Амадей Моцарт создавал сонаты на протяжении всей жизни. Первые сонаты для фортепиано были созданы еще в 1764 году, когда мальчику было всего 8 лет. Соната №11 относится к зрелому творчеству композитора и является образцом его стиля. Произведение уникально и неповторимо. В каждой ноте чувствуется почерк гения, его смелость в передаче музыкальных образов. Яркие мелодические рисунки сонаты моментально запечатлеваются в памяти. Сегодня соната №11 стала эмблемой фортепианной музыки Моцарта. Особенную популярность получила третья часть «Турецкое рондо», обладающее ярким янычарским колоритом.

Историю создания Сонаты №11 Моцарта, содержание произведения и интересные факты читайте на нашей странице.

 

 

 

Краткая история

Весной 1778 года Моцарт и его мать Анна Мария прибывают в Париж, в город, где его уже никто не ждет. Композитору приходится заново завоевывать любовь публики. На помощь к талантливому музыканту приходит давний друг Мельхиор Гримм. Он советует, как можно чаще наносить визиты к известным вельможам, чтобы продемонстрировать виртуозность и получить хорошую работу. Следуя советам друга, Вольфганг один за другим посещает дома известных людей, но вместо серьёзной работы находит лишь несколько учениц, которым дает уроки фортепиано за мизерное жалование.

Активно композитор изучает оперные партитуры французских композиторов. Он планирует написать 2 оперы, но несовершенное знание языка препятствует исполнению задумок. Так, Париж становится городом, в котором Вольфганг Амадей сочинял преимущественно инструментальную музыку. Одним из парижских бриллиантов стала клавирная соната №11.

Вольфганг Амадей Моцарт

При создании произведения композитор опирался на вкусы парижан. Именно поэтому в ее композиции так много черт, относящихся к сюите. В отличие от классического сонатного цикла первая часть написана в форме вариаций, находящихся на вершине популярности во Франции.

Изюминкой цикла становится третья часть – Турецкое рондо. В XVIII веке мода на «янычарскую» музыку распространилась по всей Европе. Рост интереса к турецкой музыке был связан с военными событиями. При нападении на Европу армия Османии была вооружена не только оружием, но и музыкальными инструментами. Основой оркестра были ударные, что требовало четкости ритма. Так, в третьей части Моцарт использует характерные для янычарской музыки ритмоформулы. В дальнейшем третья часть будет исполняться пианистами вне цикла и будет восприниматься, как отдельное произведение. Так, в третьей части Моцарт использует характерные для янычарской музыки ритмоформулы. В дальнейшем третья часть будет исполняться пианистами вне цикла, и будет восприниматься, как отдельное произведение.

 

Несмотря на всё сказанное, некоторые биографы композитора до сих пор не соглашаются с версией о том, что свою знаменитую сонату под номером одиннадцать великий маэстро написал в Париже. Они утверждают - это произведение было создано Моцартом несколько позднее – в 1783 году в Зальцбурге, куда композитор отправился, чтобы помириться с отцом, который был против его женитьбы на Констанции Ниссен, урождённой Вебер. 

Соната была опубликована в 1784 году. Еще при жизни композитора музыка приобрела популярность и часто исполнялась как автором, так и другими виртуозами того времени.

Моцарт Анна Мария Моцарт 

Констанция Моцарт ноты «Турецкого рондо» 

 

Интересные факты

  • Немецкий композитор и дирижер Макс Регер использовал тему в качестве основы для собственного произведения «Вариации и Фуга на тему Моцарта». Оркестровая композиция была впервые исполнена в 1914 году.
  • Третья часть получила народное название «Турецкий марш».

 

  • Музыка первой части используется в качестве фона в игре «Рыцари и купцы» («Knights and Merchants»).
  • Исполнение всех частей сонаты в среднем занимает от 20-25 минут.
  • Оригинальные ноты сонаты долгое время считались утерянными. Но в 2014 году в Национальной библиотеке Будапешта были обнаружены четыре первые страницы произведения. Экспертиза подтвердила оригинальность автографа. Необходимо отметить, что данное сочинение имеет ряд отличий от привычных редакторских версий. Например, изменение ритма в 5 и 6 вариациях. В честь данного открытия осенью 2014 венгерский пианист Золтан Кочиш исполнил сонату №11 по оригинальному тексту.
  • Начало второй части Моцарт позаимствовал из его раннее написанной сонаты До мажор (KV 309)
  • Все 3 части написаны в одной тональности Ля мажор.
  • В 1970 году Бенни Гудмен выпустил джазовую версию Турецкого марша (III часть) под названием Venus H.B. в альбоме «Today».
  • До Сонаты №11 Моцарт уже обращался к стилю «alla turca» в опере «Похищение из Сераля», написанной в 1782 году. В дальнейшем османский стиль найдет применение в миниатюре «Немецкая военная песня», которая будет сочинена в 1788 году.
  • Османский оркестр имеет название «мехтер». Он состоит из ударных и духовых инструментов: дауль, сардар-нагара, бори и шалмеи.
  • В 2005 году немецкий пианист Бодо Вартке выпустил аранжировку буги-вуги Турецкого марша под названием «Alla Turca Stomp».

 

Содержание Сонаты №11 (A-dur) Моцарта

Соната №11 представляет собой трехчастный цикл:

I часть – Вариации на тему;

II часть – Менуэт;

III часть – Rondo alla Turca.

Единство цикла подчеркивается тем, что для всех трех частей композитор использует одну тональность – Ля мажор.

рукопись «Турецкого рондо», последняя страница

 

Первая часть. Andante grazioso. Вариации (A-dur). I часть строится не по принципу обострения контрастов, что характерно для сонатной формы, что оправдывает выбранную автором форму. Вариации позволяют выявить выразительные возможности темы. Грациозная мелодия темы сразу привлекает внимание слушателя своим песенным характером и изяществом. Пунктирный ритм и размер 6/8 выявляют яркие особенности итальянского жанра – сицилиана. Развитие темы будет происходить постепенно в 6 вариациях:

  • 1 вариация обольщает взволнованными вздохами и реверансами. Прихотливое мелодическое движение словно подчеркивается четким ритмом, напоминающим барабанную дробь.
  • 2 вариация – это разнообразные грани игры. Озорство в сочетании с трепетными трелями создает ощущение легкости и воздушности.
  • В 3 вариации маска радости сменяется на грустную и печальную. Напевные фигурации мелодического рисунка заполняют тему и создают особое меланхоличное настроение.
  • 4 вариация возвращает слушателя к грациозной теме, наполненной ритмической остротой. Виртуозное перебрасывание левой руки в верхние регистры добавляет динамичности.
  • 5 вариация расцвечивается при помощи оперного приема – фигурации в виде колоратур. Темп замедляется, что создает звуковые иллюзии.
  • 6 вариация возвращает солнце. Тема словно призывает танцевать. Музыка наполнена легкостью, живостью и подвижностью.

I часть представляет собой движение от песни к танцу. Один образ ярко изображается в разных гранях, переливается и расцвечивается с каждой вариацией по-новому.

 

Вторая часть. Menuetto. (A-dur). II часть представляет собой лирический вариант менуэта. Вопросительные, порой тревожные интонации демонстрируют, что герой оказывается в центре чужого праздника. Он лишь наблюдатель.

Форма произведения сложная трехчастная идеально подходит для передачи частой смены настроений. Часть изобилует разнообразными образами от света до мрачных вопросов.

 

Третья часть. Alla turca. Allegretto. (A-dur). III часть написана в форме рондо, что в переводе означает круг. Поочередная смена эпизодов и рефренов будто бы создает ощущение бесконечной киноленты. Первый эпизод имеет минорную тональность, но отличается танцевальным характером. Кружевные фигурации являются основой яркой музыкальной ткани. В рефрене финала композитор использует свойственные турецкой музыке острые ритмы. Высокие звуки напоминают отзвуки тарелок.

Второй эпизод погружает в мрак тональности фа-диез минор. Высокие звуки в флейтовом регистре усиливают ощущение тьмы. Рефрен вновь возвращает из горьких дум. Третий эпизод практически без изменений повторяет первый. При третьем проведении рефрена усиливается рельефность темы при помощи арпеджиато в левой руке.

Интересна и необычна кода. Она максимально передает ориентальность восточных мотивов. Экспрессивность и насыщенность достигается при помощи тират, аккордовым арпеджио и изобилием форшлагов. Создается ощущение отсутствия темперированного строя.

 

Использование музыки Сонаты №11 в кинематографе

музыка Сонаты №11 Моцарта в кинематографе

  • Нулевой канал (2018)
  • Дикая жизнь (2018)
  • Это всего лишь конец света (2016)
  • Темнота (2016)
  • Сейчас или никогда (2015)
  • Рио 2 (2014)
  • Как я встретил вашу маму (2013)
  • Гриффины (2013)
  • Легавый (2012)
  • Любовь с препятствиями (2012)
  • Господин Лазар (2011)
  • Джейн Эйр (2011)
  • Ошеломление (2007)
  • Мистер Бин на отдыхе (2007)
  • Безумный гонщик (2007)
  • Реклама для гения (2006)
  • Лучшие из молодых (2003)

 

Соната №11 (Ля мажор) – это ясный и светлый мир, созданный воображением гения Моцарта. Невероятно солнечная музыка потрясает образностью и гармоничностью. Каждая часть обладает самобытностью, но в цикле обретает новый смысл. В этой сонате проявляется театральное мышление Вольфганга Амадея Моцарта. Он умело создает кадры и сюжет. Его актеры - это звуки. Достигнутая неповторимость звуковых образов строит уникальный театр, разворачивающийся внутри сонаты №11.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями: