Иоганнес Брамс «Колыбельная»

 

С давних времён известно, что люди не могут жить без песен, в которых они отражают все свои жизненные настроения. Самой первой песней, которую слышит малыш, несомненно, является колыбельная – мягкий, нежный усыпляющий напев, несущий в себе любовь матери. Колыбельные существовали на протяжении всей истории человечества, и многие из тех, которые поют сегодня, звучали еще сотни лет назад. Некоторые мотивы пришли к нам из народа, а другие специально сочиняли композиторы. Так, самой узнаваемой и популярной из них является «Колыбельная» великого немецкого композитора Иоганнеса Брамса, которую он написал в качестве подарка.

Историю создания «Колыбельной» Брамса, а также множество интересных фактов и содержание произведения читайте на нашей странице.

 

 

 

История

В 1858 году Иоганнес Брамс вернулся в родной город Гамбург с надеждой стать дирижером филармонического оркестра, однако его желанию не суждено было осуществиться. Молодому композитору предложили руководство только лишь женским любительским хором, где он спустя год познакомился с семнадцатилетней уроженкой Вены Бертой Порбски. Какие между ними были отношения, остаётся тайной даже для биографов композитора, тем не менее, установлено, что множество баварских мелодий, которые напевала Берта Брамсу, впоследствии легли в основу некоторых его произведений.

Иоганнес Брамс

После переезда Иоганнеса в Вену молодые люди не теряли между собой связь и продолжали переписываться. Прошло время. Берта вышла замуж, и вот когда у неё в июле 1868 года родился второй ребенок, названный Гансом, Брамс, находившийся в то время в Бонне, написал и отправил ей подарок – колыбельную, где в аккомпанементе завуалировано вставил одну из мелодий, которую ранее ему напевала девушка.

 

Когда композитор 15 июля 1868 года супругам Артуру и Берте Фабер - в честь рождения их второго сына, Ганса с посыльным отправил песню, он пояснил: «Фрау Берта знает, что я написал «Колыбельную» для ее малыша, но когда она будет петь её Гансу перед сном, то для неё тоже прозвучит песня о любви». Исходя из этого, мы знаем, что первой исполнительницей знаменитой колыбельной песни стала Берта Фабер, бережно сохранившая драгоценную рукопись, присланную ей Брамсом.

рукопись «Колыбельной» Брамса

Стоит отметить, что первую строфу для своей знаменитой колыбельной композитор взял из сборника немецких народных стихов под названием «Волшебный рог мальчика». «Guten Abend, gut’ Nacht» - это стихотворение немецкой народной поэзии стало известным с начала XIX века. Автором поэтического текста второго куплета был немецкий писатель Георг Шерер. Текст вокальной миниатюры впоследствии несколько раз редактировался, и окончательный вариант появился лишь в 1892 году.

 

В печати первая версия «Колыбельной» появилась в том же 1868 году в сборнике, который Брамса озаглавил «Пять песен для голоса», op. 49, номер 4. На широкой публике она впервые была исполнена 22 декабря 1869 года в Вене певицей Мари Луизой Дустманн и близкой подругой композитора пианисткой Кларой Шуман

Необходимо отметить, что в 1891 году сборщиком фольклора Хансом Нэйкхаймом был записан народный мотив, весьма схожий с музыкой колыбельной Иоганесса Брамса.

 

Брамс Георг Шерер 

ноты «Колыбельной» Брамса Гамбург во времена Брамса 

 

Интересные факты

  • «Колыбельная» Брамса пользуется огромной популярностью. Во всём мире родители любят напевать её своим детям перед сном, а использование мелодии в музыкальных шкатулках и игрушках помогает малышам получить первые приятные музыкальные впечатления.
  • «Колыбельная» очень популярна среди создателей телесериалов и кинофильмов: в качестве саундтреков её использовали более 100 раз. Стоит отметить, например, такие фильмы, как «Шоу Трумана» (1998), «Охотники за разумом» (2004), «Братья Гримм» (2005), «Собачья жизнь» (2017).

 

  • Известно, что Брамс стал одним из первых знаменитых композиторов, который в 1889 году по просьбе представителя американского изобретателя Томаса Эдисона Тео Вангеманна, сделал экспериментальную запись своего исполнения. Позже звукозапись была выпущена, но к сожалению, игра выдающегося маэстро на фортепиано из-за сильного поверхностного шума слышна очень плохо.
  • На сегодняшний день существует огромное количество записей «Колыбельной» Брамса. Например, в 1944 году эту композицию с Акселем Стордалем и его оркестром записал Фрэнк Синатра. Также весьма популярной стала версия Селин Дион, которую певица вставила в альбом 1998 года, названный «These Are Special Times».

Селин Дион

  • Сегодня «Колыбельная» Брамса имеет бесчисленные вокальные и инструментальные аранжировки. Еще при жизни Брамса появились версии для фортепиано в две, четыре и шесть рук, а также две фантазии и переложения для фортепиано со скрипкой, с флейтой и с виолончелью. Помимо этого существуют варианты миниатюры для арфы, для голоса с аккомпанементом цитры, мужского хора и симфонического оркестра.
  • Особого внимания заслуживает аранжировка «Колыбельной» для сольного фортепиано представленная слушателям в 1922 году американским пианистом и композитором Перси Грейнджером, а также переложения, сделанные немецким дирижёром Рудольфом Мауэрсбергером для смешанного хора а капелла и сольного голоса с хором.
  • «Guten Abend, gute Nacht» - эти первые строчки знаменитой «Колыбельной» дали название биографическому фильму про Брамса, снятому в 1936 году в главной роли с Альбертом Флоратом.
  • Стоит отметить, что Брамс процитировал мелодию «Колыбельной» в первой части своей Симфонии №2

 

Содержание «Колыбельной»

Как ранее было подмечено, первую строфу для своей колыбельной Брамс позаимствовал из сборника народной поэзии «Волшебный рог мальчика», впервые изданного в 1808 году под редакцией Ахима фон Арнима и Клеменса Брентано. Стихотворный текст второго куплета был взят из сборника немецкого фольклориста Георга Шерера, опубликованного в 1849 году. В результате такого совмещения получилась прелестная композиция, носящая рождественский характер.

«Колыбельная», написанная в трёхдольном размере и тональности Ми-бемоль мажор, как и подобает песне, разделена композитором на куплеты, каждый из которых представляет двухчастную форму. Пьеса исполняется на пианиссимо и с авторским указанием zart bewegt (с нежностью).

Несмотря на то, что интонации красивой мелодии композиции заимствованы из народной немецкой песни, в музыке колыбельной есть некоторые моменты, которые указывают, что пьеса рассчитана композитором для исполнения профессиональными вокалистами. На это, например, указывает октавный ход в начале второй части куплета. Также особого внимания заслуживает аккомпанемент миниатюры, который характеризуется ритмичным контрастом по отношению к мелодии. Синкопированные фигурации и своеобразный композиционный метод звукового художественного плетения создаёт эффект покачивания колыбели. Кроме этого, особое гипнотически - снотворное настроение песни придают широкие ходы то вверх, то вниз в басовой линии партии левой руки.

 

 

Достоверно неизвестно, какие отношения связывали Иоганнеса Брамса и Берту Порбски, но не вызывает сомнений, что такая нежная, лиричная и чувственная мелодия «Колыбельной» могла быть написана только влюбленным человеком.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:


«Колыбельная» Брамса