Этюды Шопена
В XIX столетии было создано немало фортепианных этюдов. Повышенный интерес к этому жанру был вполне закономерен – с одной стороны, это была эпоха виртуозов, требовавшая от исполнителей безупречной беглой игры, с другой – в Европе широко распространилось любительское музицирование, для которого были просто необходимы пособия по овладению техникой инструмента. И. Крамер, М. Клементи, К. Черни, И. Мошелес и многие другие усиленно разрабатывали всевозможные технические приемы в своих опусах. Только вот все их творения, созданные в это время, абсолютно не похожи на этюды Фредерика Шопена. Польскому романтику удалось поднять этот жанр на новый уровень, соединив техническую составляющую с яркими образами и глубоким содержанием.
Историю создания Этюдов Шопена, содержание и множество интересных фактов читайте на нашей странице.
История создания
В творческом наследии Фредерика Шопена числится 27 этюдов.
Первый сборник этюдов под опусом № 10 был опубликован в 1833 году. В него вошли 12 произведений, написанных между 1828-1832 гг. К тому времени Шопену было уже 23 года, и он был хорошо известен в парижских салонах как блестящий композитор и пианист. В одном из них он познакомился с Ф. Листом, которому и посвятил весь данный опус.
Второй цикл этюдов вышел в свет в 1837 году. Он содержит также 12 сочинений, созданных в разные годы – с 1831-1836 гг. Сборник адресован возлюбленной Ференца Листа, французской писательнице Марии Д'Агу.
В 1839-1849 гг. Шопен написал еще 3 этюда, которые предпочел оставить без опуса. Они были созданы специально для его друга пианиста И. Мошелеса и бельгийского музыковеда Ф. Фетиса, которые занимались разработкой учебников игры на фортепиано. Эти сочинения менее популярны среди пианистов, поскольку значительно уступают по сложности предыдущим произведениям в этом жанре.
Интересные факты
- В октября 1939 года Шопен вернулся в Париж, где и завел знакомство с И. Мошелесом. Вскоре пианистов пригласили поиграть перед королевской семьей. Большую часть произведений, прозвучавших в тот день, составили этюды, написанием которых увлекались оба композитора. Его Величество Луи Филипп остался в восторге от услышанного и на следующий день отправил исполнителям подарки – Шопену позолоченный кубок, а Мошелесу дорожный несессер. Фредерик, известный своим тонким юмором, тогда еще отпустил шуточку – мол, не случайно его коллеге досталась дорожная сумочка, видимо, король хотел поскорее от него избавиться.
- Шопен часто критиковал Листа за чрезмерную напыщенность в некоторых произведениях, а вот манера игры Ференца его приводила в восторг. В одном из писем Ф. Гиллеру композитор признался, что с удовольствием бы украл у Листа манеру исполнения своих собственных этюдов. Сам бы он так никогда не сыграл – Фредерик значительно уступал своему другу по силе, выносливости и состоянию здоровья.
- Шопен считал, что для грамотного исполнения его произведений пианист должен обязательно освоить определенные произведения. В их числе значились этюды Клементи.
- Многие пианисты зачастую неправильно исполняют этюд №10 op.25. По задумке Шопена, в нем должно звучать певучее легато октав, а не «листовское выколачивание».
- Р. Шуман не очень лестно отзывался о 25-м опусе этюдов. Он считал, что этот цикл по своему достоинству значительно уступает первому.
- Русские композиторы делали переложения шопеновских этюдов для разных составов. М. Балакирев переработал этюд №7 op.25 для струнного квартета, а А. Глазунов - этюды № 6 ор.10 и № 7 ор. 25 для виолончели и фортепиано.
- По признанию С. Рихтера, первый этюд Шопена был для него самым непростым из всего цикла. Он всегда звучал у него по-разному.
- Американскому пианисту-виртуозу Л. Годовскому шопеновские этюды казались очень простыми для исполнения, и поэтому он решил сделать на них свои транскрипции. Ему принадлежит 53 обработки, которые стали эталоном фортепианного мастерства и комбинаторики. В их числе – транскрипции для одной левой руки и несколько «комбинированных» обработок, сочетающих в себе по 2 и 3 этюда великого поляка.
- Последний концерт Шопена состоялся в Лондоне 16 ноября 1848 года, где композитор в последний раз исполнил несколько своих этюдов. На тот момент он уже был сильно болен, и изнуряющий кашель практически не отпускал его.
- 11.Некоторые исследователи творчества композитора предполагают, что он намеревался расположить свои 24 этюда попарно, по тональностям, как позже сделал в своих прелюдиях. Однако от этой идеи ему пришлось отказаться, поскольку сочинял он их не по порядку.
- Существует предположение, что этюд №12 op.25 был написал одновременно с «Революционным» как отклик на падение Варшавы. Но некоторые музыковеды эту версию опровергают, мотивируя тем, что в его музыкальной ткани отсутствуют типичные для «гражданских» произведений Шопена интонации.
- Немецкий музыкальный критик и драматург Л. Рельштаб (который дал название «Лунной» сонате Бетховена) очень нелестно отзывался о 10-м опусе этюдов Шопена. Он считал, что эти сочинения предназначены для людей с кривыми пальцами – по его словам, играя их, они могли бы вылечить свой недуг.
- Не нравились «монотонные» шопеновские этюды и польскому композитору Ф. Мирецкому. Он часто выражал сожаление, что ноты в них черные, а не цветные, иначе он бы использовал их в качестве обоев.
Необычные исследования
Этюды величайшего польского гения до сих пор занимают умы исследований. Что примечательно, изучают их не только теоретики музыкального искусства, но и представители точных наук. В числе последних – Массимо Бласон (Massimo Blasone), исследователь с кафедры физики Университета Салерно в Италии. Имя этого ученого известно во всем мире благодаря его работам в области квантовой теории поля. Собственно, идеи из этого раздела физики ученый и применил для изучения этюдов Шопена.
В качестве материала для своего исследования Бласон выбрал два этюда – № 3 op. 10, и № 1 op. 25. В них исследователь попытался проследить динамические процессы и объяснить логику композиции и ее интерпретации, опираясь на идею симметрии в квантовой теории, ее нарушение и восстановление. В данном случае, под динамическими процессами автор понимает гармонические отношения между различными аккордами в тональной системе, которые были применены Шопеном. Чтобы визуализировать эти отношения, физик использовал цветовой код Скрябина для звуков в нотной записи.
Содержание и технические задачи Этюдов Шопена
В своих этюдах Шопен не ограничивается дидактическими целями: свои творения он смог возвести на новый уровень, сделать из них подлинно художественные произведения и создать новый жанр – концертный этюд. Впоследствии он получил продолжение в творчестве Ф. Листа, К. Дебюсси, С. Рахманинова и др.
В шопеновских этюдах представлен весь комплект технических упражнений, отвечающих требованиям пианизма того времени. Вместе с этим, каждый из них обладает своим глубоким содержанием. Примечательно, что композитор не дал ни одного заголовка своим этюдам, не желая ассоциировать их с какой-либо программой, однако с течением времени за некоторыми из них закрепились названия. Самое известное из них было дано Ф. Листом – этюд №12 op.10 он обозначил как «Революционный».
Этюды op.10
№ |
Техническая задача |
Содержание |
1 |
Гибкость и растяжка правой руки при плавном движении мелодии |
«Водопад» |
2 |
Совершенствование техники правой руки, перекладывание пальцев |
«Хроматический», «Этюд для трех рук» |
3 |
Исполнение выразительной протяжной мелодии в сочетании с подвижным орнаментальным аккомпанементом |
«Грусть» |
4 |
Совершенствование техники обеих рук, беглость, равномерное развитие и независимость пальцев |
«Поток» |
5 |
Ломаные арпеджио и игра на черных клавишах |
«Черные клавиши», «Черная кошка» |
6 |
Залигованный средний голос и плавный орнаментальный аккомпанемент |
«Арфа» |
7 |
Исполнение двойных нот легато |
«Токката» |
8 |
Связное исполнение гаммообразных пассажей |
«Солнечный свет» |
9 |
Растяжка левой руки при плавном сопровождении |
«Буря» |
10 |
Исполнение различных штрихов, независимость рук, гибкость правой |
|
11 |
Исполнение арфообразных арпеджио |
«Арпеджио» |
12 |
Выносливость левой руки, сочетание пунктированной мелодии и подвижного фона |
«Революционный» |
Этюды op.25
№ |
Техническая задача |
Содержание |
1 |
Совершенствование техники обеих рук при исполнении арпеджио легато |
«Эолова Арфа» |
2 |
Развитие мелкой пальцевой техники, исполнение полиритмии |
«Пчелы» |
3 |
Растяжка рук, независимость пальцев |
«Всадник» |
4 |
Исполнение аккордов при синкопах |
«Паганини» |
5 |
Гибкие и проворные руки |
«Неправильная нота» |
6 |
Беглое и певучее исполнение терций |
«Двойные терции» |
7 |
Игра развернутых мелодических линий с элементами полифонии |
«Виолончельный» |
8 |
Исполнение секст и волнообразных пассажей из различных интервалов |
«Сексты» |
9 |
Совершенствование движений кисти правой руки |
«Бабочки» |
10 |
Певучее исполнение октав |
«Октавный» |
11 |
Игра легато в обеих руках |
«Зимний ветер» |
12 |
Певучее и слитное исполнение широких волнообразных пассажей в обеих руках |
«Океан» |
Этюды Op. posth
Этюды |
Техническая задача |
Этюд No. 1, фа минор |
Выразительное двухголосие |
Этюд No. 2, ре-бемоль мажор |
Одновременно легато и стаккато в одной руке |
Этюд No. 3, ля-бемоль мажор |
Полиритмия |
Музыка Этюдов Шопена в кинематографе
Режиссеры довольно часто используют музыку Ф. Шопена в кинофильмах, и его этюды не стали исключением. Чаще всего создатели кино выбирают эти виртуозные пьесы для своих драм и мелодрам – их тонкая романтическая лирика, чувственность и эмоциональность как нельзя лучше вписывается в атмосферу этих жанров.
Этюд | Фильм |
№ 3 op.10 | «Игрок», 2014 |
«Глухие стены», 2011 | |
«Во сне», 2005 | |
№ 12 op.10 «Революционный» | «Мало, много, слепо», 2015 |
«Место на земле», 2013 | |
«Отголоски прошлого», 2008 | |
«Жажда любви», 2002 | |
№ 4 op. 10 | «Безумная любовь», 1935 |
№ 5 op. 10 | «Юмореска», 1946 |
№ 6 op. 10 | «Ужин», 2017 |
№ 1 op.25 | «Поворотный пункт», 1977 |
«Пандора и Летучий голландец», 1951 | |
№ 2 op.25 | «Это пари стоит выиграть», 1989 |
№ 9 op.25 | «Престиж», 2006 |
№ 11 op.25 | «Происхождение», 2009 |
«Ничто не вечно», 1984 |
Для Фредерика Шопена этюд был особенным жанром, которому он доверил самое сокровенное – в 1831 году именно в нем композитор воплотил все свои переживания о любимой родине, утонувшей в крови после подавления восстания. Шопен смог сделать невозможное – он объединил в одно неделимое целое сложнейшие технические проблемы и глубокое содержание, целый поэтический мир, который позволил этюду обрести новую жизнь.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Этюды Шопена