Иоганн Себастьян Бах «Шутка»

 

Иоганн Себастьян Бах «Шутка»

«Шутка» - это по своему характеру жизнерадостное произведение, являющееся последней частью «Оркестровой сюиты» №2 великого Иоганна Себастьяна Баха, в XX веке стало одним из самых популярных произведений из репертуара музыкантов-флейтистов. Быстрый темп пьесы и сложность музыкального материала во всей красе способны продемонстрировать истинное мастерство виртуозного исполнителя. А благодаря знаменитой компании Nokia, которая в рингтонах своих телефонов использовала эту мелодию, миниатюру узнал весь мир.

Историю создания «Шутки» Баха, а также множество интересных фактов и содержание произведения читайте на нашей странице.

 

 

 

История

Композиторы XVIII века считались мастерами с особыми умениями, необходимыми и ценными для общества, поэтому Бах и его коллеги обучали музыке сыновей точно так же, как гончар или сапожник передавал ремесло своим детям. Музыкальные сочинители в то время пользовались особым уважением и были весьма почитаемыми людьми, так как они обычно являлись либо членами дворянской семьи, либо занимали авторитетные должности в церквях или в хоровых школах. Помимо этого, композиторы служили у разных богатых вельмож, ведь практически у каждого правителя в Европе имелся какой-либо музыкальный коллектив и, несомненно, капельмейстер, который обязательно должен был сочинять новые произведения.

Иоганн Себастьян Бах

До и после своего пребывания в Кётене с 1717 по 1723 год, Бах работал в церквях и школах хористов, но во время своей шестилетней службы у Леопольда, принца Ангальта Кётенского, сочинение кантат и хоралов, которые раскрыли Иоганна Себастьяна как истинного гения, ему пришлось отложить. Вместо этого композитор обратил своё творчество к светским жанрам, поскольку он руководил оркестром, а для выступлений на концертах ​нужна была совсем иная музыка.

Большинство светских инструментальных работ Баха, среди которых числится «Оркестровая сюиты» №2, а вместе с ней и вышеупомянутая «Шутка» (Badinerie) относится именно к этому шестилетнему кётенскому периоду.

Кётен

После смерти Иоганна Себастьяна его рукописи – бесценные плоды результативной работы гения, были поделены между двумя его старшими сыновьями. Некоторые из работ кётенского периода жизни композитора были отправлены Вильгельму Фридеману и, к сожалению, утеряны. Другие же - те, которые попали в руки Карла Филиппа Эммануила, сохранились, а это как предполагается, около половины инструментальных произведений, написанных Иоганном Себастьяном в Кётене. Среди этих работ «Бранденбургские Концерты» и четыре «Оркестровые сюиты».

 

Точную дату, когда Бах написал «Оркестровую сюиту» №2, исследователи творчества композитора нам не указывают. Теперь вероятно, это так и останется загадкой, однако блестящие танцы и яркий звук сольной флейты, безусловно, указывают на какое-то весёлое празднование по поводу счастливого знаменательного события. Стало известно только то, что Бах редактировал это произведение и после 1723 года исполнял его в рамках своих концертов с ансамблем «Collegium Musicum» в Лейпциге. В нынешнее время рукопись партитуры Баха не сохранилась. Остались только партии, заново отредактированные композитором в 1739 году.

 

Бах Леопольд, принц Ангальт Кётенский 

ноты «Шутки» Баха оркестр во времена Баха 

 

Интересные факты

 

  • Некоторые исследователи творчества Баха считают, что изначально в «Шутке» сольный голос композитор намеревался поручить скрипке или гобою, но впоследствии передумал и написал партию для флейты.
  • Аналогичное, но более раннее сочинение есть у двоюродного брата композитора - Иоганна Бернхарда Баха, которое, возможно, и вдохновило Иоганна Себастьяна на создание «Оркестровой сюиты» №2.
  • Когда Иоганн Себастьян Бах работал в Кётене, то они с Георгом Фридрихом Генделем находились всего в несколько километрах друг от друга. Ранее композиторы никогда не встречались. В 1719 году Бах совершил 35-километровое путешествие из Кётена в Галле с намерением познакомиться с Генделем, однако Георг Фридрих в то время, к сожалению, покинул город. Так композиторы никогда и не увиделись.

Георг Фридрих Гендель

  • Во времена Баха жанр сюиты был чрезвычайно популярен в Германии, однако композитор проявлял к нему гораздо меньший интерес, чем его современники. До наших дней дошли 135 сюит Телемана, и это лишь часть тех, которые он написал. Кристоф Граупнер сочинил 85 сюит, а Иоганн Фридрих Фаш почти 100.
  • Бах и Гендель для своих сюит сочиняли так называемые стилизованные танцы, которые предназначались для прослушивания, а не для танцев. Они отличались тем, что в них допускалось гораздо больше различных музыкальных украшений.
  • Во всех оркестровых сюитах Баха используются традиционные французские танцы.
  • «Шутка» Баха звучит в таких известных фильмах, как «1+1» (2011), «Отец невесты» (1991) и телесериале «Доктор Кто».

 

 

Содержание «Шутки» Баха

Оркестровые сюиты представляют собой циклы небольших пьес различных танцевальных жанров с предварительным вступительным разделом в стиле французской увертюры. Это формы, к которым немецкие композиторы 17-го и начала 18-го веков проявляли особый интерес. Иногда их также называли «увертюрами» или «французскими сюитами». В «Оркестровую сюиту» №2 Иоганн Себастьян Бах помимо «Увертюры» и следующим за ней «Рондо» включил ещё четыре различных танца, а заключил цикл задорной пьесой «Badinerie», что в переводе с французского означает шутка или шалость.

Флейта

У «Шутки» из-за быстрого темпа и изящного ритма очень легкий и веселый характер. Она, как и все пьесы, входящие в сюиту №2, написана в тональности си минор. Произведение заключено композитором в двухчастную форму, каждый из разделов которой повторяется. Важно также отметить, что части между собой тематически связаны.

«Шутка» по своему складу - это полифоническая пьеса, в которой партии сольной флейты, первой и второй скрипки, альта и бассо континуо движутся независимо друг от друга, при всём при этом здесь сильно ощущается чувство гармонии. В данном произведении композитор использует такие способы развития музыкального материала, которые были особенно распространены в эпоху барокко, то есть секвентность и вариационность. В пьесе явно прослеживается, как одна и та же тема представлена на протяжении всего произведения в разных вариантах.

 

«Badinerie» или «Шутка» - эта скерцеобразная пьеса из «Оркестровой сюиты» №2 Иоганна Себастьяна Баха сегодня пользуется большой популярностью. Она часто звучит на концертных площадках, так как любима и слушателями и исполнителями, потому что это энергично, игриво, виртуозно и просто весело.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями: