Что такое соната, история сонаты

 

сонатаИстория мировой музыкальной культуры тесно связана с беспрерывной эволюцией человека. Музыка с древних времён в жизни людей играла важную роль. Она помогала выражать разные эмоции, развивать воображение и воспитывать эстетический вкус, то есть являлась одним из ценнейших средств формирования личности. Это побуждало род человеческий к изобретению новых музыкальных инструментов, а также к созданию и совершенствованию самых разнообразных вокальных и инструментальных жанров. Так, например, в результате усердных изысканий, для претворения творческих замыслов композиторов, более трёх столетий назад зародилась «соната», которая и в нынешнее время считается одной из самых гибких и универсальных музыкальных форм.

 

 

Что такое соната?

Соната. Данным итальянским словом, произошедшем от латинского «sonare» и в переводе означающим «звучать», именуется один из ведущих жанров камерной инструментальной музыки. Соната представляет собой многочастную композицию, состоящую из контрастирующих по темпу и характеру разделов, тем не менее связанных между собой единым художественным замыслом. Произведение может быть написано композитором как для одного, так и нескольких музыкальных инструментов. Доминирующую позицию в данном жанре занимают сочинения для фортепиано, хотя весьма немало «сонат» создано и для других инструментов, например скрипки, виолончели, флейты, гобоя, кларнета, валторны. При этом необходимо отметить, что все они исполняются в сопровождении фортепиано.

Что такое соната

Чаще всего сонаты представляют собой трёх или четырёхчастные циклические произведения, однако композиторы также писали одно, двух и пятичастные композиции, а образцом тому могут служить сочинения Скарлатти, Листа, Скрябина, Прокофьева и Брамса.

Какова же классическая схема построения сонатного цикла?

Как правило, динамичная первая часть произведения, пишется в форме «сонатного аллегро», которая являясь одной из самых развитых форм инструментальной музыки, включает в себя такие разделы, как экспозиция, разработка и реприза. Впрочем, бывают исключения и иногда композиторы сонатную форму заменяют на вариационную.

Вторая, медленная часть композиции обычно отображает какой - либо природный пейзаж или возвышенные человеческие чувства. Её форма может быть сложной трёхчастной или сонатной, но сокращённой, то есть без разработочного раздела.

Если «соната» имеет четыре части, то далее следует грациозный менуэт или оживлённое скерцо, написанные в сложной трёхчастной форме.

Заключительная часть произведения – это жизнеутверждающий, оптимистичный, а иной раз драматический финал, который обычно заключён в форму рондо, рондо-сонаты, а иногда вариаций.

Необходимо отметить, что композиторы, в зависимости от художественного замысла произведения, довольно часто делали вариантные перестановки частей, не соответствующие классической модели «сонаты». Примером тому является «Лунная» соната великого Бетховена, а также вторая соната Шопена, включающая знаменитый «Траурный марш».

 

 

 

 

Популярные сонаты

Людвиг ван Бетховен. Соната для фортепиано No14 до-диез минор, «Лунная». Произведение было написано в 18001 году и посвящено юной возлюбленной Бетховена графине Джульетте Гвиччарди. Такое поэтическое наименование соната получила после кончины композитора. Так её назвал немецкий литератор Людвиг Рельштаб в своей статье, посвящённой творчеству гениального маэстро.

Людвиг ван Бетховен. Соната для фортепиано No14 до-диез минор, «Лунная» (слушать)

Людвиг ван Бетховен. Соната для фортепиано № 8 до минор, «Патетическая». В композиции, созданной великим музыкальным гением в 1799 году, отображены два совершенно противоположных мира. Это грёзы и мечтания лирического героя, а также злая, реальная действительность, которая бесцеремонно вторгается в воображаемый мир героя и окрашивает его в сумрачные тона.

Людвиг ван Бетховен. Соната для фортепиано № 8 до минор, «Патетическая» (слушать)

Людвиг ван Бетховен «Патетическая соната»

 

Фредерик Шопен. Соната для фортепиано №2, си-бемоль минор. Эту композицию называют самым мрачным произведением в жанре сонаты. Она начинается угрюмыми аккордами, а далее, в третьей части, звучит музыка, впоследствии ставшая самым знаменитым «похоронным маршем».

Фредерик Шопен. Соната для фортепиано №2, си-бемоль минор. (слушать)

Вольфганг Амадей Моцарт. Соната для фортепиано №11, Ля мажор. Особую популярность произведение получило из-за финальной части, которую в народе называют «Турецким маршем». Оно было создано великим композитором в 1783 году. Моцарт любил исполнять эту композицию на концертах, так как она всегда вызывала бурный восторг у публики.

Вольфганг Амадей Моцарт. Соната для фортепиано №11, Ля мажор. (слушать)

Йозеф Гайдн. Соната для фортепиано Соль мажор. Этот прекрасный образец юношеского творческого периода композитора, был написан Гайдном в 1754 году. Он пленяет своей эмоциональностью и жизнерадостностью, а отличительной особенностью данной композиции является то, что все её части написаны в одной тональности.

Йозеф Гайдн. Соната для фортепиано Соль мажор. (слушать)

 

 

 

 

История сонаты

Соната. Впервые этот термин начал применяться ещё во времена далёкого Средневековья, которое в истории мировой музыкальной культуры величают «эпохой вокальной музыки». Уже было создано множество самых разнообразных инструментов, однако главным их предназначением было сопровождение пению, танцам, торжественным приёмам и театральным представлениям, а словом «соната» в ту пору именовали вокальные композиции, исполняемые под аккомпанемент того или иного инструмента. Затем в процессе развития музыкального искусства, когда поэтапно стали формироваться различные инструментальные жанры, данный термин стали употреблять в ином значении. Например, в XVI веке на заглавном листе популярных тогда небольших музыкально-поэтических произведений, как правило, лирического содержания, именуемых мадригалами, делалась подписка «da cantare e sonare», то есть для пения и игры, а вскоре все музыкальные композиции стали разграничивать двумя терминами: «кантата» - это вокальное и «соната» - инструментальное произведение.

В следующем XVII столетии «сонаты» стали вполне самодостаточными сочинениями, сформировавшимися, как самостоятельный жанр. Изначально это были пьесы только полифонического склада, которому затем на смену пришёл гомофонно-гармонический способ изложения музыкального материала. Количество частей в данных произведениях варьировалось от одной до пяти, а музыкальная форма, применяемая авторами, в нынешнее время получила наименование «старинная сонатная».

Необходимо подчеркнуть, что «сонаты» эпохи барокко отличались большим разнообразием. В их числе были клавирные произведения, а также пьесы для солирующих инструментов, например, флейты, скрипки, виолончели. Причём эти композиции исполнялись как с аккомпанементом, так и без него. Следующим видом сочинений данного жанра, заслуживающим особого внимания, были пьесы для трёх инструментов - «трио-сонаты», которые поначалу разделялись на церковные (sonata da chiesa) и светские (sonata da camera). Церковные «трио-сонаты» исполнялись во время богослужения и обычно представляли собой четырёхчастные полифонические циклы с продолжительными разделами, следующими в определённом контрастном темповом порядке. Светские или камерные «трио-сонаты», весьма напоминающие сюиты, были предназначены для домашнего музицирования. Они включали в себя, располагающиеся в свободной последовательности небольшие танцевальные номера. Важно также отметить, что помимо перечисленных видов, в эпоху барокко «сонатами» называли произведения для различных ансамблевых составов, а иной раз увертюры к операм, вступления к кантатно-ораториальным произведениям и начальные разделы крупных инструментальных сочинений сюитного строения. Упомянутые выше произведения есть в творческом наследии Иоганна Себастьяна Баха, Антонио Вивальди, Георга Фридриха Генделя, Алессандро и Бенедетто Марчелло, Джованни Легренци, Доменико Скарлатти, Джузеппе Тартини, Жан-Мари Леклер, Жан-Фери Ребель, Арканджело Корелли, Георга Телемана.

 

Бах Гендель 

Скарлатти Корелли 

 

Во второй половине XVIII века, то есть в период венского классицизма, слово «соната» воспринимается, как один из самых богатейших и в то же время сложнейших жанров камерной музыки, который по праву начинает занимать ведущее положение. С появлением молоточкового фортепиано особый расцвет получили клавирные «сонаты», но от них не отставали произведения и для других солирующих инструментов. А вот в названии ансамблевых пьес с двумя или более инструменталистами данный термин появлялся уже не часто, то есть фортепианное трио, например, со скрипкой и виолончелью, «сонатой» именовался значительно реже.

Нельзя оставить без внимания, что особый вклад в развитие жанра «сонаты» внесли Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт и Муцио Клементи. В своих композициях они тщательно оттачивали форму «сонатного allegro», а само произведение всё чаще создавали в виде трёхчастного, реже четырёхчастного цикла с быстрыми крайними разделами.

   

Важнейшее место в сонатном цикле того времени занимала подвижная первая часть, которая практически всегда композиторами сочинялась в форме «сонатного аллегро». В следующем разделе произведения, который своим лирическо-созерцательным характером и соответственно более спокойным темпом контрастен первой части, авторы были более свободны в выборе структуры и довольно часто в качестве второй части вводили менуэт. Заключительный раздел «сонаты», самый быстрый и активный в цикле, сочинялся в форме рондо, рондо-сонаты и иногда вариаций.

Высочайшего пика в своём развитии «соната» достигла в творчестве великого Людвига ван Бетховена, которого и сегодня считают законодателем в данной сфере. Он создал тридцать две сонаты для фортепиано, десять для скрипки и пять для виолончели, значение которых переоценить невозможно. Им присущи особая глубина содержания, широкий круг образов, яркая конфликтность, симфоническая масштабность и размах. Музыкальный язык в сонатах композитора, которые всё чаще представляют собой четырёхчастный цикл, становится более сложным. Нередко вся драматическая нагрузка с первой части переносится в финал, а вводящиеся связки между разделами, объединяют произведение в единое целое.

Людвиг ван Бетховен

В наступившую затем эпоху романтизма, несмотря на то, что набирали популярность такие малые формы инструментальной музыки, как ноктюрн, песня без слов, прелюдия и этюд, жанр «сонаты» продолжал своё интенсивное развитие. Композиторы, осознанно стремившиеся продолжать классические традиции, всё же переосмысливали и обогащали жанр, насыщая его новыми образами, характерными для романтической поэмности. В произведениях, пропитанных созерцательной лирикой, ярко проявилось мелодическое начало, в основу которого легли народно-песенные элементы. Появились новые приёмы выразительности, подчёркивающие особую красоту мелодического и гармонического языка, а для достижения большего единства в сонатных циклах, нередко имеющих программное содержание, которое отображалось в названии сочинений, стал прямо применяться принцип монотематизма.

Именно в романтический период были созданы самые знаменитые «сонаты», а авторство этих превосходных шедевров принадлежит Францу Шуберту, Феликсу Мендельсону, Фредерику Шопену, Роберту Шуману, Ференцу Листу, Иоганнесу Брамсу, Эдварду Григу, Сезару Франку.

В двадцатом веке «соната» продолжала оставаться актуальным жанром, к которому обращались практически все известные композиторы, сочиняющие академическую музыку. При этом, предлагая своё прочтение и трактуя данный музыкальный жанр в духе нового времени, они давали «сонате» совершенно иной облик. Из зарубежных композиторов, насытивших жанр новыми образами и своеобразными средствами выразительности, необходимо особо отметить Габриеля Форе, Поля Дюка, Мориса Равеля, Клода Дебюсси, Макса Регера, Венсан д Энди, Кароля Шимановского, Камиля Сен-Санса, Бела Бартока, Кшиштофа Пендерецкого.

Нельзя оставить без внимания вклад в развитие жанра «сонаты» русских и советских композиторов. Замечательными художественными достоинствами отмечаются сочинения Антона Рубинштейна, Сергея Рахманинова, Николая Метнера, Николая Мясковского, Анатолия Александрова, Сергея Прокофьева, Родиона Щедрина, Дмитрия Шостакович, Дмитрия Кабалевского, а Александра Скрябина именуют композитором, который перекинул мост от романтической к современной «сонате».

 

Рубинштейн Рахманинов 

Шостакович Скрябин 

 

Интересные факты

  • Некоторые музыковеды - исследователи творчества великого Бетховена, утверждают, что «Лунная соната» предвосхитила творчество композиторов-романтиков, и этот шедевр даже именуют самым первым ноктюрном.
  • Бетховен стал насыщать свои произведения особым драматизмом после того, как понял, что на него надвигается страшный недуг. К моменту сочинения «Патетической сонаты» он практически уже ничего не слышал.
  • Франц Шуберт за свою творческую жизнь написал двадцать три сонаты, однако наивысшую оценку, то есть величайших творческих достижений композитора, получили три последние сонаты. Он написал их практически перед самой свой кончиной в 1828 году.
  • Одним из самых плодовитых композиторов в жанре сонаты считается итальянский композитор эпохи барокко Доменико Скарлатти. В его творческом арсенале пятьсот пятьдесят пять сонат, которые в нынешнее время записаны на 34 CD-дисках.
  • Знаменитый «Похоронный марш» является третьей частью сонаты си-бемоль минор великого Фредерика Шопена. Композитор был первым, кого провожали в последний путь под эту музыку.
  • Свою первую сонату Моцарт сочинил в 1762 году, когда маленькому гению было всего шесть лет. Это было произведение для скрипки. Через два года зальцбургский вундеркинд был автором уже десяти подобных композиций.
  • До недавнего времени считалось, что от авторской рукописи Ля мажорной сонаты Моцарта, которая знаменита своим финалом, то есть «Rondo alla turca», уцелела лишь последняя страница. Однако в 2014 году заведующему архивом Национальной библиотеки города Будапешта в запасниках удалось обнаружить ещё четыре авторские страницы этого произведения. Как драгоценная рукопись оказалась в Венгрии до сих пор остаётся загадкой.

 

 

Соната. Этот удивительный музыкальный жанр, возникнув триста лет назад, не ушёл в прошлое, а успешно существует и поныне. Претерпев значительные изменения, сегодня он предстаёт перед слушателями во всём богатстве вариантов, ведь по своему содержанию это не только многосоставная, но и самая сложная музыкальная форма, которую сопоставляя с литературными произведениями можно сравнить не только с повестью, но и с романом.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

 

Вернуться назад

 

Соната