Роберт Шуман «Детские сцены»

 

Р. Шуман «Детские сцены»

Роберт Шуман. Имя этого выдающегося немецкого композитора-романтика, которого по достоинству называют великим музыкальным поэтом, золотыми буквами вписано в историю культуры. Звуками он мог так живописно нарисовать любую картину, что её образы доподлинно воссоздавались в воображении у слушателей. Шуман писал свои шедевры в разных жанрах, но особую ценность представляют его фортепианные произведения, которые он любил объединять в циклы. Одной из таких маленьких энциклопедий восхитительного шумановского стиля являются «Детские сцены» - путешествие взрослого человека в умилительный мир детства.

Историю создания «Детских сцен» Шумана, содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

 

 

 

История создания

1838 год в жизни Шумана был достаточно насыщенным. В то время, будучи автором большого числа оригинальных произведений, которые, к сожалению, не всеми оценивались по достоинству, он задумал на время из Лейпцига переехать в Вену, чтобы и там начать выпускать свою «Новую музыкальную газету». Вместе с тем, строя грандиозные планы на будущее, и чтобы как-то отвлечь себя от грустных мыслей, которые были вызваны разлукой с его возлюбленной Кларой Вик, Роберт постоянно занимался творчеством.

Роберт Шуман

Так, весной того года появился фортепианный цикл «Детские сцены» - история возникновения которого отчётливо отражена в одном из посланий композитора к любимой девушке. Роберт писал Кларе о том, что все его мысли наполнены только воспоминаниями о ней. Перебирая в памяти романтические моменты их взаимоотношений, на него нашло вдохновение, вызванное её словами о том, что иногда он поступает как ребёнок. Это припомнившееся высказывание зародило у композитора идею создания цикла, впоследствии названого «Детскими сценами».

 

Изначально он сочинил тридцать небольших презабавных пьес, но выбрал из них только тринадцать. Шуман писал Кларе, что эти миниатюры, созданы не для детей, а для взрослых, как напоминание им о счастливой беззаботной поре. Он упоминал, что во время работы над миниатюрами в его сознании постоянно всплывали памятные моменты, когда он восемь лет назад, приходя к своему учителю Фридриху Вику, увлечённо играл с его детьми Кларой и Альвином.

Фридрих Вик

Цикл «Детские сцены» был отдан композитором в печать в лейпцигское издательство «Брейткопф и Хертель» в 1839 году. В сопроводительном письме к издателю Шуман выразил желание, чтобы сборник был оформлен привлекательно, так как легкие и доступные по содержанию пьесы могут являться хорошим подарком.

 

Когда Клара получила и ознакомилась с «Детскими сценами», то восприняла их как ещё одно музыкальное признание Роберта ей в любви. В ответном письме девушка благодарила своего талантливого избранника и искренне восторгалась содержанием очень ценного для неё дара.

 

Роберт Шуман и Клара Вена во времена Шумана 

Клара Вик Р. Шуман «Детские сцены» история создания 

 

Интересные факты

  • Отец Клары Вик был против брака дочери с Робертом Шуманом, однако молодые люди, вопреки родительской воле, тайно обручились в 1837 году.
  • Шуман сочинил свой цикл «Детские сцены» в качестве подарка своей будущей жене Кларе Вик. Первоначально композитор назвал сборник «Лёгкие пьесы» и заголовки пьес добавил только после того, как закончил сочинять последнюю миниатюру.
  • У Роберта Шумана и Клары Вик было восемь детей. Композитор их очень любил и был хорошим отцом, может быть, поэтому в своём творчестве он уделял много внимания сочинению произведений для подрастающего поколения.
  • Грезы» - пьеса, которая в цикле «Детские сцены» расположена под номером семь, является одним из самых известных произведений Шумана. Её мелодия настолько трогательная, что ежегодно в хоровом исполнении звучит в течение минуты молчания в День Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Помимо этого, композиция удачно использовалась режиссёром Кларенсом Брауном в фильме 1947 года «Песнь о любви», рассказывающем о том, сколько препятствий пришлось преодолеть знаменитой пианистке Кларе Вик и начинающему композитору Роберту Шуману на пути к своему счастью.
  • Из тридцати сочинённых Шуманом пьес только тринадцать составили цикл «Детские сцены». Оставшиеся миниатюры позднее вошли в сборники «Листки из альбома» и «Пестрые листки».

 

 

Содержание

Р. Шуман «Детские сцены» содержание

В цикл «Детские сцены», вошли тринадцать разнохарактерных миниатюр, в которых Роберт Шуман живописно отобразил всё то, что бывает с человеком в детстве: его забавы и важные занятия, радости и огорчения.

  1. «О чужих странах и людях» (Von fremden Ländern und Menschen). Пьеса, написанная в Соль мажоре и в простой трёхчастной форме, очень нежна, но в то же время и оптимистична. Немного грустных интонаций появляется только в средней части.
  2. «Забавная история» (Kuriose Geschichte). Энергичная, бодрая музыка, написанная в Ре мажоре, несмотря на трехдольный размер, напоминает марш сказочных персонажей. Временами появляется лирический образ, но это ненадолго, как смена настроения у ребёнка.
  3. Игра в жмурки» (Hasche-Mann.) Несмотря на минорную тональность композиция настолько заводная по характеру, что воспринимается на одном дыхании. Она действительно ярко отображает задорную игру детей.
  4. «Просящее дитя» (Bittendes Kind). Очень нежная и выразительная мелодическая линия живописно рисует того, о ком заявлено в названии произведения.
  5. «Полное удовольствие» (Glückes genug). Пьеса передает чувство наслаждения и состояние блаженства от чего - то необычайно хорошего.
  6. «Важное происшествие» (Wichtige Begebenheit). Музыка величественного характера изображает какое-то торжественное событие: как - будто сказочная королевская семья во время праздника выходит поприветствовать граждан своего государства.
  7. «Грезы» (Träumerei) Это самая популярная пьеса из цикла, которую очень часто включают в программу различных концертов. Нежная и трогательная музыка оказывает на слушателей чарующее впечатление.
  8. «У камина» (Am Kamin). Созерцательная музыка произведения рисует умилительную картину: взрослый и ребёнок, сидя у камина наблюдают за весёлой игрой язычков пламени на сгорающих дровах.
  9. «Верхом на деревянной лошадке» (Ritter vom Steckenpferd). Музыкальные звуки миниатюры колоритно передают характер забавы, в которую любят играть все мальчишки.
  10. «Почти серьёзно» (Fast zu ernst). Очень выразительная мелодия, характеризующаяся некоторой таинственностью, создаёт настроение спокойствия и умиротворения.
  11. «Пугание» (Fürchtenmachen). Всё начинается со спокойной лирической темы и вдруг неожиданно врывается контрастный эпизод, как будто действительно хочет кого-то напугать. Так повторяется несколько раз.
  12. «Засыпающий ребенок». (Kind im Einschlummern). Меланхоличная мелодия, звучащая как колыбельная, убаюкивающая ребёнка.
  13. « Поэт говорит» (Der Dichter spricht). Поэт размышляет о смысле жизни и о том насколько разнятся суждения в молодости и в зрелом возрасте.

 

«Детские сцены» - этот фортепианный цикл Роберта Шумана, состоящий из тринадцати небольших пьес, ярко демонстрирует музыкальное воображение композитора на вершине его творческой зрелости. Эти очаровательные миниатюры можно охарактеризовать как музыкальные эссе, в которых гений Шуберта нашёл своё полное выражение.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:


«Детские сцены» Шумана