Дмитрий Дмитриевич Шостакович «Вальс-шутка»
«Танцы кукол». Такое забавное название получил сборник замечательных детских пьесок, автором которого является выдающийся советский композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Данный музыкальный альбом, во всём мире признанный шедевром классической музыки, погружая в удивительный и волшебный мир детства, представляет целый калейдоскоп колоритных образов. Опус включает семь ярких миниатюрных произведений, среди которых задушевный «Лирический вальс», энергичный «Гавот», нежный «Романс», задорная «Полька», весёлая «Шарманка», озорной «Танец» и заслуживающий особого внимания, наполненный искромётным юмором «Вальс-шутка».
Историю создания пьесы «Вальс-шутка» Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, а также интересные факты и содержание произведения читайте на нашей странице.
Краткая история
К началу пятидесятых годов Дмитрий Дмитриевич Шостакович был весьма знаменитым композитором, причём не только в нашей стране, но и за её пределами. Его произведения, вызывая восторг слушателей, исполнялись по всему миру, а грандиозная, воспевающая непобедимость русского народа «Ленинградская» Симфония № 7 признавалась лучшим сочинением современности.
Однако такая популярность Шостаковича за границей не очень нравилась некоторым представителям правительственной верхушки Советского Союза. В 1948 году его наряду с другими ведущими композиторами страны обвинили в «формализме» и даже запретили исполнять наиболее значимые его произведения. В тот период из-за страха и предательств весь мир казался Дмитрию Дмитриевичу серым. Композитор чувствовал себя очень одиноким: одни друзья умерли, другие были репрессированы, а третьи, в связи с нападками на него и вовсе исчезли. Впрочем, несмотря на свалившиеся на Шостаковича напасти, сочинять он не переставал, а все вновь созданные произведения складывал в тумбочку письменного стола.
Единственной опорой композитора в то время была его семья: любимая жена Нина и дети - Галина и Максим. В дочери и сыне Дмитрий Дмитриевич души не чаял и вопреки перипетиям судьбы всё делал для того, чтобы воспоминания о детстве у них были самыми наилучшими. Свои юные годы композитор припоминать не любил, возможно потому, что все они были окрашены в мрачные тона из-за Первой мировой войны, а затем революционных преобразований в нашей стране. В связи с этим Шостакович всегда ограждал обожаемых чад от неприятностей и старался уделять им как можно больше внимания. Окружая заботой, сына и дочь он летом вывозил из Москвы на дачу в Комарово и везде рачительно занимался их воспитанием и образованием. Как правило, в интеллигентных семьях дети обязательно должны были учиться музыке, а фамилия знаменитого композитора Шостаковича тем более предписывала это. Дмитрий Дмитриевич надеялся, что дети в той или иной мере пойдут по стопам отца и старался любыми способами привить им любовь к музицированию. Например, к девятилетней годовщине дочери Галины композитор сочинил сборник забавных пьесок под названием «Детская тетрадь», в которую седьмой пьесой вставил миниатюру «День рождения».
Впрочем, любимая доченька ожиданий отца не оправдала, так как её больше интересовали точные науки, а вот Максим музыкой занимался с большим вдохновением. Подбадривая сына в обучении игре на фортепиано в Центральной музыкальной школе, Шостакович, взяв за основу некоторые весёлые мелодии из своих ранее написанных балетов, гениально преобразовал их в семь привлекательных, остроумных и лаконичных разнохарактерных пьесок, в число которых под номером пять вошёл, наполненный светом и добрым началом, вышеупомянутый «Вальс-шутка». Мелодию данной композиции Дмитрий Дмитриевич придумал ещё в 1934 году для балета «Светлый ручей», а затем переработав её вставил в сборник, которому первоначально было дано название «Семь танцев кукол». В 1952 году Дмитрий Дмитриевич отправил детский музыкальный альбом в издательство Музгиз, где он вскоре под заголовком «Танцы кукол» и был напечатан.
Интересные факты
- Дмитрий Дмитриевич Шостакович является одним из немногих композиторов, которые были признаны и прославлены ещё при жизни. Его произведения и сегодня являются самыми исполняемыми, причём не только в нашей стране, но и во всём мире.
- Как Шостакович не старался, но его дочь Галина связала свою жизнь не с музыкой, а биологией, впрочем, сын Максим, став знаменитым дирижёром и пианистом, надежды великого отца оправдал. В начале восьмидесятых годов Максим Шостакович уехал из России и выступал с ведущими оркестровыми коллективами мира. В конце девяностых он с семьёй вернулся на Родину и в нынешнее время проживает в любимом городе своего отца - Санкт-Петербурге.
- В начале семидесятых годов известным сценаристом и режиссером Инессой Алексеевной Ковалевской был придуман интересный проект: знакомить детей с народными песнями и шедеврами мировой музыкальной классики посредством мультипликации. В 1976 году по произведениям П.И. Чайковского году был снят фильм «Детский альбом», в 1984 году – «Прогулки с выставки» по циклу М.П. Мусоргского, а в следующем 1985 году такой чести удостоился сборник Д.Д. Шостаковича «Танцы кукол». Фильм озвучивала выдающаяся пианистка и педагог Вера Васильевна Горностаева.
- «Вальс – шутка» в балете «Светлый ручей» Д.Д. Шостаковича звучит в юмористическом эпизоде: пожилой дачник захотел поухаживать за приехавшей на сельский праздник столичной балериной и назначил ей вечером свидание. Однако над стариком решили подшутить и на встречу вместо девушки, пришёл переодетый балериной её партнёр - танцовщик. Дачник в темноте подмены не заметил и в результате сцена в балетном спектакле получилась довольно смешной.
- «Вальс –шутку» Дмитрий Дмитриевич Шостакович впоследствии вставил в Первую балетную сюиту. В исполнении симфонического оркестра он тоже звучит весьма очаровательно.
Содержание
В мультипликационном фильме «Танец кукол», снятом Инессой Ковалевской, под прозрачно звучащую в верхнем регистре музыку «Вальса – шутки» танцует изящная балерина, партнёром которой является элегантный кавалер. Однако, юный музыкант, обладающий безудержной детской фантазией, разучивая эту композицию может придумать совершенно иные сказочные образы. Механический как из музыкальной шкатулки и монотонный ритм пьесы, а также хрустальный перезвон высоких звуков искрящейся светлой мелодии в воображении сразу рисуют кукольные фигурки, порхающие под нежную музыку этого не совсем обычного вальса.
Чтобы создать заранее задуманный немного кокетливый образ, композитор использовал тональность Ми-бемоль мажор, темп - Allegro ma non troppo и соответствующий вальсу трёхдольный размер.
Композиция открывается незамысловатым вступлением, настраивающем на весёлый характер пьесы. Далее из затакта начинается, основанный на повторении одного звука, игривый мотив, который сразу репризно перепевается ещё раз. Затем точно такая же фраза, но только от следующей, более высокой ноты звучит и во втором предложении, а идущая далее музыкальная ткань слаженно продолжает развитие тематического материала, представленного в начале инструментальной миниатюры.
Во втором разделе пьесы, включающем в себя три восьмитактовых предложения, характер музыки заметно меняется. Здесь чётко звучит вальсовый аккомпанемент, а мелодия приобретает мягкую певучесть. Следующий далее эпизод композиции вновь начинается с незатейливого вступления, после которого следует музыкальный материал, поочередно сочетающий в себе игривость начального раздела и певучесть второго эпизода. Завершает «Вальс» репризное повторение первой части.
«Вальс-шутка». Эта озорная, достойная восхищения композиция, сегодня пользуется заслуженной популярностью. Прочно вошедшая и обогатившая педагогический репертуар музыкальных школ, она является одним из самых исполняемых произведений. Пьеса ярко звучит в концертном зале, но при этом способствует активному развитию не только технических навыков, но и творческому мышлению юных музыкантов.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями: