Роберт Шуман «Дед Мороз»
Имя немецкого композитора-романтика Роберта Шумана хорошо известно не только взрослым любителям классической музыки, но и юным исполнителям, которые делают первые шаги в прекрасный мир искусства. Такое всеобщее признание маэстро заслужил по праву, поскольку своё композиторское внимание с усердием направлял на творческое развитие детей. Всем хорошо известны, написанные специально для подрастающего поколения, фортепианные циклы, среди которых «Альбом для юношества», включающий в себя 43 прекрасные миниатюры. Пьесы, входящие в этот сборник – это настоящие шедевры, отображающие эмоциональный мир детства во всех его красках, как, например, пользующееся большой популярностью колоритное произведение «Дед Мороз».
Историю создания пьесы Роберта Шумана «Дед Мороз», а также музыкальное содержание произведения читайте на нашей странице.
История создания
Поскольку миниатюра «Дед Мороз» входит в цикл «Альбом для юношества», то, разумеется, что истории их создания между собой тесно взаимосвязаны. Всем хорошо известно, что Роберт Шуман безмерно любил своих малышей, а к 1848 году в семье композитора их было уже пятеро. Самой старшей из детей была Мария. Добрую девочку в семье просто обожали и с нетерпением ждали 1 сентября – день её рождения.
В тот год Марихен, как родители называли дочку, исполнялось семь лет. Все усердно готовились к празднику, стараясь порадовать её и удивить каким-нибудь особенным подарком. Несомненно, любящий отец тоже долго размышлял над тем, как можно повеселить свою дочурку в такой праздничный для неё день и надумал сделать для девочки необычный сюрприз: сочинить маленькую пьеску. Мелодия миниатюры, исполненная в торжественный день, была настолько очаровательной, что сразу же получила восторженные одобрения от всех членов семьи. Воодушевлённый похвалой, а также подзадориваемый своей женой, талантливой пианисткой Кларой Вик, композитор задумался о создании целого цикла пьесок, которые бы помогали начинающим пианистам с удовольствием осваивать инструмент.
Загоревшись этой идеей, Шуман тут же взялся за реализацию, как он сам посчитал, такого интересного замысла. Прошла только неделя, а целый сборник чудесных миниатюр, в состав которых вошла упомянутая выше пьеса «Дед Мороз», был уже готов. Обсудив с женой каждую пьесу, композитор разделил их по сложности изложения музыкального материала и направил для печати в издательство. Впервые со сборником, изначально получившим название «Рождественский альбом для детей» юные музыканты познакомились в конце 1848 года. А в 1851 году он в отредактированном виде вышел из печати со своим настоящим заглавием «Альбом для юношества».
Содержание
Говоря об образном содержании данного произведения, необходимо заметить, что существует некоторая путаница, которая возникла из-за названия произведения. Дело в том, что в нашей стране пьесу именуют «Дед Мороз». Этот персонаж, ассоциирующийся у нас с радостным праздником, добром, а также подарками, никак не связывается со злобным образом, нарисованным в произведении Робертом Шуман. Ответ на эту загадку кроется в названии, которое своему сочинению дал сам композитор. «Knecht Ruprecht»: точный перевод с немецкого - слуга Рупрехт.
Если знать, что из себя представляет данный персонаж, то образное содержание произведения сразу становиться более доходчивым. Рупрехт в немецком фольклоре – это спутник святого Николая во время рождественских шествий. По сравнению со своим господином слуга «Святителя» не отличается добрым нравом и перед Рождеством, обходя дома, он выясняет, где живут хорошие и плохие дети, чтобы их наградить или наоборот наказать. Послушных ребят Рупрехт одаривает сладостями, а нерадивых бьёт мешком с пеплом. Исходя из этого предания все образы произведения, которое мы называем «Дед Мороз» становятся понятными, то есть это приближающийся злой Рупрехт, и, охваченные страхом, трепещущие дети.
Пьеса, музыку которой можно охарактеризовать, как взволнованную и даже драматическую, композитор написал в трёхчастной форме.
Первая часть, состоящая из трёх периодов, начинается в низком регистре с энергичного и напористого движения. Мелодическая линия с акцентированным выделением первых долей активно и целеустремлённо направляется вверх. Каждое предложение утверждающе заканчивается аккордами, нарочито подчёркнутых знаком форте. Во втором периоде прежним остаётся октавное изложение материала, но мелодия здесь движется не вверх, а вниз.
Средний раздел, также включающий в себя три восьмитактовых периода, начинается тихо, с кружащейся практически на одном месте тревожной темы, отображающей испуг и дрожание детей. Первые четыре такта второго периода является самым угрюмым местом в произведении, здесь в нижнем регистре проходит зловеще звучащая тема. Вскоре в характере музыки наступает просветление и в верхнем голосе появляется мелодическая линия.
Заключительная часть произведения полностью повторяет первую часть, но только без репризных повторений.
Основные трудности, возникающие при исполнении пьесы «Дед Мороз».
- Во-первых, в произведении важно найти такой способ звукоизвлечение, при помощи которого можно было создать образ грозного волшебника.
- Также в первой части необходимо добиться, чтобы звучание, наполненных в одинаковой степени шестнадцатых нот, несмотря на акценты, превращалось в единый поток.
- Работа над средней частью миниатюры тоже требует особого внимания, так как здесь в первом периоде, а затем и четырёх тактах третьего периода присутствует скрытая полифония, которую необходимо научиться слушать.
«Дед Мороз» - колоритная миниатюра из сборника «Альбом для юношества», сочинённая Робертом Шуманом непосредственно для детей, заслужила большое признание. Молодым музыкантам нравится эта пьеса, и они с удовольствием её исполняют, причём не только на фортепиано, как первоначально было написано композитором, но и на других инструментах. Такой интерес к произведению обуславливается его художественной и педагогической ценностью.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
«Дед Мороз» Шумана