И.С. Бах Сюиты и партиты для клавира

 

Бах Сюиты и партиты для клавира

Сюиты и партиты появились задолго до Иоганна Себастьяна Баха. Полифоническое мышление композитора позволило опоэтизировать сочинения, что вывело циклические формы на новый уровень. Благодаря Баху бытовые танцы, входившие в состав цикла, стали носить одухотворенную окраску.

Историю создания «Сюит и партит для клавира» Баха, содержание произведений и интересные факты читайте на нашей странице.

 

 

 

История создания

Считается, что сюиты и партиты для разных составов оркестра, а также для солирующих инструментов Бах создавал на протяжении всего творческого пути. Тем не менее значительная часть созданных произведений для клавира была написана во времена проживания в Кётене, а именно с 1717 года. В этом городе музыкант занимал должность руководителя придворного оркестра, а также занимался обучением принца Кётенского. Все свободное от работы время Бах мог посвящать сочинению новой музыки. Отсутствие органа определило поле его дальнейшей деятельности. Так, Иоганн Себастьян сочинял именно оркестровую и клавирную музыку.

Иоганн Себастьян Бах

Кроме «Английских» и «Французских» сюит, в данный период были написаны и другие произведения для клавира, в том числе первый том «ХТК», большое количество двухголосных и трехголосных инвенций,  а также «Хроматическая фантазия и фуга». Точная дата создания большинства произведений для клавира неизвестна, так как они не были опубликованы при жизни композитора. Считается, что музыкант отправлял на публикацию только те сочинения, которые могли быть практическим руководством для исполнителя и имели сравнительно небольшой объем.

 

В 1731 году увидела свет первая часть «Clavier-Ubung». В этот сборник вошли шесть знаменитых партит. В 1735 году вышла вторая часть данного собрания сочинений, которая содержала «Итальянский концерт» и одну партиту.

На сегодняшний день, «Английские» и «Французские» сюиты, а также 7 партит входят в репертуар известнейших пианистов мира.

 

Бах Клавесин 

рукопись Английской сюиты рукопись Французской сюиты 

 

Интересные факты

  • Некоторые сочинения из сборника «Французские сюиты» первоначально входили в «Нотную тетрадь Анны Магдалены Бах».
  • Название музыкальной старо-концертной формы «партита» буквально переводится с итальянского языка как деленная на части.
  • В 1731 году был опубликован первый сборник партит Clavier-Ubung I. В собрание сочинений входят 6 партит (BWV 825-830). Вторая часть была опубликована спустя 4 года, в нее вошел один Итальянский концерт и партита.
  • Считается, что сюиты и партиты были созданы композитором в качестве инструктивных упражнений не только для развития техники, но и для совершенствования исполнительских приёмов и правильного понимания жанров и стилей, характерных для времени.
  • В творчестве композитора представлены партиты не только для клавира, но и для оркестра, а также для сольных инструментов, таких как флейта, скрипка.
  • Композитор написал 23 сюиты для клавира, 19 из которых были объединены в три сборника. На данный момент времени собрания сочинений по праву считаются шедеврами мировой классической музыки.

 

 

Что такое сюита

Сюита представляет собой закрепившуюся последовательность инструментальных композиций, танцев или шествий. Принцип единства основывался на контрасте частей. Сюита прошла многовековой путь, прежде чем, окончательно сформировалась по структуре. Так к 17 веку была ясно представлена идеальная формула камерной сюиты:

  • Аллеманда – преимущественно двудольный танец, характерной особенностью которого является отсутствие острого ритма и резкой контрастности как в тональности, так и в тематизме. Принято писать аллеманду в спокойном темпе. Приветствуется использование большого количества украшений.
  • Куранта – величественный, придворный танец. Трехдольность является характерным признаком, обязательно начинается с затакта. Существуют специальные ритмические формулы, являющиеся отличительными для данного танца.
  • Сарабанда – старинный танец-шествие. Для танца характерна трехдольность, с акцентом на слабые вторую или третью доли такта. Характер носит трагическую окраску, нередко сочинение связано с ритуалом погребения. По смысловому наполнению относится к чаконе или пассакалье. Темп медленный, лад минорный.
  • Жига – подвижный танец, происхождение которого связано с Англией и Ирландией. Считается, что это народный танец пиратов и матросов. Размер трехдольный, хотя можно встретить варианты с двухдольным метром.

В композиторской практике до Баха все номера в сюите имели гомофонно-гармоническую основу, то есть имели мелодию и аккомпанемент. Новаторство Иоганна Себастьяна Баха заключалось в том, что он ввел полифоническую структуру. По значительности содержания, сюиты не уступают место другим барочным жанрам, таким как концерты или мессы. Бытовой интонационный строй заменяется возвышенными мелодическими фигурами, что говорит о новой интерпретации.

 

 

Английские сюиты

В «Английских» сюитах Баха преобладают черты концертного стиля композитора:

  • укрупнение цикла;
  • единство тематизма;
  • полифоническое развитие голосов;
  • тональное объединение;
  • контрастное сопоставление частей;
  • увеличение роли средних голосов.

Традиционно сюита состоит из 4 основных номеров. В некоторых сочинениях композитор расширяет цикл, добавляя прелюдию, менуэт, бурре или гавот.

Англия

Сюита объединяется одной тональностью. Можно разделить циклы на мажорные и минорные. К мажорным относят:

  • №1, BWV 806 – Ля мажор;
  • №4, BWV 809 – Фа мажор.

К минорным сюитам можно отнести:

  • №2, BWV 807 – ля минор;
  • №3, BWV 808 – соль минор;
  • №5, BWV 810 – ми минор;
  • №6, BWV 811 – ре минор.

 

Французские сюиты

По мнению многих музыковедов, «Французские» сюиты создавались композитором, прежде всего, в педагогических целях. При этом цикл сочинений потрясает образным многообразием, что свидетельствует о мастерстве композитора в полифонической технике письма.

Франция

Бах отлично знал творчество французских клавесинистов, но оно не являлось основополагающим для создания цикла. Это объясняется тем, что во Франции в те времена существовала мода на программность музыки. Так, музыканты создавали программные миниатюры для клавира, где название уже настраивало слушателя на определенный сюжет. Название «Французские» отсылает слушателя к стране, в которой была зарождена традиция объединять танцы в сюиты.

 

Партиты

Одной из разновидностей концертной сюиты можно считать партиту. Отличительной чертой от сюиты можно назвать увеличение, разрастание конструкции. К четырем основным произведениям, входящим в состав классической сюиты, в партитах также добавлялась прелюдия или вступление, а также вставные контрастные части:

  • Прелюдия – вступительная инструментальная пьеса, написанная в свободной композиционной форме. Нередко основана на тематизме следующих музыкальных композиций в цикле. Требует единства фактуры.
  • Симфония (синфония) – полифоническая пьеса вступительного характера, обычно в партите заменяет прелюдию. Не требует фактурного единства, возможна смена темпа внутри сочинения. Форма свободная.
  • Бурре – это двудольный или трехдольный танец, который основан на прыжкообразном движении. Характеризуется острым ритмом. Возник во Франции. Темп быстрый, стремительный. В партите использовался перед завершающей жиги, а также после сарабанды.
  • Гавот – двухдольный танец, распространенный во Франции с 17 века. В качестве составной части используется чаще всего после сарабанды.
  • Полонез – трехдольный польский танец, напоминающий шествие. Носит торжественный характер.
  • Бурлеска – разновидность скерцо, с французского переводится как шутка. Произведение носит юмористический характер. Обычно написано в быстром темпе.
  • Менуэт – старинный трехдольный танец, зародившийся во Франции. Форма обычно трехчастная повторного строения.
  • Скерцо – инструментальная пьеса, написанная в трехдольном размере. Темп стремительный живой, характерно применение специальных ритмических и гармонических оборотов.
  • Ария – в партите представляет собой инструментальное сочинение, с солирующим голосом и аккомпанементом. Темп может быть умеренным или медленным. Имеет ярко выраженную мелодию певучего характера. Характерна трехчастная форма.

Дополнительный музыкальный материал необходим для расширения музыкального пространства.

Бах партита №6 рукопись

Незыблемым каркасом служат четыре произведения – это аллеманда, куранта, сарабанда и жига. Для партиты характерна свободная последовательность номеров, их количество также определяется автором. Так, первая партита из шести, предъявленных в сборнике Clavier-Ubung I, состоит из прелюдии, аллеманды, куранты, сарабанды, двух менуэтов и жиги. Объединяет композиции тональность Си-бемоль мажор.

Партиты создавались еще до Баха, но композитор эпохи барокко стал настоящим новатором в этом жанре. Изначально данная форма музыкальных сочинений была отдельным видом вариаций хоральной мелодии для органа. Использование было возможно только для духовной музыки в 17-18 веках. В творчестве немецкого композитора термин стал использоваться для светской музыки.

 

Сюиты и партиты сочетают в себе как традиционные, так и новаторские черты. Многие музыкальные исследовали сходятся во мнении, что именно в творчестве И.С. Баха были смоделированы композиторские принципы сюиты и партиты. Музыка Баха – это вечный источник гармонии разума и души человека.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:


 Партита И.С. Баха