П.И. Чайковский «Благословляю вас, леса…»
Природа. Это полный очарования, красоты и гармонии удивительный мир, в котором прекрасно и совершенно абсолютно всё: и лазурные небеса, и луч солнечного света, и даже маленькая травинка. Данному бесценному Божьему дару с его безмерным множеством сокровенных богатств и невероятных чудес, человечество во все времена выражало свою благодарность и воплощало её в разных видах искусства. Художники возвеличивали природу красками на своих холстах, а композиторы воспевали её звуками в музыкальных творениях. К примеру, в лирике гениального Петра Ильича Чайковского эта вечная тема с необычайной силой и возвышенным пафосом представлена в изумительном романсе «Благословляю вас, леса…».
Историю создания романса «Благословляю вас, леса…», интересные факты и содержание композиции читайте на нашей странице.
Краткая история
Тот жизненный и творческий период в который из-под пера Петра Ильича Чайковского вышел романс «Благословляю вас, леса…», биографы великого композиторы называют временем странствий и скитаний. Это был конец семидесятых и следующие за ними восьмидесятые годы XIX-го столетия. Ещё весной 1879 года композитор, скрываясь от назойливых преследований ненавистной супруги Антонины Милюковой, принял решение покинуть Москву и уехать к любимой сестре Александре Ильиничне в Каменку, чтобы в спокойной обстановке закончить работу над оперой «Орлеанская дева».
Природа поместья Давыдовых, расположенного неподалёку от Киева, всегда располагала Петра Ильича к плодотворному творчеству и полноценному отдыху, а общение с многочисленными племянниками и племянницами доставляло столько радости, что он забывал про все свои невзгоды. К тому же вновь погостить в своей уютной браиловской усадьбе композитора пригласила большая покровительница искусств Надежда Филаретовна фон Мекк. Чайковский любил бывать в поместье баронессы, так как красивая природа окрестностей Браилово действовала на Петра Ильича умиротворяюще и вдохновляла на создание бесценных шедевров. В итоге за лето Петру Ильичу почти удалось справиться с нервным перенапряжением, вызванным неудачной женитьбой, состоявшейся два года назад, однако последующие осень и зиму композитор всё же твёрдо решил провести за границей. На несколько дней он заглянул в Москву и Петербург, а затем направился в Берлин, после которого был Париж и в начале декабря долгожданный Рим.
Чайковский с увлечением знакомился с достопримечательностями итальянской столицы, изучал шедевры зодчества и изобразительного искусства, но особенно впечатлил композитора знаменитый карнавал. Его красочные шествия и кипучее веселье, окрашенные зажигательными мелодиями, воодушевили Петра Ильича на создание знаменитого «Итальянского каприччио». Несмотря на то, что композитор в Италии прекрасно проводил своё время, он тем не менее очень интересовался тем, что происходило в России. Последние новости Чайковский узнавал из переписки со своими друзьями. Например, основатель нотного издательства Юргенсон сообщил композитору, что популярность его сочинений растёт с каждым концертом. Такая приятная весть заставила Чайковского задуматься о возвращении в начале весны в Петербург. После солнечного Рима столица России произвела на Петра Ильича удручающее впечатление, однако родственники и друзья окружили композитора таким вниманием и заботой, что скучать ему было некогда.
Помимо того много хлопот у Чайковского было связано с предстоящей постановкой оперы «Орлеанская дева», и конечно же композитор с удовольствием посещал концерты, на которых звучали его произведения. К примеру, программа в зале Петропавловского училища 25 марта включала увертюру «Ромео и Джульетта», Первую и Вторую сюиты, сцены из «Евгения Онегина» и романсы, которые восхитительно исполняла Александра Панаева. С «лучезарной красавицей» с чарующим голосом Пётр Ильич впервые познакомился весной прошлого 1979 года на первом концертном исполнении оперы «Евгений Онегин». Вот и в тот вечер Панаева своим вдохновенным исполнением вокальных миниатюр вновь так впечатлила Чайковского, что он стал истинным почитателем таланта певицы и задумался о том, что ей необходимо выразить своё признание. Пётр Ильич осуществил своё намерение спустя три месяца, когда вновь приехал в излюбленную Каменку к гостеприимной семье Давыдовых. Там он сделал окончательную корректировку «Орлеанской девы», а затем принялся за сочинение «Шести дуэтов» для своей любимой племянницы Танюши – старшей дочери Давыдовых. Следующем творением композитора, над которым он начал работу в начале июля 1880 года был цикл, включающий в себя семь вокальных миниатюр. Один из романсов назывался «Благословляю вас, леса…». В его основу легли строки из поэмы Алексея Толстого «Иоанн Дамаскин». Сам Пётр Ильич позднее признался, что, прочтя этот поэтический текст испытал такой восторг, что из его глаз непроизвольно полились слёзы. Работу над романсами (ор.47) композитор закончил в начале августа, а опубликованы они, с посвящением певице Александре Панаевой, были в марте 1881 года в издательстве Петра Юргенсона.
Интересные факты
- Загадочная дружба Петра Ильича Чайковского и Надеждой фон Мекк началась в декабре 1876 года и длилась более тринадцати лет. Они никогда друг с другом не виделись - их вполне устраивало эпистолярное общение. Композитор и баронесса делали это намеренно, так как боялись огласки их отношений и разного рода кривотолков. Так, например, когда сын Надежды Филаретовны - Николай фон Мекк женился на племяннице Чайковского Анне Давыдовой композитор и его покровительница даже в такой торжественный для их семей день нашли возможность не встретиться.
- Александра Валериановна Панаева была блистательной певицей, которая стала первой исполнительницей партии Татьяны Лариной в опере «Евгений Онегин». Певица, обладающая красивым сопрано и весьма привлекательной внешностью, в вокальном мастерстве совершенствовалась у самой Полины Виардо, а затем с большим успехом пела не только на оперных сценах России, но и Англии, Италии, Польши. За границей она выступала под сценическим псевдонимом Сандра.
- Алексей Константинович Толстой в поэме «Иоанн Дамаскин», созданной в 1859 году, повествует о некоторых периодах жизненного пути этого выдающегося деятеля Православной церкви, христианского святого и непревзойдённого автора церковных песнопений. К примеру, одним из бессмертных творений писателя - богослова является праздничная пасхальная служба «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ…»
- Пётр Ильич Чайковский на стихи Алексея Толстого, которого считал одним из самых лиричных и эмоциональных поэтов, сочинил одиннадцать романсов и два дуэта. Среди них такие знаменитые творения, как «Средь шумного бала...» и «То было раннею весной...».
- В опус под номером 47, созданный Петром Ильичом Чайковским вокальные миниатюры вошли в следующем порядке: «Кабы знала я», «Горними тихо летела душа небесами», «На землю сумрак пал», «Усни, печальный друг», «Благословляю вас, леса», «День ли царит», «Я ли в поле да не травушкой была». Необходимо отметить, что в основу первого, второго, четвёртого и пятого номеров легли поэтические творения графа Алексея Толстого.
Содержание и текст романса «Благословляю вас, леса…»
«Благословляю вас, леса…». Этот одухотворённый романс гениального русского композитора Петра Ильича Чайковского звучит как светлая песнь, восславляющая красоту и гармонию окружающего нас мира. Поэтический текст композиции, в котором автор выражает вселенский восторг не только лесам, горам, долинам, звёздам и солнечному свету, но и одинокой тропинке, а также каждой былинке, воспринимается как трогательное признание в любви одному из самых совершенных Творений Божьих, а именно величественной природе.
Для того чтобы передать возвышенный эмоциональный настрой, вызванный прочтением стихотворных строк, написанных поэтом Алексеем Толстым, и создать неповторимый художественный образ, Чайковский мастерски применил разнообразные композиторские приёмы и средства музыкальной выразительности. Романс он заключил в развёрнутую форму, окрасил в мажорные тона и использовал насыщенную многозвучную фактуру, а равномерным ритмом аккомпанемента вокальной партии и темпом Andante sostenuto придал композиции настроение торжественной величавости.
Романс открывается небольшим вступлением, которое по своему настроению напоминает глубокомысленный хорал. Его постоянно движущая вниз мелодическая линия, а также применяемые автором хроматические задержания и динамические всплески подготавливают слушателей к чему-то весьма значительному. Затем вступает величественная вокальная мелодия романса, которая автором предназначена для басового голоса. Её спокойная, уверенная поступь тонко передаёт все интонации поэтических строк, а частые паузы в мелодической линии и большие двухтактовые перерывы между фразами предают музыке характер выразительной декламации. Помимо того важную роль в создании задуманного автором художественного образа играет фортепианный аккомпанемент, сопровождающий партию вокалиста. Основанный на сочных басовых нотах и постоянно поднимающихся из нижнего регистра вверх весьма размашистых аккордах, он звучит наполнено и подчёркнуто взволнованно.
Так же важно отметить, что музыкальный материал композиции постоянно претерпевает динамичное развитие и в четвёртой строфе на словах: «О, если б мог в свои объятья…» достигает яркой кульминации. Отражающая радостный восторг, она выделяется агогическими и динамическими оттенками, а также тональными отклонениями.
Романс завершается ярким фортепианном финалом, в котором автор, придавая композиции завершённый вид, ещё раз заставляет звучать главный вокальный мотив композиции.
«Благословляю вас, леса». Данное выдающееся творение великого Петра Ильича Чайковского признано одним из самых совершенных сочинений композитора. Возвышенный склад романса, наполненный внутренней гармонией и истинным счастьем, красноречиво убеждает слушателей в чувстве искренней и чистой любви автора к удивительному и прекрасному миру природы.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями: