Вальсы Шопена

 

Вальсы ШопенаЕго называли варшавским Моцартом, а музыку, написанную им, сравнивали с поэзией Пушкина. Имя этого гениального музыканта Фредерик Шопен. Он не сочинял ни опер, ни балетов, да и симфоническая музыка его особо не привлекала. Будучи превосходным пианистом, маэстро практически все свои произведения писал для фортепиано. Это баллады, ноктюрны, экспромты, этюды, прелюдии, полонезы, мазурки и, несомненно, вальсы - шедевры элегантности, благородства и изысканности. Изначально в классической музыке самыми выдающимися образцами данного жанра были именно вальсы Шопена.

Историю Вальсов Фредерика Шопена и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

 

 

История создания

Фредерик Шопен прожил недолгую жизнь, но написал много замечательных произведений, среди которых вальсы занимают не последнее место. Своё первое творение в этом жанре композитор сочинил в четырнадцать лет, а последнее за два года до своей преждевременной кончины. К сожалению, сегодня никто не может точно сказать, какое вальсовое наследие у Шопена, но есть предположение, что оно насчитывает более двадцати произведений. При жизни композитор опубликовал всего лишь восемь вальсов, остальные девять, вошедшие в полное собрание сочинений были напечатаны лишь после смерти Шопена.

Фредерик Шопен

Особую популярность вальс получил в первое десятилетие XIX века: он покорил всех своими полётными, кружащимися движениями. Фридерик Шопен тоже был не равнодушен к этому танцу, а сочинённые произведения этого жанра посвящал дамам своего сердца.

Первой девушкой, к которой Фредерик испытал настоящие чувства, была Констанция Гладковская. Эта красавица, обладающая прекрасным голосом, училась в Варшавской консерватории и мечтала выступать на оперной сцене. Влюблённый Шопен, шесть месяцев страдая от любви, стеснялся с ней даже заговорить. Образ Констанции следовал за юношей повсюду и размышления о ней вдохновили молодого композитора на создание четырёх великолепных вальсов: изысканного Ре-бемоль мажорного, поэтичного и грустного си минорного, лёгкого и грациозного ми минорного и виртуозного Ми-бемоль мажорного. Его Фридерик дописал в Париже, назвав затем Большим блестящим вальсом». К сожалению, пылкие романтические отношения между Шопеном и Констанцией закончились печально: когда Фредерик уехал в гастрольную поездку по городам Европы, его возлюбленная вышла замуж за другого.

Констанция Гладковская и Фредерик Шопен Мария Водзиньская, возлюбленная Шопена 

Через некоторое время Шопен встретил другую девушку, которая пленила сердце талантливого композитора. Это была Мария Водзиньская - сестра лицейского друга композитора. Обаятельная юная особа смогла вновь воскресить у Фредерика прекрасное волнительное чувство, побудившее его на создание таких прекрасных шедевров как «Вальс ля-бемоль мажор» и «Вальс до- диез минор». Однако Мария тоже разбила сердце несчастного композитора. Будучи обручённой с Фредериком, она расторгла помолвку, чтобы связать свою жизнь с сыном влиятельного польского дворянина - Юзефом Скарбеком.

Несомненно, нельзя оставить без внимания историю любви Шопена и французской писательницы Жорж Санд. Десять лет продолжались романтические отношения, вдохновившие композитора на сочинение прекрасных произведений, среди которых «Вальс Фа мажор», «Вальс Ля-бемоль мажор» и «Вальс фа минор». Увы, но и этот роман закончился для Шопена очень грустно. Фредерик близко к сердцу принял разрыв с любимой женщиной и даже на смертном одре мучительно вспоминал о ней.

Известна ещё одна женщина, которая воодушевляла Шопена на создание прекрасных произведений - это графиня Дельфина Потоцкая. С ней молодой композитор познакомился в 1831 году в Париже. Хозяйка модного музыкального салона, красавица, обладательница многих талантов впоследствии стала Шопену добрым и верным другом. Фредерик посвятил графине изящный Ре-бемоль мажорный вальс «Минутку». Это светлое по своему характеру произведение композитор постоянно включал в программу своих концертов.

Жорж Санд и Фредерик Шопен Дельфина Потоцкая 

рукопись вальса Шопена до-диез минор Шопен Вальс «Минутка» Ре-бемоль мажор 

 

Интересные факты

  • По результатам медицинских исследований музыка вальсов Фредерика Шопена, обладающая целебной энергией, успокаивает нервную систему и нормализует психическое состояние человека. Помимо этого она улучшает память, повышает умственную работоспособность и даже снижает напряжение мышц.
  • Свой знаменитый Ре-бемоль мажорный вальс, известный как вальс «Минутка», Шопен написал в награду за поцелуй. У любимой женщины композитора - писательницы Жорж Санд в поместье была маленькая собачка, который любила гоняться за собственным хвостом. Это было похоже на весёлый собачий танец, к которому Жорж Санд попросила Фредерика написать музыку. Композитор не любивший давать названия своим произведениям сам озаглавил его как «Вальс маленькой собачки».
  • Жизнь Констанции Гладковской, после того как она вышла замуж за графа Юзефа Грабовского, сложилась несчастливо. Супруг сразу запретил талантливой певице выступать на оперной сцене, о которой она так мечтала, а в тридцатилетнем возрасте её постигла слепота. Прожив семьдесят девять лет, Констанция всё время хранила письма Шопена, но перед самой смертью их всё же сожгла.
  • Музыка Фредерика Шопена всегда вдохновляла людей искусства. Так в 1994 году соотечественник композитора режиссёр Вальдемар Шайковский снял замечательный анимационный фильм «Фридерик Шопен. Вальс си-минор», рассказывающий о закончившейся печально истории любви Шопена и Констанции Гладковской.

  • Фредерик Шопен всю жизнь берёг послания от Марии Водзинской. Когда после смерти разбирали бумаги композитора, был обнаружен пакет, на котором было написано «моя печаль». В последнем послании девушка откровенно поясняла Фредерику, почему она так жестоко с ним поступила. Мария считала, что серые будни семейной жизни буду препятствовать вдохновению талантливого композитора, а для творчества ему нужна страстная любовь.
  • Дельфина Потоцкая - талантливая и высокообразованная женщина, с которой у Шопена был четырёхгодичный пылкий роман. После окончания отношений они расстались добрыми друзьями, и даже перед своей смертью композитор просил Дельфину петь его любимые песни.
  • Вальсы Фредерика Шопена – это эффектные концертные произведения, которые не предназначены для танцевального сопровождения, но, тем не менее балетмейстер Михаил Фокин не мог устоять перед выразительной грустью Вальса до-диез минор и попросил композитора Александра Глазунова оркестровать это произведение, чтобы включить его в свой балетный спектакль «Шопениана», поставленный на музыку гениального польского маэстро. Эта хореографическая постановка под названием «Сульфиды» и сегодня во всём мире пользуется большой популярностью.

 Балет «Шопениана»

 

Содержание вальсов Шопена

Вальсы Фредерика Шопена – это выразительные и изящные концертные произведения, прекрасные образцы романтической миниатюры, своего рода вдохновенные музыкальные поэмы. Глубокие по музыкальному содержанию и блистательные, с широким использованием богатого арсенала виртуозной пианистической техники, они являются эффектными произведениями для концертных выступлений. Свои вальсовые композиции Шопен украшает стремительными гаммообразными пассажами, различной аккордовой и октавной техникой, а также обилием интересных фигураций, являя слушателю грациозный и элегантный стиль.

Вальсы Шопена можно поделить на два вида. Одни из них яркие, феерические и стремительные, живописно отображающие помпезные балы. Другие – лирические, мечтательные и меланхоличные, погружающие в атмосферу романтических воспоминаний.

Вальсы Фредерика Шопена

По своему строению вальсы Шопена различны, но большинство из них имеют трёхчастную форму. В основном они состоят из нескольких разделов и первый из них, как в рондо, периодично повторяется.

  • Вальс № 7 до-диез минор является одним из самых популярных произведений композитора данного жанра. Эту проникнутую элегическим настроением миниатюру он написал в необычной трёхчастной форме: ab – cb – ab. Вальс начинается с эмоциональной и меланхоличной темы, которая затем сменяется головокружительным завораживающим пассажем, имеющим название рутинель, ведь в произведении он как припев постоянно повторяется. В схеме произведения он отмечен буквой b. Характер музыки в третьей теме вновь меняется: он приобретает нежный и мечтательный характер.
  • Следующим произведением композитора, заслуживающим особого внимания, является Вальс №10 си-минор (соч. 69, №2). Нежная, полная грустного томления композиция, звучащая как поэтическое произведение, написана в трёхчастной форме: II:a:II: ba:II – c – aba. Элегически печальная тема, отмеченная буквой «а», как видно из схемы повторяется шесть раз. Другие светлые по характеру мажорные темы «b» и «c» вносят в произведение радужный оттенок, но по их завершению музыка вновь окрашивается в сумрачные тона.
  • Нельзя оставить так же без внимания Вальс Ре-бемоль мажор (Des-dur, o 64 №1). Это произведение Шопен, не любивший давать названия своим сочинениям, сам именовал как «Вальс маленькой собачки». В нынешнее время миниатюра пользуется большой популярностью под заголовком «Минутка». Эффектную, искромётную пьесу, как и большинство своих сочинений данного жанра, композитор заключил в трёхчастную форму со своеобразным строением: aII:b:II – c – ab. Первая и соответственно последняя часть произведения основана на безостановочном спиралеобразном, стремительном движении восьмых нот, которые дают произведению характер невероятной полётности. Средний раздел вальса своим спокойным темпераментом отличается от крайних частей. Плавная и чувствительная мелодическая линия наполняет музыку нежностью и лиризмом.

 

 

 

 

Фредерика Шопена величают музыкальным аристократом, а его вальсы называют поэтическими произведениями, в которых каждая эмоция выражена самым изысканным языком. Ясное выражение музыкальных мыслей, заключённых в отточенную, стройную форму, является неотъемлемым качеством произведений композитора данного жанра. Это делает их совершенными творениями, которые занимают достойное место в золотом фонде мировой музыкальной литературы.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

 

Видео: слушать Вальсы Шопена