А. Варламов «На заре ты её не буди»

 

Романс. В нашем отечестве этот уникальный вид музыкального искусства, включающий в себя лирические, чувственные и романтические вокальные композиции, любили всегда, но особой популярностью он пользовался в позапрошлом столетии. Именно в ту пору жил и сочинял Александр Егорович Варламов – композитор, зарекомендовавший себя как основоположник и блистательный мастер русского романса. В творческом наследии выдающегося маэстро около двух сотен вокальных миниатюр, многие из которых так полюбились слушателям и исполнителям, что спустя время их возвели в высокий ранг «народной песни». Ярким примером тому служит, очаровывающий своей искренностью и выразительностью трогательный романс «На заре ты её не буди», признанный шедевром камерного вокального жанра.

Историю создания романса «На заре ты её не буди», а также интересные факты, текст и содержание композиции читайте на нашей странице.

 

 

 

Краткая история романса «На заре ты её не буди»

Как создаётся романс? По обыкновению, стихотворец сочиняет поэтический текст, а затем композитор, который заинтересовался данными строками, украшает их выразительной мелодией. Так знаменитая вокальная миниатюра «На заре ты её не буди», первую часть истории которой можно охарактеризовать как трагическую и печальную, а вторая напротив вызывает массу положительных эмоций, появилась в тому же сценарию.

Поэтом, сочинившим трогательные стихи, которые легли в основу будущего популярного романса, был двадцатидвухлетний студент историко-филологического факультета Московского университета Афанасий Фет. Он с детства увлекался стихосложением, но особый интерес к данному виду литературы у юноши проявился на первом курсе высшего учебного заведения.

Афанасий Фет

Для него это было таким всепоглощающим пристрастием, что на втором году обучения он «завалил» экзамены и его оставили ещё раз повторить пройденный курс. Впрочем, такая неприятность скрашивалась тем, что живший по соседству Николай Васильевич Гоголь признал дарование юного поэта. Помимо стихотворного таланта у молодого человека было ещё одно немалое достоинство: он был весьма доброжелателен и общителен, а потому в его окружении было много людей, с которыми у него складывались тёплые, доверительные отношения. Так однажды в начале 1842 года, по некоторому стечению обстоятельств, Афанасию пришлось переночевать у своих друзей, в доме которых поселилось безмерное горе: их дочка угасала от неизлечимой болезни. Фет воспринял данную душераздирающую весть настолько близко к сердцу, что, глубоко проникшись к страданиям ребёнка, а также его удручённой матери, написал трогательные строки, в которых скрытно выразил искреннее сочувствие этим несчастным людям. Данное трогательное сочинение Фет отнёс в журнал «Москвитянин», где оно было опубликовано в пятом номере издания в том же 1842 году. Стихотворение сразу привлекло внимание любителей поэзии, однако ими произведение воспринималось как очаровательные строфы, воспевающие умиротворённую красу уснувшей девочки.

журнал «Москвитянин»

Далее начинается следующая часть истории романса «На заре ты её не буди». К вышедшему из печати творению Фета проявили заинтересованность не только почитатели поэтических строк, но и музыканты-сочинители, подыскивающие тексты для романсов – вокальных миниатюр, которые пользовались у меломанов невероятной популярностью. Одним из таких композиторов был Александр Егорович Варламов. К тому времени он уже десять лет проживал в Москве и занимал должность «композитора музыки», в чьи обязанности входило дирижирование театральным оркестром и сочинение музыки для спектаклей. Помимо данной работы Варламов занимался сочинением вокальных миниатюр и имел в этой композиторской деятельности большой успех. Выразительные варламовские песни и романсы распевала вся Белокаменная: от профессиональных вокалистов и цыганских ансамблей до любителей домашнего музицирования. Известные певцы заказывали Александру Егоровичу вокальные миниатюры, чтобы включать в свой концертный репертуар, так как были уверены, что с ними артисту несомненно гарантировано признание.

 

Вот однажды талантливый оперный певец, солист Большого театра Александр Олимпиевич Бантышев попросил своего друга и учителя Александра Варламова написать для него какой-нибудь романс. Композитор посулил, но из-за своей несобранности непрестанно откладывал сочинение композиции. Однако Бантышев был настолько настойчив, что стал напоминать Варламову о данном обещании практически ежедневно, а затем и вовсе приходить домой к композитору с самого раннего утра. Александр Егорович обычно просыпался поздно, а потому на эти визиты реагировал весьма раздражённо. Так продолжалось до тех пор, пока слуга композитора не вынес теперь уже нежеланному назойливому гостю ноты нового романса, начинающегося словами «На заре ты её не буди». Бантышев не стал откладывать премьерное исполнение романса, после которого многие известные вокалисты эстафетно включили его в свой репертуар. Варламов, видя какую неимоверную популярность приобретает его творение, немного доработав романс, в том же 1842 году опубликовал его в журнале «Восточная лира».

 

ноты романса «На заре ты её не буди» Афанасий Фет, автор текста романса «На заре ты её не буди» 

Александр Егорович Варламов А. Варламов, автор музыки романса «На заре ты её не буди» 

 

Интересные факты

  • У Афанасия Афанасьевича Фета была весьма сложная судьба. Родившись в семье богатого помещика и дворянина Шеншина Афанасия Неофитовича, он в четырнадцать лет узнал, что не имеет прав на фамилию, дворянское звание и наследство отца. Всю свою жизнь поэт подчинил, чтобы вернуть утраченное и в результате добился поставленной цели.
  • После завершения учёбы в университете, в 1845 году Афанасий Фет вступил в кирасирский полк в чине унтер-офицера, но через год был повышен в звании. Во время службы, проходившей в Херсонской губернии, он завёл знакомство с Марией Лазич. Девушка была хорошо образована, но из бедной и многодетной семьи. Между молодыми людьми возникло взаимное чувство и в семье Лазич уже готовились к скорой свадьбе. Однако Фет хорошо осознавал, что у него нет денег и положения в обществе, а потому он откровенно объяснился с Марией и порвал с ней отношения. Спустя время после расставания девушка погибла: она заживо сгорела. Платье Марии воспламенилось от упавшей спички. Многие искусствоведы и в нынешнее время считают, что это было скрытым самоубийством. Впоследствии Фет до конца своих дней винил себя в смерти своей возлюбленной.
  • «На заре ты ее не буди» стал первым романсом, который Александр Варламов сочинил на поэтический текст Афанасия Фета. Вскоре, вдохновившись творчеством поэта, композитор в том же 1842 году на его стихи создал ещё два романса: «Знаю я, что ты, малютка» и «Не отходи от меня».
  • Александра Варламова величают одним из родоначальников русского романса. В его творческом наследии около двух сотен песен и романсов, которые едва выйдя из-под пера талантливого композитора сразу приобретали завидную популярность. Помимо большого количества вокальных миниатюр, завораживающих слушателей своей выразительностью и мелодичностью, он сочинил два балета, которые были поставлены на сцене Большого театра, множество музыки к театральным спектаклям, а также ряд хоровых и фортепианных произведений.
  • Помимо романса «На заре ты её не буди» завидную популярность приобрели такие вокальные композиции Варламова как «Красный сарафан», «Белеет парус одинокий», «Горные вершины», «Вдоль по улице метелица метёт».

 
 

 

Содержание и текст романса «На заре ты её не буди»

Несмотря на то, что с первого взгляда создаётся впечатление, что пропитанный атмосферой нежности романс «На заре ты её не буди», повествует о любви, весьма важно припомнить при каких обстоятельствах был написан данный поэтический текст. Вот тогда сразу возникает совершенно другая картина и становится понятно, что спящая девушка не является возлюбленной лирического героя. Что же описывает автор в своём произведении и к кому он обращается в первых строках своего повествования?

текст романса «На заре ты её не буди»

Поэт рисует нам образ прекрасной спящей девушки, являющейся воплощением красоты и гармоничного слияния с миром, который её окружает. Юная дева чиста и невинна, а потому прелестно сравнивается с утренней зарёй, однако уже во второй строфе настороженность и даже некоторый драматизм в первоначальный мажорный настрой композиции вносит словосочетание «утомительный сон». Оно невольно наталкивает на мысль, что героиня сильно страдает. Девушку не радует игра луны и пение соловья, ведь у неё болезненно бьётся сердце. Эта мучительная боль проходит только тогда, когда девушка засыпает. Вот поэтому автор обращается к людям близким героине, чтобы они не тревожили и не будили страдающую девочку, ведь только во сне все страхи уходят, и она по-настоящему счастлива.

Чувственный поэтический текст композитор украсил неторопливой музыкой, которую можно охарактеризовать как элегический вальс. Пластичная мелодическая линия романса, представленная в минорной тональности и трёхдольном размере, весьма задушевна, а простой гитарный аккомпанемент добавляет ей особое изящество. Между строфами, которые укладываются в шестнадцать тактов, звучит достаточно развёрнутая связка, усиливающая лирический характер композиции.

 

«На заре ты её не буди». Эта наполненная пленяющим очарованием вокальная композиция, с момента первого её представления на суд широкой аудитории, получила всеобщее признание и любовь. При этом важно отметить, что задушевность романса, не утратившего популярность и в настоящее время, привораживает не только вокалистов. Его выразительная мелодия красочно звучит в изложении самых разных музыкальных инструментов.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:


А. Варламов «На заре ты её не буди»