Баллады Фредерика Шопена

 

Баллады Фредерика Шопена

Баллада для композиторов эпохи романтизма являлась одним из любимых жанров. Через огромный арсенал художественно-образных средств, которым обладает баллада, музыканты могли выразить весь спектр чувств, от лирики, до эпики. Для Шопена музыкальный жанр стал олицетворением старинных преданий и легенд.

Историю создания Баллад Шопена, содержание и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

 

 

 

Значение Баллад Шопена в истории музыки

Впервые балладный жанр был применен известным композитором Францем Шубертом в вокальной музыке. Первым произведением можно считать балладу «Лесной царь». В инструментальной музыке первооткрывателем жанра стал Фредерик Шопен.

Фредерик Шопен

Именно в творчестве музыканта были сформированы основные черты:

  • Сопоставление эпических и драматических образов;
  • Наличие косвенной или прямой литературной программы, яркая связь с эпосом;
  • Относительно свободная (смешанная) форма изложения музыкальной мысли;
  • Повествовательность, как способ изложения материала;
  • Стремительное развитие событий;
  • Одночастность;
  • Трагическое разрешение конфликта.

После Шопена баллада стала популярна в творчестве Ференца Листа, Иоганнеса Брамса и Анатолия Лядова.

 

Шопен рукопись Баллады Шопена №1 

 

Интересные факты

  • Жанр «Баллада» пришел в музыкальное искусство из литературы. Он относится к эпическому роду. Это повествование, сказание, легенда или предание, носящее в себе историческую подоплёку.
  • Четвертое сочинение в данном жанре изначально было написано в метре 6/4. Лишь потом Шопен усовершенствовал композицию и переписал ее в метре 6/8. Первый вариант авторской рукописи был продан на аукционе в Люцерне в 1933 году.
  • Первая баллада была написана в одно и то же время со знаменитым «Революционным этюдом». Так композитор хотел поддержать свою родную Польшу в сложный исторический период.
  • Вторая баллада посвящена Роберту Шуману.

Роберт Шуман

  • Третью балладу нередко связывают с двумя литературными произведениями: «Свитезянка» Адама Мицкевича и «Лорелея» Гейне. Но трагичное содержание противоречит светлому образу композиции.
  • Роберт Шуман увлекавшийся творчеством польского композитора, после прослушивания первой баллады, написал письмо автору. По мнению Шумана, это самое лучшее произведение, которое было написано Шопена. Композитор ответил, что для него сочинение не менее значимо.
  • Многие исследователи утверждают, что баллада номер один создана после прочтения поэмы «Конрад Валленрод», автором которой является близкий друг Шопена Адам Мицкевич. Но точных сведений насчет данного факта нет.

 

 

Содержание баллад Шопена

За жизнь композитор сочинил 4 баллады, каждая из которых представляет собой шедевр.

Баллада №1

Сочинение было написано автором в 1835 году. Всего несколько лет прошло после подавления восстания в Польше. Во время работы над композицией переживания композитора, касающиеся темы Родины, еще не утратили боли и остроты. Возможно, именно поэтому музыка эмоционально наполнена, и, в какой-то степени, драматически напряжена. В героико-трагическом характере чувствуется небезучастность к судьбе народа своей родной страны.

Тональность – соль минор. Чтобы передать драму, автор обращается к сонатной форме. Именно эта музыкальная форма способна проявить музыкальный конфликт. Под романтическим влиянием конструкция становится более свободной. Вступление – это ярко выраженный речитатив, будто бы сказитель начинает собственное повествование. Архаическое по характеру начало помогает слушателю мысленно попасть в совершенно другой мир, где вершатся исторические события.

Данное произведение и сегодня не утратило собственное актуальности. Оно часто исполняется на крупнейших сценах мира и является одной из вершин в фортепианном исполнительском искусстве. Плавная, дымчатая тема звучит неторопливо, чем-то напоминает вальс. Будто бы всплывают воспоминания минувших лет. Это мир, который наполнен теплом, добротой. Постепенно краски начинают приобретать более темный характер. Будто солнце зашло за тучи. Омрачению способствует связующее между двумя темами построение. Акцентируются слабые доли, что придает напряженности. Но волнение сменяется поэтичной и нежной темой, написанной в тональности ми-бемоль мажор, тональности света и гармонии. Образная естественность характерна для данного музыкального построения.

 

Разработка открывает для нас другую сторону и позволяет развить драматическую коллизию. Обстановка нагнетается. В партии появляются стремительные пассажи. Кульминация строится на образном изменении второй темы. Мощная динамика и аккордовая структура подчеркивают эпический характер. Звуковой поток проносится на фантастической скорости. Вновь возвращается вторая тема, закрепляя за собой новый героический образ. Сумрачно появляется первая тема. Она тоже изменилась и приобрела черты страстной патетики.

В коде действие заканчивается. Напряжение уходит на второй план, сменяясь скорбью и неутолимой грустью о безмятежном прошлом. Декламационный эпилог подводит итог драматической коллизии. Трагедия произошла, ничего уже не изменить.

Баллада №2

Театральность, образная яркость - вот из чего состоит второе произведение в данном жанре. Многие связывают это сочинение с известным литературным творением Мицкевича, но сам Шопен не указывал сюжетной программы.

Свободная рондообразная форма позволяет использовать многообразные по настроению и краске образы. Между собой темы объединены тональным планом по терцовому соотношению. Постоянная смена мажора и минора создает эмоциональные качели от грусти к веселью и радости. Начинается музыкальная композиция с чисто фольклорной темы. В ней четко прослеживается объективность и светлость. Вдруг появляется контрастная тема на фанфарных интонациях. Постоянно изменяется характер музыки. Эпизоды контрастны теме, но и музыка рефрена видоизменяется и развивается. Получается нескончаемый музыкальный поток, приводящий к яркой и красочной кульминации. Хроматические интонации придают первоначальной теме инфернальный характер. Она стала более мрачной. Изменился ее жанровый облик, она стала олицетворением зла.

В коде происходит чувственный срыв. В минорной тональности звучит краткий отрывок первой темы. Тем не менее, композитор сумел обратить балладу от субъективного переживания к объективному мироощущению, что позволило завершить композицию, используя фольклорные интонации.

 

 

Баллада №3

Тональность – As-dur, хотя заметны значительные тональные отклонения. Сочинена в 1840 – 1841 годах. Считается одним из лучших и характерных для зрелого творчества Шопена произведений.

Несмотря на то, что баллада написана для фортепиано, можно проследить оркестровость композиции, которая выражается в регистровых перекличках. Плотная фактура сменяется солирующими разделами. Форма достаточно свободна, что характерно для жанра. Типичное начало – это речитатив сказителя, объективный взгляд на мир, повествование. Тема яркая, в ее основе лежит танец. Постепенно нарастает динамика, приводя к местной кульминации и спаду. Вторая тема ритмически похожа с предыдущей, но в отличии от нее тема имеет внутренний потенциал к развитию. Постепенно контрапунктом появляется одна из важнейших в драматургическом плане тема. Она прорезывается во вторую тему, искажая и отравляя ее. Создается напряжение, которое сменяется спокойным настроением. Постепенно движение становится более плотным и быстрым. Колорит омрачается, преобладают драматические интонации. Хроматические интонации придают большей трагичности кульминации. Тем не менее, возвращается свет и произведение заканчивается крайне оптимистично.

В композиции воплощается процесс борьбы мрака и света. Итогом становится победа добра над злом.

 

Баллада №4

Через год после создания третьей баллады Шопен вновь берется за написание композиции в данном жанре. На этот раз реализовывается трагическая концепция.

Тональность фа минор, но тональный план достаточно сложен и включает в себя яркое красочное развитие. Форма смешанная: рондо-соната. В отличии от предыдущих произведений в данном жанре, сочинение имеет светлое, безмятежное начало. Тонально вступление имеет неопределенную трактовку, что позволяет создать невесомость, неустойчивость и воздушность музыке. Вступает рельефная тема. Основной интонацией является диссонанс (тритон), который многократно повторяется, подчеркивая смутное и мрачное настроение. Особую аритмию создает ритмическая пульсация. Несколько волн развития, постоянная смена темпа позволяют сделать кульминацию логичной и яркой. В ней главенствует видоизмененная тема. Фактура становится более плотной и мощной. Происходит эмоциональный срыв пассажем. Резко от форте динамика падает до пианиссимо. Все растворяется в хроматических интонациях, преобладает пассажное движение.

Появляется вторая тема, которая характеризуется лирикой и светлостью. Яркий контраст по сравнению в предыдущим. Импровизационность, как основа. Тема активно разрабатывается, подключая материал первой мелодии. Вторгается вступление, раздел заканчивается пассажем в минорной тональности.

Это было затишье перед разразившийся бурей. Постепенно усиливается роль канонических ходов, которое ведет к появлению первой темы в более светлом значении. Дополнительным колоритным элементом в данном разделе можно считать вторую тему. Она словно возносит нас ввысь. Чувствуется влияние романтизма. Генеральная кульминация написана в светлой тональности – Des-dur. Но свет сменяется мраком, аккордовое звучание разрушает идиллию. Все рушится. Лавина сметает все на своем пути. Так завершается четвертая баллада Шопена.

Именно в 4 балладе заметен эволюционный рост мышления композитора. В произведении воплощены все характерные черты для его творчества.

 

Музыка Баллад Шопена в кинематографе

Произведения Фредерика Шопена часто можно услышать в фильмах. Баллады не являются исключением. Музыку можно встретить как в современном кино, так и в кинематографической классике.

 Музыка Баллад Шопена в кинематографе

 Произведение Фильм 
Баллада №1      «Багровый пик» (2015)
«Твоя апрельская ложь» (2015)
«Сердцеед» (2010)
«Коломбо: Убийство по нотам» (2000)
«Гармония» (1998)
«Экспромт» (1991)
Баллада №2    «Остановись и гори» (2014)
«50 лет аргументов» (2014)
«Внутри Льюина Дэвиса» (2013)
«Под небесами» (1998)
Баллада №3   «Любовь – странная штука» (2014)
«Играющая Мона Лиза» (2000)
«Шоу Рена и Стимпи» (1995)
Баллада №4  «Превосходство Борна» (2004)
«Западное крыло» (2003)

 

 

Баллады Шопена можно назвать вершиной инструментального творчества композитора. Яркая драматургия, разноплановость образов и бескрайнее море интересных мелодий. 4 баллады – 4 романтических мира.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:


Баллада Шопена