Феликс Мендельсон «Песни без слов»

 

Песни без слов

«Песни без слов» можно смело назвать вершиной всей фортепианной музыки композитора Феликса Мендельсона-Бартольди. Каждая из пьес, входящих в сборники, раскрывает свой особенный образ, наполненный истинной лиричностью. Название, данное Мендельсоном, полностью оправдывает себя, ведь миниатюры уместнее было бы сравнить с романсами, со всей характерной эмоциональностью и песенностью, только написанными в инструментальном переложении.

Историю создания «Песен без слов» Мендельсона, содержание произведений и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

 

 

 

История создания

Значение «Песен без слов» в творчестве композитора можно смело сопоставить со значением романса в наследии Шуберта. В этих миниатюрах очень ярко проявилась камерная интимность фортепианного стиля маэстро. Самостоятельно создав этот жанр, он неоднократно обращался к нему на протяжении всей своей жизни. Таким образом, им было создано восемь тетрадей пьес. Самую первую из них композитор начал писать еще в 20 лет, в начале своего творческого пути, вдохновившись поездкой по Италии и Швейцарии. Последнюю же он завершил всего за два года до своей смерти. Таким образом две последние тетради (op.85 и op.102) были опубликованы уже после смерти Мендельсона.

Феликс Мендельсон

Любопытно, что их происхождение во многом объяснялось современным искусством, одновременно противореча ему. Известно, что в эпоху романтизма инструментальное исполнительство расширило свои границы. Оно стало более доступным для аудитории. Теперь зрителю становится интересен не только театр, но и концертная эстрада. Для того чтобы достигнуть известности на этом поприще, любому исполнителю необходим блеск и виртуозность, чтобы привлечь внимание.

 

В связи с этим широчайшее развитие получает развитая исполнительская техника. Правда, недостатки у нее тоже имеются, за всем этим блеском и виртуозностью утрачивается порой смысл и глубина содержания. Внешне эффектные произведения порой оказываются лишены содержания.

Своими миниатюрами Мендельсон смог доказать обратное, противореча особенностям концертной эстрады. Он намеренно уходит от бессмысленной «модной» виртуозности в своих пьесах.

Пристальное внимание к лирической миниатюре являлось еще одной стороной музыкальной жизни того времени, когда весьма популярно было домашнее музицирование. Другие композиторы также сочиняли похожие произведения. Например, в творчестве Джона Фильда встречается этот жанр.

 

Отсюда и «вокализация» фортепианной музыки, когда композиторы пытались в своих сочинениях провести параллели с вокальной музыкой, добиваясь, чтобы инструмент «пел» и приближая их к камерному романсу. От этого жанра заимствовалась экспрессивность голоса, со всеми его тончайшими оттенками и тембровым богатством. Кроме того, перенималась и способность отзываться на любое движение жизни. Все эти черты удалось Мендельсону воплотить в своих миниатюрах.

 

Мендельсон Рояль 

рукопись «Песен без слов» Мендельсона ноты «Песен без слов» Мендельсона 

 

Интересные факты

  • «Песни без слов» — это сборник фортепианных миниатюр по типу экспромта или музыкального момента. Единая программа, объединяющая все пьесы, отсутствует.
  • Несмотря на отсутствие единой сюжетной линии, в сборниках все же существует несколько определенных групп, которые связывают пьесы.
  • Всего Мендельсоном было написано сорок восемь пьес, которые вошли в восемь сборников (в каждом по шесть).
  • Существует версия, что толчком к сочинению миниатюр послужило творчество других композиторов, а именно Фильда и Тальберга, которые также работали в этом жанре.
  • Подобные фортепианные миниатюры в дальнейшем появлялись в творчестве композиторов разных стран: Эдварда Грига, Антона Рубинштейша, Габриэля Форэ и многих других.

Эдвард Григ

  • Миниатюры неслучайно оказались близки к романсу, ведь сам композитор сочинял достаточно много произведений для голоса. Им было написано больше 80 романсов на стихи известных поэтов Гейне, Эйхендорфа, Лерау, а также вокальных ансамблей. Таким образом, композитору удалось перенести в свою фортепианную музыку всю эмоциональность, свойственную романсам и песням.
  • Существенная отличительная особенность музыки композитора заключалась в ее доступности. Это позволяло занимать ему особое положение среди современников. В его произведениях отразились образы национального фольклора, а также современной немецкой литературы.
  • Исследователи творчества композитора считают, что на «Песнях без слов» отразилось очень популярное в то время движение «лидертафеля».
  • В основном все «Песни без слов» носят характер камерного романса с инструментальным сопровождением (фортепиано и реже гитара).

 

Содержание «Песен без слов» Мендельсона

Буквально каждая миниатюра из «Песен без слов» — это собрание изящного лиризма композитора, со всей присущей гаммой оттенков и нюансов.

В центре каждой из пьес находится какой-либо музыкальный образ, основное содержание которого в мелодии, преимущественно это верхний голос. Остальные же голоса представляют собой фон, аккомпанемент, который лишь оттеняет главную мелодию, делая ее еще более выразительной.

Часть миниатюр программны, о чем говорят их названия: «Песня за прялкой», «Охотничья песня», «Народная песня» и др. Помимо этого, во многих миниатюрах присутствует жанровая основа (колыбельная, баркарола). Также композитор широко использует звукоизобразительные приемы (это может быть веселое журчание небольшого ручейка или однотонное жужжание прялки).

Сами названия этих пьес всегда очень точно передают образ и жанровую принадлежность пьесы. Так, в миниатюре №23, получившей название «Народная песня», чередуется инструментальный наигрыш, основу которого составляет народная попевка и хоровая партия. Если инструментальная партия близка к гитарному наигрышу, то хоровой песенный материал очень точно рисует перед слушателями звучание хора.

Впрочем, большинство пьес не имеет индивидуального названия, но их объединяет какой-либо единый образ: от светлого, элегически-печального, до порывистого и устремленного. Выделяется также темповое разделение пьес: подвижные, взволнованные и умеренные, элегичные.

Например, пьесы под номерами 4, 9 и 16 как раз относятся ко второму типу и представляют собой образцы светлой лирики. При детальном анализе можно заметить и внешнее сходство этих трех миниатюр: простые двух-трех частные формы, импровизационность и аккордовый склад.

Все они носят характер лирического повествования, где композитор делится своими мыслями и переживаниями. Достигается это за счет неторопливого движения основной мелодии, мягкого сопровождения аккордового склада и преобладания декламационных, песенных интонаций в мелодической линии.

Среди всех медленных миниатюр особенно выделяется пьеса №25, написанная в тональности Ля мажор. Она представляет собой образец светлой лирики композитора. Песенная мелодия наполнена выразительными эмоциями и обладает невероятной задушевностью. Нет в этой пьесе и подготовительного построения, как в других подобных миниатюрах.

В группе этого ряда в основном преобладает мажорный лад, исключение составляет миниатюра №35, написанная в си миноре. По своему характеру она близка к колыбельной.

В миниатюрах второго типа (подвижных, взволнованных) близость к песенному началу несколько отступает на второй план. Их можно сравнить с шубертовскими экспромтами или музыкальными моментами. В этих пьесах в полной мере раскрывается импровизационная инструментальная стилистика.

К этой группе относится пьеса №10, написанная в си миноре и звучащая довольно взволнованно и страстно. Ритмическая фигура первого такта задает характер и движение всему произведению, с характерной непрерывностью и устремленностью. Работа с темами и их развитие сближают эту миниатюру с жанром сонаты, несмотря на то, что в ней отсутствуют сильные контрасты и конфликты тем.

Пьеса №21, написанная в соль миноре и звучащая довольно стремительно, представляет собой образец бытовой музыки. Вокальная и инструментальная линия в этой миниатюре очень сильно выделяются. Правда, сопровождение уместнее было бы отнести не к фортепианной музыке, а к гитарной. На это указывают выбор регистра, простота гармонических последовательностей и выбор фактуры.

Пьесу №32 отличает особый выбор выразительных средств и фактуры. Ни в какой другой миниатюре композитору не удалось достичь подобного благородства, насытить образ бытового искусства поэтической атмосферой. Пьеса близка к жанру серенады, на это указывает и своеобразная фактура, а также манера звукоизвлечения. Стаккатное касание клавиш передает слушателям звучание мандолины.

Среди пьес выделяется небольшая подгруппа, в которую входит три номера «Песни венецианского гондольера». Каждая из этих миниатюр имеет спокойное движение восьмыми, ровное развертывание мелодии, представляющей собой песню или в некоторых случаях дуэт.

Миниатюры №6 и №12 можно сравнить с переложением для фортепиано традиционного, национального напева баркарол в Италии. А вот номер 29 заметно отличается от них своей лирикой, что сказывается и на форме, она несколько усложнена. Большая работа проводится в этой пьесе и с песенным материалом.

 

«Песни без слов» уникальны, ведь они существенно отличались от современных фортепианных произведений, выделяющимися концертной виртуозностью. Несмотря на свою внешнюю простоту и скромность, каждая из этих пьес обладает своеобразными средствами музыкальной выразительности. Эти миниатюры внесли весомый вклад в развитие фортепианной музыки и пианизма, прочно войдя в историю мировой музыки, как одни из самых ярких образцов лирического искусства своего столетия.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:


«Песни без слов» Мендельсона