Ф. Шуберт «Музыкальный момент» № 3 фа минор

 

Франц Шуберт. Этого австрийского композитора современники называли королём песни, однако богатая жанровая многоликость творческого наследия величайшего сочинителя указывает, что ему была безгранично подвластна не только вокальная музыка. Все жанры, в которых сочинял Шуберт перечислить довольно сложно, тем не менее повышенного внимания заслуживают его фортепианные произведения. Это более двадцати сонат, фантазия, свыше четырёх сотен танцевальных миниатюр, экспромты и знаменитые музыкальные моменты, а среди них особую любовь у почитателей классической музыки заслужила миниатюра под № 3, окрашенная звуками фа-минорной тональности.

Историю создания композиции «Музыкальный момент» № 3 f-moll Ф. Шуберта, интересные факты и содержание произведения читайте на нашей странице.

 

 

 

Краткая история

Великий австрийский композитор Франц Шуберт свой творческий путь начал довольно рано. Ещё обучаясь в императорском королевском конвикте (школе с пансионом), в возрасте двенадцати лет от друзей он слышал одобрительные отзывы о своих сочинениях. Поскольку мальчику по ночам снились музыкальные сны, а днём в голове постоянно звучали разные мелодии, спустя два года он мог уже похвастаться авторством серии менуэтов, сонаты, трио, фантазии и даже небольшой оперы. Музыка постоянно сопровождала юного Шуберта и чудо-ребёнку даже не нужно было музыкального инструмента, чтобы записать на нотном листе то, что звучало его в голове. Франц не скрывал от друзей своего увлечения, а они, подбадривая юного композитора, дарили ему нотную бумагу. Впоследствии творческие начинания Шуберта стало поощрять даже руководство конвикта: оно побеспокоилось о том, чтобы молодое дарование взял под свою опеку никто иной, а сам Антонио Сальери.

Франц Шуберт

Годы, проведённые в школе, которые можно назвать периодом творческого формирования, завершились осенью 1813 года. Обучение в певческой капелле осталось позади, а вот сочинением музыки он продолжал заниматься с ещё большим увлечением. Шуберт писал очень много и с большим упоением, а поддерживали в этом его верные друзья. Они не только помогали Францу по библиотекам искать тексты для песен, которые он создавал целым потоком, но и всеми способами старались популяризировать его творчество. К примеру, друзья переписывали творения Шуберта и раздаривали их своим знакомым и родственникам.  Помимо этого, они познакомили композитора со знаменитым вокалистом - баритоном Иоганном Фоглем, вскоре ставшим первым исполнителем сочинённых Францем вокальных произведений. Впоследствии выдающийся певец принял горячее участие в судьбе Шуберта, а именно употребив своё влияние, он раскрыл перед композитором двери оперного театра.

Иоганн Михаэль Фогль

Круг друзей, которые постоянно стремились сделать имя Шуберта известным, а его музыку достоянием многих, постоянно расширялся. Встречи поклонников музыки композитора с 1818 года стали регулярными и получили название шубертиад. На таких вечеринках Франц, не вставая из-за фортепиано, аккомпанировал певцам, исполнявшим его песни, а затем на ходу сочинял изящные танцевальные мелодии. Так рождались менуэты, экосезы, вальсы, лендлеры, галопы – широко известные шубертовские танцы, украсившие концертный репертуар и не только пианистов. Важно отметить, что не всё, чем радовал гостей композитор на таких музыкальных собраниях он отображал на нотной бумаге. То есть целая сокровищница неоценённых потомками прекрасных танцевальных мелодий утрачена навсегда.

 

Впрочем, у Шуберта не только танцевальные пьесы признаны маленькими жемчужинами музыкального искусства. Особое место в многочисленных рядах его фортепианных миниатюр занимают шесть «Музыкальных моментов», среди которых наибольшую популярность заслужила композиция № 3 в тональности фа-минор.

Когда композитор сочинил данное произведение? Сегодня ни один музыковед не может точно ответить на заданный вопрос. Дело в том, что Шуберт не очень любил выставлять даты на своих сочинениях. Подобная участь постигла и это прекрасное произведение. Впрочем, приблизительные временные рамки создания «Музыкального момента» № 3 установить всё же удалось: они ограничены 1823 и 1828 годом, хотя по номеру опуса можно определить, что это предположительно был 1827 год. Произведение впервые было издано в 1828 году в издательстве Максимилиана Лейдесдорфа.

 

Ноты «Музыкального момента» № 3 фа минор Франц Шуберт 

 

Интересные факты

  • Существует предположение, что название «Музыкальные моменты» шести одночастным фортепианным пьесам дал не Франц Шуберт, а музыкальный издатель Максимилиан Лейдесдорф. Именно он так озаглавил сборник, в который вошли данные произведения.
  • На знаменитых музыкальных вечерах, которые получили название «шубиртиад», как правило, звучали только произведения Франца Шуберта. Под аккомпанемент автора певцы исполняли сочинённые им вокальные миниатюры, а затем начинались танцы. Композитор на лету сочинял разнохарактерные пьесы, под которые гости так безудержно веселились, что иногда по настоянию соседей их приходилось усмирять при помощи полиции.
  • Франц Шуберт прожил очень короткую жизнь - всего тридцать один год. За семнадцать лет, посвящённых музыкальному сочинительству, композитор создал большое количество многожанровых произведений, число которых превышает полторы тысячи. Следует отметить, что при жизни Шуберта была издана лишь малая часть его творений, а судьбу остальных сочинений Франца, после кончины композитора решил его брат Фердинанд. Некоторую часть творческого наследия он сохранил, но большую продал музыкальному издателю Антону Диабелли, который затем в течение 30 лет радовал любителей музыки новыми произведениями Шуберта.
  • Помимо «Музыкальных моментов» Франца Шуберта большой популярностью у любителей классической музыки пользуются одноимённые произведения Сергея Рахманинова и Морица Мошковского.
  • «Музыкальный момент» №3 - фа минор Шуберта звучит во многих художественных и анимационных фильмах, но советским зрителям это произведение особенно запомнилось в замечательной музыкальной кинокомедии «Волга-Волга» режиссёра Григория Александрова.

 
 

 

Содержание

«Музыкальный момент». Само название данной миниатюрной композиции предрасполагает к тому, что в ней композитор импровизационно отобразил определённое настроение или же впечатление от чего-либо произошедшего. Видимо душевный отзыв на имевшее место событие был у автора весьма благоприятным, а потому художественный отклик на него в «Музыкальном моменте» № 3 получился добрым и приветливым.

Пьеса, проникнутая тёплым чувством, очень напоминает чешский танец польку. Этому способствует не только двухдольный размер, но и характерная для польки ритмическая группировка мелодической линии, а также присущий данному танцу аккомпанемент, а именно постоянно чередующиеся бас и аккорд.

Полька

Данное произведение композитор заключил в трёхчастную форму, в которой первая часть представляет собой репризно повторяющийся восьмитактовый период. Его мелодия, уложенная в ритмический рисунок польки, изящно украшена игривыми форшлагами. Следующий раздел, характер музыки которого заметно меняется, включает в себя два, также репризно повторяющихся периода. Его мелодическая линия, представленная автором в совершенно в ином ритме, становится более напевной, однако её активное развитие приводит к кульминации произведения, которая наступает во втором периоде среднего раздела.

Третья часть – это репризное повторение начального периода, а сразу за ним следует весьма развёрнутый заключительный раздел. Он не отличается чётким квадратным строением, а помимо того в нём происходит модуляция из исходного фа минора в одноимённый мажор.

 

«Музыкальный момент» № 3 фа минор. Данная фортепианная миниатюра как многокаратный бриллиант сверкает в мировой музыкальной сокровищнице, и её блеск прельщает не только пианистов. Сегодня это произведение весьма впечатляюще звучит на больших и малых концертных площадках в исполнении самых разнообразных ансамблевых и оркестровых коллективов.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:


Ф. Шуберт «Музыкальный момент» № 3 фа минор