Дмитрий Борисович Кабалевский «Клоуны»

 

Дмитрий Борисович Кабалевский. Имя этого выдающегося композитора в нашей стране хорошо известно и весьма почитаемо, впрочем, это не только потому, что он оставил потомкам богатое многожанровое музыкальное наследие. Особое признание талантливый музыкант и педагог- просветитель получил за свой неоценимый вклад в дело всестороннего воспитания подрастающего поколения. Подытожив лучшие достижения отечественной педагогики, он создал авторскую программу по формированию музыкальной культуры молодёжи, а помимо того, сочинил для детей много замечательных песен и инструментальных произведений, например таких, как яркая и забавная, пользующаяся невероятной популярностью, композиция «Клоуны».

Историю создания пьесы «Клоуны» Дмитрия Борисовича Кабалевского, а также интересные факты и содержание произведения читайте на нашей странице.

 

 

 

История создания

Все прекрасно знают, с какой родительской заботой и отеческой любовью Дмитрий Борисович Кабалевский относился к юному поколению. По признанию самого композитора: работа с детьми была самым любимым занятием, которая приносила безграничную радость в его жизнь. И видимо так было уготовано судьбой музыканта, ведь заниматься педагогической деятельностью с начинающими музыкантами Дмитрий Борисович начал ещё в студенческие годы и впоследствии это стало предназначением всей его жизни.

Дмитрий Борисович Кабалевский

В детстве у будущего композитора были самые разные увлечения. Он любил рисовать, лепить, а также сочинять стихи и рассказы, но в четырнадцать лет Дмитрий понял, что из всех видов искусства он только с музыкой хочет связать свою жизнь. Затем были семь лет усердных занятий, которые дали весьма ощутимые результаты. За эти годы талантливый юноша сумел закончить полный курс музыкальной школы и училища, а в 1925 году поступить в Московскую консерваторию сразу на два отделения: фортепиано и композиции. В тот же самый год Кабалевского пригласили занять место преподавателя в музыкальный техникум имени А.Н. Скрябина, который он недавно окончил сам, однако в придачу предложили педагогическую нагрузку в детской музыкальной школе при данном учебном заведении. Можно с уверенностью предположить, что данная работа и стала отправным моментом, после которого композитор так много своих сочинений предназначил для детей. В то время он столкнулся с большой проблемой, а именно с отсутствием в детском педагогическом репертуаре простых в исполнении, но интересных пьесок. И вот такое плачевное положение и сподвигло Кабалевского начать сочинять несложные произведения для юных пианистов. Порой композитор это делал даже на уроках.

Дмитрий Кабалевский окончил консерваторию дважды: первый раз как композитор в 1929 году, а в 1930 году как пианист. При этом необходимо отметить, что за успехи в учёбе его имя было занесено на мраморную доску отличия учебного заведения. А далее началась самостоятельная жизнь музыканта. Он выступал как пианист, освоил дирижирование и, несомненно, много занимался композиторской деятельностью. В списке сочинений Кабалевского тех лет значатся произведения самых различных жанров: от симфоний до вокальных миниатюр, однако тема детства и юношества не переставала занимать особое место в его творчестве. В 1930 году композитор на слова Валентина Катаева для голоса и фортепиано сочинил «Восемь забавных песенок». В 1931 году из-под его пера вышли пять фортепианных пьес, объединённых общим названием «Из пионерской жизни», а затем Дмитрий Борисович одарил юное поколение восьмью песнями для детского хора, причём первые четыре миниатюры были для дошкольников, а остальные предназначены школьникам-пионерам.  Немного позднее, а точнее в 1938 году, Кабалевский для фортепиано написал тридцать детских пьес, а последним произведением перед кровавой войной 1941 года, которое Дмитрий Борисович посвятил детям стал «Парад молодости» - музыкальное представление для детского хора и оркестра.

 

Начавшаяся в июне 1941 года Великая Отечественная война, принёсшая много горя и страданий советскому народу, не могла не повлиять на творчество композитора, безгранично любившего свою Родину. Его произведения, будь то оперы, кантаты, вокальные сюиты или песни, наполнились жизнеутверждающим характером, поднимающим боевой дух солдат и тружеников тыла.

Осенью 1941 года Кабалевский, будучи членом Союза композиторов, вместе со своей семьёй был эвакуирован в Свердловск, где сразу приступил к педагогической работе в местной консерватории, а также по поручению обкома ВЛКСМ занялся организацией и проведением концертов-бесед о музыке. Впрочем, вскоре Дмитрий Борисович для себя решил, что своим творчеством большую пользу он может принести в Москве.  В столицу композитор вернулся в начале 1942 года, а чтобы настроиться на создание произведений на военную тематику, стал посещать действующую армию, героические партизанские отряды и блокадный Ленинград.  Однако прославляя в своих творениях стойкость и мужество советских людей, Кабалевский никогда не забывал про детей, так как считал, что несмотря на невзгоды и жизненные трудности, воспитанию подрастающего поколению всегда необходимо уделять должное внимание. В связи с этим уже в 1944 году Дмитрий Борисович сочинил музыкальный альбом, включающий двадцать четыре легкие фортепианные пьесы, в который под номером двадцать вошла вышеупомянутая забавная миниатюра «Клоуны». Данный сборник (опус 39) был впервые напечатан в издательстве Музгиз в 1945 году и вскоре получил всеобщее признание.

 

ноты пьесы «Клоуны» Д.Б. Кабалевский 

 

Интересные факты

  • В общей сложности Дмитрий Борисович Кабалевский для юных пианистов в разных жанрах сочинил более ста пятидесяти пьес. Все они прочно вошли в педагогический репертуар Детских музыкальных школ, так как удобны для исполнения, интересны по содержанию, способствуют активному развитию музыкального мышления и исполнительских навыков начинающих музыкантов.
  • В начале семидесятых годов Кабалевский, зная, насколько плачевная ситуация сложилась в общеобразовательных школах с уроками музыки, замыслил написать по данному предмету экспериментальную программу. Для этого в 1973 году в НИИ Школ Дмитрий Борисович создал специальную лабораторию, а чтобы проверить авторский проект на деле, сам стал вести уроки по музыке в школе № 209 г. Москвы. Учителем в данной школе известный композитор работал с 1973 года по 1981 год и этот факт отмечен мемориальной доской, установленной на здании учебного заведения.
  • Дмитрия Борисовича, который уделял много внимания музыкальному воспитанию подрастающего поколения, всегда волновал вопрос, как увлекательно рассказывать детям о музыке? По данной теме композитор написал много статей и книг, из которых самыми популярными стали познавательные рассказы под заголовком «Про трех китов и про многое другое», написанные им в 1972 году.
  • Помимо большого количества фортепианных миниатюр Кабалевский сочинил для детей много прекрасных песен, которые в своё время пользовались большой популярностью. Однако необходимо отметить, что есть композиция, которая и в нынешнее необычайно востребована. Традиционно 1 сентября на празднике «День знаний» во многих школах нашей стране звучит трогательная песня, в который есть такие слова: «Школьные годы чудесные…».
  • Дмитрий Борисович Кабалевский за свою активную творческую жизнь был удостоен множества наград и званий, но при этом не остался без внимания и выдающийся вклад композитора в дело воспитания детей и юношества. В 1984 году за свою усердную работу в данном направлении он получил премию Ленинского комсомола.

 
 

 

Содержание

«Клоуны». У этой фортепианной миниатюры весьма объясняющее название. Сразу становится ясно, что композитор в данной пьесе музыкальными звуками изобразил любимцев публики, цирковых артистов – клоунов, главной целью которых является смешить зрителей. Очень часто на арену цирка выходит не один, а сразу два клоуна. Первый обычно весёлый и проворный, у которого все трюки получается очень ловко, а второй изображает грустного неуклюжего неумёху, но это для того, чтобы разыгрываемый артистами эпизод получился смешнее. Вот такую забавную сценку отобразил автор в шутливом произведении с названием «Клоуны».

Чтобы создать колоритные образы и передать жизнерадостное настроение композиции Кабалевский выбрал для произведения двухдольный размер, трёхчастную форму, темп Allegro и тональность ля минор, которую постоянно разукрашивает отклонениями в другие тональности.

Первый раздел пьесы открывается затактом и поначалу представляет собой чередование трёхзвучных мотивов, в которых изменение терцового тона, расцвечивает мелодию то в весёлый мажор, то в грустный минор. Автор таким композиторским приёмом погружает в атмосферу, похожую на цирковую, для которой весьма характерен эффект мерцания красок и света.  Далее решительный первоначальный мотив получает настойчивое, напоминающее токкату, моторное развитие, которое заканчивается выразительным акцентом. Во втором предложении первой части мелодическая линия меняется. Вместе с трёхзвучными мотивами, которые теперь направляются вниз, в ней появляются скачки, изображающие прыжки ловкого клоуна. Всё это звучит на фоне отрывистого и лёгкого аккомпанемента.

В среднем разделе композиции характер музыки заметно преображается. Преимущество получает минорный лад. В динамическом плане пьесы тоже происходят значительные изменения: меццо форте затихает до пиано. Мелодия, также основанная на трёхзвучных мотивах, но направленных вниз, звучит осторожно и неуверенно. Именно здесь композитор изображает неудачливого клоуна, у которого все трюки получаются хоть и неловко, но в итоге очень смешно.  Во втором предложении средней части меняется даже аккомпанемент. Теперь он излагается аккордами, которые звучат остро и напряжённо. Далее следует заключительная третья часть, начало которой является кульминацией всей пьесы. Первое предложение раздела репризно повторяет начало композиции, а во втором предложении мелодическая линия, преображаясь уходит вверх, подготавливая эффектное завершение произведения.

Трудности, возникающие у юного пианиста при разучивании пьесы «Клоуны»

  • Чтобы создать образы, задуманные композитором, при разучивании данной пьесы особое внимание следует уделить работе над артикуляцией. Например, шестнадцатые ноты в партии правой руки должны звучать ровно, а стаккато в левой руке цепко и энергично.
  • Важную роль в пьесе «Клоуны» играют выставленные композитором динамические оттенки. Чтобы музыка получилась выразительной, необходимо добиться тщательной их отработки.
  • Поскольку данная пьеса по указанию автора должна звучать в быстром темпе, то скорость исполнения произведения рекомендуется увеличивать постепенно в процессе разучивания.

 
 

 

«Клоуны». Эта жизнерадостная пьеса Дмитрия Борисовича Кабалевского, с момента её создания пользуется удивительной популярностью. Она прочно укоренилась в педагогическом репертуаре Детских музыкальных школ и входит в число самых исполняемых композиций. Привлекая своим задорным характером, она не только помогает совершенствовать технические навыки, но и способствует активному развитию творческого мышления юных музыкантов.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:


Дмитрий Борисович Кабалевский «Клоуны»