Этюды Шопена

 

В XIX столетии было создано немало фортепианных этюдов. Повышенный интерес к этому жанру был вполне закономерен – с одной стороны, это была эпоха виртуозов, требовавшая от исполнителей безупречной беглой игры, с другой – в Европе широко распространилось любительское музицирование, для которого были просто необходимы пособия по овладению техникой инструмента. И. Крамер, М. Клементи, К. Черни, И. Мошелес и многие другие усиленно разрабатывали всевозможные технические приемы в своих опусах. Только вот все их творения, созданные в это время, абсолютно не похожи на этюды Фредерика Шопена. Польскому романтику удалось поднять этот жанр на новый уровень, соединив техническую составляющую с яркими образами и глубоким содержанием.

Историю создания Этюдов Шопена, содержание и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

 

 

 

История создания

В творческом наследии Фредерика Шопена числится 27 этюдов.

Первый сборник этюдов под опусом № 10 был опубликован в 1833 году. В него вошли 12 произведений, написанных между 1828-1832 гг. К тому времени Шопену было уже 23 года, и он был хорошо известен в парижских салонах как блестящий композитор и пианист. В одном из них он познакомился с Ф. Листом, которому и посвятил весь данный опус.

Фредерик Шопен

Второй цикл этюдов вышел в свет в 1837 году. Он содержит также 12 сочинений, созданных в разные годы – с 1831-1836 гг. Сборник адресован возлюбленной Ференца Листа, французской писательнице Марии Д'Агу.

 

В 1839-1849 гг. Шопен написал еще 3 этюда, которые предпочел оставить без опуса. Они были созданы специально для его друга пианиста И. Мошелеса и бельгийского музыковеда Ф. Фетиса, которые занимались разработкой учебников игры на фортепиано. Эти сочинения менее популярны среди пианистов, поскольку значительно уступают по сложности предыдущим произведениям в этом жанре.

 

Шопен Ференц Лист 

Фортепиано рукопись Этюда Шопена №8 Фа мажор 

 

Интересные факты

  • В октября 1939 года Шопен вернулся в Париж, где и завел знакомство с И. Мошелесом. Вскоре пианистов пригласили поиграть перед королевской семьей. Большую часть произведений, прозвучавших в тот день, составили этюды, написанием которых увлекались оба композитора. Его Величество Луи Филипп остался в восторге от услышанного и на следующий день отправил исполнителям подарки – Шопену позолоченный кубок, а Мошелесу дорожный несессер. Фредерик, известный своим тонким юмором, тогда еще отпустил шуточку – мол, не случайно его коллеге досталась дорожная сумочка, видимо, король хотел поскорее от него избавиться.
  • Шопен часто критиковал Листа за чрезмерную напыщенность в некоторых произведениях, а вот манера игры Ференца его приводила в восторг. В одном из писем Ф. Гиллеру композитор признался, что с удовольствием бы украл у Листа манеру исполнения своих собственных этюдов. Сам бы он так никогда не сыграл – Фредерик значительно уступал своему другу по силе, выносливости и состоянию здоровья.

Фредерик Шопен и Ференц Лист

  • Шопен считал, что для грамотного исполнения его произведений пианист должен обязательно освоить определенные произведения. В их числе значились этюды Клементи.
  • Многие пианисты зачастую неправильно исполняют этюд №10 op.25. По задумке Шопена, в нем должно звучать певучее легато октав, а не «листовское выколачивание».
  • Р. Шуман не очень лестно отзывался о 25-м опусе этюдов. Он считал, что этот цикл по своему достоинству значительно уступает первому.
  • Русские композиторы делали переложения шопеновских этюдов для разных составов. М. Балакирев переработал этюд №7 op.25 для струнного квартета, а А. Глазунов - этюды № 6 ор.10 и № 7 ор. 25 для виолончели и фортепиано.

 

  • По признанию С. Рихтера, первый этюд Шопена был для него самым непростым из всего цикла. Он всегда звучал у него по-разному.
  • Американскому пианисту-виртуозу Л. Годовскому шопеновские этюды казались очень простыми для исполнения, и поэтому он решил сделать на них свои транскрипции. Ему принадлежит 53 обработки, которые стали эталоном фортепианного мастерства и комбинаторики. В их числе – транскрипции для одной левой руки и несколько «комбинированных» обработок, сочетающих в себе по 2 и 3 этюда великого поляка.
  • Последний концерт Шопена состоялся в Лондоне 16 ноября 1848 года, где композитор в последний раз исполнил несколько своих этюдов. На тот момент он уже был сильно болен, и изнуряющий кашель практически не отпускал его.

Лондон

  • 11.Некоторые исследователи творчества композитора предполагают, что он намеревался расположить свои 24 этюда попарно, по тональностям, как позже сделал в своих прелюдиях. Однако от этой идеи ему пришлось отказаться, поскольку сочинял он их не по порядку.
  • Существует предположение, что этюд №12 op.25 был написал одновременно с «Революционным» как отклик на падение Варшавы. Но некоторые музыковеды эту версию опровергают, мотивируя тем, что в его музыкальной ткани отсутствуют типичные для «гражданских» произведений Шопена интонации.
  • Немецкий музыкальный критик и драматург Л. Рельштаб (который дал название «Лунной» сонате Бетховена) очень нелестно отзывался о 10-м опусе этюдов Шопена. Он считал, что эти сочинения предназначены для людей с кривыми пальцами – по его словам, играя их, они могли бы вылечить свой недуг.
  • Не нравились «монотонные» шопеновские этюды и польскому композитору Ф. Мирецкому. Он часто выражал сожаление, что ноты в них черные, а не цветные, иначе он бы использовал их в качестве обоев.

 

 

Необычные исследования

Этюды величайшего польского гения до сих пор занимают умы исследований. Что примечательно, изучают их не только теоретики музыкального искусства, но и представители точных наук. В числе последних – Массимо Бласон (Massimo Blasone), исследователь с кафедры физики Университета Салерно в Италии. Имя этого ученого известно во всем мире благодаря его работам в области квантовой теории поля. Собственно, идеи из этого раздела физики ученый и применил для изучения этюдов Шопена.

В качестве материала для своего исследования Бласон выбрал два этюда – № 3 op. 10, и № 1 op. 25. В них исследователь попытался проследить динамические процессы и объяснить логику композиции и ее интерпретации, опираясь на идею симметрии в квантовой теории, ее нарушение и восстановление. В данном случае, под динамическими процессами автор понимает гармонические отношения между различными аккордами в тональной системе, которые были применены Шопеном. Чтобы визуализировать эти отношения, физик использовал цветовой код Скрябина для звуков в нотной записи.

 

 

Содержание и технические задачи Этюдов Шопена

В своих этюдах Шопен не ограничивается дидактическими целями: свои творения он смог возвести на новый уровень, сделать из них подлинно художественные произведения и создать новый жанр – концертный этюд. Впоследствии он получил продолжение в творчестве Ф. Листа, К. Дебюсси, С. Рахманинова и др.

В шопеновских этюдах представлен весь комплект технических упражнений, отвечающих требованиям пианизма того времени. Вместе с этим, каждый из них обладает своим глубоким содержанием. Примечательно, что композитор не дал ни одного заголовка своим этюдам, не желая ассоциировать их с какой-либо программой, однако с течением времени за некоторыми из них закрепились названия. Самое известное из них было дано Ф. Листом – этюд №12 op.10 он обозначил как «Революционный».

Польская революция 1831 года

 

Этюды op.10

Техническая задача

Содержание

1

Гибкость и растяжка правой руки при плавном движении мелодии

«Водопад»

2

Совершенствование техники правой руки, перекладывание пальцев

«Хроматический», «Этюд для трех рук»

3

Исполнение выразительной протяжной мелодии в сочетании с подвижным орнаментальным аккомпанементом

«Грусть»

4

Совершенствование техники обеих рук, беглость, равномерное развитие и независимость пальцев

«Поток»

5

Ломаные арпеджио и игра на черных клавишах

«Черные клавиши», «Черная кошка»

6

Залигованный средний голос и плавный орнаментальный аккомпанемент

«Арфа»

7

Исполнение двойных нот легато

«Токката»

8

Связное исполнение гаммообразных пассажей

«Солнечный свет»

9

Растяжка левой руки при плавном сопровождении

«Буря»

10

Исполнение различных штрихов, независимость рук, гибкость правой

 

11

Исполнение арфообразных арпеджио

«Арпеджио»

12

Выносливость левой руки, сочетание пунктированной мелодии и подвижного фона

«Революционный»

 


 

Этюды op.25

Техническая задача

Содержание

1

Совершенствование техники обеих рук при исполнении арпеджио легато

«Эолова Арфа»

2

Развитие мелкой пальцевой техники, исполнение полиритмии

«Пчелы»

3

Растяжка рук, независимость пальцев

«Всадник»

4

Исполнение аккордов при синкопах

«Паганини»

5

Гибкие и проворные руки

«Неправильная нота»

6

Беглое и певучее исполнение терций

«Двойные терции»

7

Игра развернутых мелодических линий с элементами полифонии

«Виолончельный»

8

Исполнение секст и волнообразных пассажей из различных интервалов

«Сексты»

9

Совершенствование движений кисти правой руки

«Бабочки»

10

Певучее исполнение октав

«Октавный»

11

Игра легато в обеих руках

«Зимний ветер»

12

Певучее и слитное исполнение широких волнообразных пассажей в обеих руках

«Океан»

 

Этюды Op. posth

Этюды

Техническая задача

Этюд No. 1, фа минор

Выразительное двухголосие

Этюд No. 2, ре-бемоль мажор

Одновременно легато и стаккато в одной руке

Этюд No. 3, ля-бемоль мажор

Полиритмия

 

Музыка Этюдов Шопена в кинематографе

Режиссеры довольно часто используют музыку Ф. Шопена в кинофильмах, и его этюды не стали исключением. Чаще всего создатели кино выбирают эти виртуозные пьесы для своих драм и мелодрам – их тонкая романтическая лирика, чувственность и эмоциональность как нельзя лучше вписывается в атмосферу этих жанров.

Музыка Этюдов Шопена в кинематографе

Этюд  Фильм
№ 3 op.10   «Игрок», 2014
«Глухие стены», 2011
«Во сне», 2005
№ 12 op.10 «Революционный»    «Мало, много, слепо», 2015
«Место на земле», 2013
«Отголоски прошлого», 2008
«Жажда любви», 2002
№ 4 op. 10 «Безумная любовь», 1935
№ 5 op. 10 «Юмореска», 1946
№ 6 op. 10 «Ужин», 2017
№ 1 op.25  «Поворотный пункт», 1977
«Пандора и Летучий голландец», 1951
№ 2 op.25 «Это пари стоит выиграть», 1989
№ 9 op.25 «Престиж», 2006
№ 11 op.25  «Происхождение», 2009
«Ничто не вечно», 1984

 

 

Для Фредерика Шопена этюд был особенным жанром, которому он доверил самое сокровенное – в 1831 году именно в нем композитор воплотил все свои переживания о любимой родине, утонувшей в крови после подавления восстания. Шопен смог сделать невозможное – он объединил в одно неделимое целое сложнейшие технические проблемы и глубокое содержание, целый поэтический мир, который позволил этюду обрести новую жизнь.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:


Этюды Шопена