Ф. Шопен Фантазия-экспромт

 

Ф. Шопен Фантазия-экспромтФантазия-экспромт является одним из самых загадочных произведений, сочиненных Фредериком Шопеном. Это неповторимая музыка способна зажигать сердца. Волнующая и совершенная, фантазия-экспромт является одной из самых часто исполняемых композиций среди виртуозных пианистов.

Историю создания Фантазии-экспромта Шопена, а также интересные факты и музыкальное содержание произведения читайте на нашей странице.

 

 

 

История создания

Фредерик Шопен начал сочинение фантазии-экспромта в конце 1834 году и закончил произведение в 1835. Но опубликовано оно было лишь только после смерти композитора. Близкий друг Шопена композитор и пианист Юлиан Фонтана опубликовал фантазию-экспромт в отдельном опусе №66. Сочинение вышло в свет в 1855 году.

Фредерик Шопен

У многих музыковедов возникал вопрос, почему автор написал столь поэтичное и возвышенное произведение и не представил его публике? Некоторые из теоретиков, а именно Эрнст Остер и Джеймс Ханекер, предполагали, что причиной тому послужило значительное сходство с «Лунной сонатой» Людвига ван Бетховена. Другие же заявляли, что автор намеренно не отдал композицию на публикацию, так как музыка была слишком личной.

Л. Бетховен «Лунная соната»

Более века музыковеды не могли найти единения в собственных мнениях. В 1960 году в Париже состоялся аукцион. Среди редких экспонатов был представлен музыкальный альбом, принадлежавший баронессе д’Эсте. Столь ценный предмет был выкуплен всемирно известным пианистом Артуром Рубинштейном. Именно в этом сборнике и находился оригинал нотной записи фантазии-экспромта. На титульном листе Шопен подписал «Сочинено для баронессы д’Эсте Фредериком Шопеном».

 

Загадка неопубликованного сочинения заключалась лишь в том, что произведение было написано на заказ. Баронесса была большим поклонником творчества композитора-романтика. Она отлично владела фортепиано и коллекционировала сочинения от известных в те времена музыкантов. Августа Эмма при первой же возможности заказала у Шопена произведение. Автор бережно отнесся к задаче, он прописал каждый нюанс, фразировку, штрихи, акценты. В его же столе остались рукописи, лишенные деталей.

В 1962 году Артур Рубинштейн опубликовал фантазию-экспромт до-диез минор совместно с компанией G.Schirmer.Inc. В данном издании пианист написал собственное предисловие, в котором выдвинул предположение, что Шопен не хотел публиковать произведение, так как сочинял его на заказ, специально для баронессы.

 

Шопен Юлиан Фонтана 

рукопись Фантазии-экспромта Шопена Баронесса д’Эсте 

 

Интересные факты

  • Название «Фантазия-экспромт» было дано Юлианом Фонтана, который опубликовал произведение Шопена в посмертном опусе 66.
  • Оригинал хранится в нотной библиотеке знаменитого советского и русского пианиста Артура Рубинштейна.
  • Подлинность нотной записи в музыкальном альбоме баронессы подтверждена французскими властями.
  • На титульном листе написано посвящение баронессе Августе Эмме д’Эсте. Существует версия, что композитор писал композицию на заказ, поэтому дальнейшая публикация не состоялась.
  • Нотная запись фантазии-экспромта, переписанная рукой автора в альбом баронессы д’Эсте, является более содержательной по динамике, штрихам и примечаниям в отличие от записи, опубликованной Юлианом Фонтана. Это еще раз подтверждает, что композитор полностью закончил работу над произведением.
  • Знаменитый пианист Генрих Нейгауз всего лишь одним польским словом охарактеризовал драматургическую линию в произведении – zal. Это слово переводится на русский язык, как сожаление, меланхолия.
  • Существует версия, что Юлиан Фонтана опубликовал неизданные произведения Шопена против воли автора. Предчувствуя близкий уход Фредерика, Юлиан хотел попросить одобрение композитора на публикацию в отдельных изданиях всех рукописей произведений, на что получил решительный отказ без объяснения причины. После смерти Фонтана издал 7 посмертных опусов, в том числе «Фантазию-экспромт».

 

 

Содержание фантазии-экспромта

Фантазия-экспромт – это воссозданный композитором через звуки мир, наполненный переживаниями и чувствами. Триольное движение в аккомпанементе вызывает яркие ассоциации с неспокойными волнами. На их фоне появляется мелодия, она будто встревоженный странник, ищущий в стихии ответы на вопросы. Прорывающиеся акценты на слабые доли в мелодической линии подчеркивают меланхолическое настроение и создают ощущение беспокойства. Поток мысли срывается в конце первой части нисходящими аккордами, погружающими в ре-бемольный идеальный мир.

Содержание фантазии-экспромта Шопена

Контрастная средняя часть в произведении удивительно гармонична и возвышенна. Она наполнена светом, легкостью и прозрачностью. Словно воспоминания, навеянные грустью и тоской, вновь оживают в сознании и превращаются в реальную картину. Фактурный аккомпанемент поддерживает и расцвечивает мелодию, дополняя ее нежный и хрупкий образ.

Но спокойствие не может длиться вечно в душе романтического героя, который находится в поиске. Он вновь возвращается к буре, к безбрежным волнам к первоначальному мотиву в мрачном до-диез миноре. Его дом – это бушующее море, не знающее тишины.

 

 

Использование музыки фантазии-экспромта в фильмах, сериалах

Фантазия-экспромт является достаточно популярным произведением Фредерика Шопена. Невероятная взволнованность музыкального материала позволяет режиссерам передать особое настроение в кино. Именно поэтому произведение столь часто используется в кинематографе.

Джобс: империя соблазна (2013)

  • Холодная война (2018);
  • Зверь (2017);
  • Остановись и гори (2014);
  • Симпсоны (2009);
  • Джобс: империя соблазна (2013);
  • Магия, магия (2013);
  • Любовь с препятствиями (2012);
  • Берни (2011);
  • Милдред Пирс (2011);
  • Люди в деревьях (2008);
  • Трудности перевода (2003);
  • Дом сестер Эллиот (1992);
  • Экспромт (1991);
  • Асы в небе (1976).

В этой музыке гений Шопен смог найти удивительные краски. Его палитра включает в себя светлые и темные тона, но они не создают ярко выраженного контраста. Наоборот, каждый оттенок дополняет и украшает картину. Фантазия-экспромт – это музыка, которая тревожит и успокаивает, волнует и дает надежду. Это настоящая жизнь, выраженная звуками фортепиано.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:


Видео: слушать Фантазию-экспромт Шопена