Антон Григорьевич Рубинштейн «Горные вершины»

 

Антон Григорьевич Рубинштейн. Неутомимая творческая жизнь этого гениального музыканта, является образцом беззаветного служения отечественной музыкальной культуре. Как виртуозный исполнитель он заложил основы русского пианизма. Как активный общественный деятель организовал Русское музыкальное общество, а как прекрасный педагог открыл в России первую консерваторию. Однако это не все бесценные заслуги Рубинштейна. Помимо всего прочего, он был выдающимся композитором, который оставил потомкам богатое творческое наследие, включающее замечательные произведения в самых различных жанрах. Среди сочинений Антона Григорьевича особенно хочется выделить вокальную миниатюру «Горные вершины» - романс, который признан подлинным музыкально-поэтическим шедевром, имя которому совершенство.

Историю создания романса А.Г. Рубинштейна «Горные вершины», а также интересные факты, текст и содержание композиции читайте на нашей странице.

 

 

 

Краткая история

Можно с уверенностью сказать, что история возникновения любого романса начинается с того момента, как из-под пера талантливого литератора выходят поэтические строки, которые затем композитор выбирает для своего музыкального творения. К примеру, повествование о том, как появилось стихотворение, на которое выдающийся композитор Антон Рубинштейн сочинил свой знаменитый романс-дуэт «Горные вершины», оказалось весьма занимательным и его начало уводит нас в Германию второй половины восемнадцатого века.  Именно в той стране и в то время жил и творил великий писатель, мыслитель, философ, государственный деятель Иоганн Вольфганг Гёте.

Иоганн Вольфганг фон Гёте

Согласно биографическим данным в 1775 году талантливый поэт – автор прославившегося романа «Страдания молодого Вертера» был приглашён в Веймер на службу к 18-летнему герцогу Карлу Августу. Динамичная жизнь при дворе отнимала у Иоганна, который ещё не перешагнул свой тридцатилетний рубеж, довольно много сил, да и ослабленное туберкулезом здоровье давало о себе знать. Чтобы немного расслабиться и передохнуть, Гёте, как только предоставлялась возможность, выезжал в окрестности города Ильменау. Живописная природа с густыми хвойными лесами и горными склонами, действовала на поэта расслабляюще и позволяла настроиться на творческий лад. Однажды в начале осени 1780 года Иоганн вновь отправиться, чтобы полюбоваться привлекательными ильменаунскими горными видами. В то время года красота природы так заворожила поэта, что, прогуливаясь он не заметил, как стемнело. Усталому путешественнику пришлось заночевать в охотничьей избушке. Вечерний пейзаж был просто великолепен и в его голове моментально родились поэтические строки. Бумаги с собой у литератора не было, а потому он, чтобы не забыть стихи записал их на стене сторожки.

Ильменау

После памятной прогулки прошло тридцать пять лет, однако именно тогда, то есть в 1815 году, автор решил опубликовать тот поэтический текст, озаглавив его «Ночная песнь путника». Лирические строки, наполненные глубокомысленным содержанием, сразу привлекли внимание почитателей поэзии не только в Германии, но и за её пределами. В России одним из первых на данное стихотворение обратил внимание Михаил Юрьевич Лермонтов. Его заинтриговал философский смысл поэтического творения, в котором немецкий классик лучшим прибежищем для человека, уставшего от жизненных противоборств, избрал природу.  Произведение, проникнутое настроением усталости и безысходной тоски, чувствительный русский поэт, переосмыслил по-своему. Находясь в повторной ссылке на Кавказе и любуясь местным ландшафтом, он сделал вольный перевод поэтических строк гениального немца и озаглавил его «Из Гёте».

 

Поскольку лермонтовские поэтические тексты обладали особенной музыкальностью, композиторы внимательно следили за творчеством талантливого стихотворца.  Стихи в 1840 году едва успели выйти из печати как два талантливых музыканта, славившихся сочинением прекрасных романсов: Александр Егорович Варламов и Николай Алексеевич Титов, положили их в основу своих вокальных композиций. Однако на этом романсовая история этих мелодичных стихов Лермонтова не закончилась. Спустя двенадцать лет они также привлекли внимание молодого композитора, талантливого музыканта Антона Рубинштейна, который после длительного пребывания за границей в конце сороковых годов вернулся в Россию. Антон Григорьевич, к тому времени автор многих инструментальных произведений, симфонии, оперы «Куликовская битва» и конечно же немалого числа вокальных миниатюр, не мог остаться равнодушным к лирическим строкам любимого им Михаила Юрьевича Лермонтова. Задушевные произведения поэта и ранее ложились в основу романсов композитора, но тот вокальный шедевр, который он создал в 1852 году и назвал в соответствии с первыми строчками стихотворения - «Горные вершины», вошёл в сокровищницу романсового жанра отечественной музыкальной культуры.

 

Ноты романса А.Г. Рубинштейна «Горные вершины» Михаил Юрьевич Лермонтов 

Антон Григорьевич Рубинштейн  

 

Интересные факты

  • Очень жаль, но охотничья сторожка, на деревянной стене которой Иоганн Вольфганг Гёте в сентябре 1780 года записал поэтический текст «Ночной песни путника» не уцелела. Она сгорела спустя девяносто лет после того, как гениальный поэт оставил свой стихотворный автограф. Замечательно, что за год до пожара, а именно 1869 году, кто-то догадался сделать фотографию бесценной стены домика со знаменитым произведением.
  • Когда Гёте пригласили на службу ко двору веймарского герцога, на него сразу возложили множество придворных обязанностей. Молодой человек стал заниматься организацией балов, маскарадов, любительских спектаклей пикников и даже охоты. Кроме того, его заставили курировать музеи, архитектурные памятники и парки.
  • После публикации стихотворения Гёте «Ночная песня путника» его сразу подхватили поэты во многих европейских странах, то есть поэтический текст был переведен на разные языки. В России помимо Михаила Юрьевича Лермонтова это произведение заинтересовало Николая Хвостова, Иннокентия Анненского, Валерия Брюсова, Бориса Пастернака.
  • Стихотворение Лермонтова «Из Гёте» всегда привлекало внимание музыкальных сочинителей. Впоследствии композиторы девятнадцатого, а затем двадцатого столетия сочинили на этот поэтический текст более сорока романсов.
  • Европейские музыканты тоже не обошли вниманием знаменитые стихи Гёте. Так в списке камерных вокальных миниатюр выдающегося венгерского композитора Ференца Листа числится романс «Горные вершины», созданный на поэтический текст великого немецкого поэта.

 
 

 

Содержание и текст романса «Горные вершины»

«Горные вершины». У этой очаровательной вокальной миниатюры весьма говорящее название. Сразу становится ясно, что воспеваться в ней будет живописный пейзаж, с которым общается лирический герой. Поэтический текст, положенный в основу композиции, имеет глубокий философский подтекст: человек, утомлённый тяготами жизни, находит целительное спокойствие в природе, поскольку имеет с ней тесную духовную связь. Любуясь красотой горных вершин, окутанных глубоким покоем, герой забывает о всех своих житейских тревогах и погружается в состояние приятной умиротворённости. Безмолвные долины, покрытые свежей мглой, охлаждают его раскалённую и истерзанную переживаниями душу, а дорога указывает путь в мир безмятежности.

текст романса «Горные вершины»

Всю эту выразительную панораму композитор музыкальными звуками, словно акварельными красками, изобразил в спокойно-созерцательной музыке романса. Данная музыкально-пейзажная зарисовка не только воспроизводит оживляющее спокойствие, но и заставляет восхищаться красотой природы гор. Глубже вникнуть в смысл поэтического текста помогают средства музыкальной выразительности, которые автор применил в данной композиции. Возвышенный романтический образ произведения поддерживается неторопливым темпом (Andantino), мажорным ладом, прозрачной фактурой, четырёхдольным размером, негромкой динамикой, ясным гармоническим языком и плавной выразительной мелодией.

Музыкальный материал романса, изложенный в двух разделах, изначально Рубинштейном создан для дуэта: сопрано и альта. В первой части, которую открывает небольшое вступление, автор отдаёт предпочтение альтовому голосу. Его извилистая, волнообразная мелодическая линия постоянно то поднимается, то опускается вниз. Двухтактовые фразы, в которых преобладающими являются восьмые и четвертные длительности, заканчиваются остановками на половинных нотах. В фортепианном сопровождении каждый первый такт унисонно и октавно повторяет мелодию вокалиста, и это придаёт музыкальному материалу особую прозрачность. Следующую затем вторую часть, которая, как и первая является периодом, начинает сопрано, а альт вступает только во втором такте и перекликаясь с первым голосом, красиво создаёт эффект эха.  Мелодический материал в вокальном диалоге заметно меняется. Совсем иным становится и аккомпанемент: его фактура преображается в аккордовую. Завершается вокальная композиция небольшой грациозной фортепианной кодой, которая придаёт романсу полную завершённость.

 

 

«Горные вершины». Эта высокохудожественная композиция признана шедевром не только камерной вокальной, но и хоровой музыки. Всё дело в том, что вариантов исполнения данного произведения в нынешнее время весьма много. Его можно услышать не только в мужском или женском дуэте, но также и в звучании хоров самых разных составов, причём как взрослых, так и детских.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:


Антон Григорьевич Рубинштейн «Горные вершины»