Прелюдии Скрябина

 

прелюдии Скрябина

Александр Николаевич Скрябин представляет собой интересную и достаточно мистическую фигуру конца XIX и начала XX века. Он всегда стремился к созданию нового и открывал совершенно иные по звучанию музыкально-колористические грани. Нельзя упускать из виду, что кроме неоспоримого дара к сочинительству Скрябин в совершенстве владел фортепиано и блестяще исполнял самые сложные с технической стороны произведения. Страсть к собственному делу сподвигла его на создание музыкальных шедевров – фортепианных прелюдий. 

Историю создания Прелюдий Скрябина, содержание и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

 

 

 

История

Любовь к фортепиано Александру Скрябину привила мать, которая была весьма одаренной пианисткой. Еще будучи маленьким ребёнком Александр заслушивался тем, как мама музицирует за домашним роялем. Но она рано покинула его, и воспитанием занялась не менее талантливая тётушка. Увлеченность музыкой, превосходная память и слух позволили добиться видимых успехов в освоении фортепиано. Именно поэтому весомую часть творческого наследия составляют циклы прелюдий, написанные для данного инструмента. Сочинения отражают не только богатый внутренний мир композитора, но и атмосферу времени, в которое он жил. Устремление к обретению свободы, наслаждение каждым мгновением жизни – вот что стало неистощаемым источником вдохновения.

Александр Николаевич Скрябин

На протяжении всего творческого пути композитор обращался к сочинению в данном жанре. Наилучшими творениями считаются опусы №11, 32 и 74. Данные циклы в полной мере раскрывают характерные черты периода, в который они были написаны.

В отличии от предшественников, музыкант не стремился укрупнить композицию. Миниатюра в его творчестве по-прежнему имела довольно небольшие размеры. При этом прелюдия в полной мере могла зафиксировать эмоциональное состояние.

 

В процессе развития Скрябину удалось увеличить амплитуду развития аффектов. Спектр чувств в одном миниатюрном сочинении мог передавать диаметрально противоположные грани.

Современники высоко оценивали сочинения. Еще при жизни Скрябин часто исполнял собственные композиции, которые пользовались популярностью.

Прелюдии из разных опусов были включены в репертуар лучших мировых пианистов, как XX века, так XXI столетия, среди которых:

  • Владимир Горовиц;
  • Генрих Нейгауз;
  • Михаил Плетнев;
  • Святослав Рихтер;
  • Владимир Софроницкий.

 

Каждый из перечисленных выше гениев сумел внести собственное видение и создать по-настоящему интересную интерпретацию. Тем не менее, считается, что авторское исполнение, найти которое на сегодняшний день достаточно сложно, является эталоном. Скрябину, как исполнителю, удавалось практически невозможное в плане звукоизвлечения. Своеобразная «нервная» техника буквально гипнотизировала слушателей, заставляя вникать в каждый звук, и держа аудиторию в постоянном напряжении. При этом он сохранял абсолютно спокойное выражение лица. За его способность передавать настроение его нередко называли Шопеном своего времени.

 

Скрябин Фредерик Шопен 

ноты Прелюдий Скрябина опус 11 ноты Прелюдий Скрябина опус 74 

 

Интересные факты

  • В 2006 году был снят документальный фильм «Человек, создавший Бога», рассказывающий о творческом и биографическом пути композитора.
  • В творчестве Скрябина представлено пятнадцать циклов. В общем создано – 83 прелюдии. Самым крупным считается опус 11, он включает в себя 24 сочинения.
  • Кроме фортепианных прелюдий музыкант в 1898 году пишет произведение в данном жанре для оркестра, получившее название «Мечты».
  • Любимыми композиторами Скрябина были Шопен и Чайковский.

  • В 15 лет юный музыкант решил сочинить фортепианную балладу, но оставил ее незавершенной. Музыкальный материал стал основой для прелюдии ми минор в опусе 11.
  • Александр Николаевич Скрябин первым ввел понятие «цветомузыка», как теоретический термин, несмотря на то, что Римский-Корсаков также обладал данным даром. Так каждая тональность имела собственную краску. Тональность до мажор имела красный цвет, а фа-диез мажор, считающаяся олицетворением космоса и вселенной проецировалась в синих красках. В этом начинает проявляться склонность к символизму.

Николай Андреевич Римский-Корсаков

  • В честь музыканта в 1959 году был назван первый русский синтезатор – «АНС». Инструмент имеет широчайший диапазон: 10 октав, в каждой из которых по 72 звука. Особенностью данного музыкального прибора можно назвать возможность воспроизведения соответствующими звуками нарисованного изображения на специальном дисплее. На данный момент синтезатор существует в единственном экземпляре.
  • На концертах музыкант практически никогда не исполнял опус 74. Однажды Скрябину нагадали, что данное число принесет ему несчастье, поэтому он старался избегать его. Тем не менее данный опус стал последним в жизни законченным циклом. Получается предназначение сбылось?
  • Прелюдия была одним из самых любимых жанров композитора.

 

Содержание Прелюдий Скрябина

На протяжении всей жизни Скрябин постоянно сочинял в жанре миниатюры, и в итоге создал 15 циклов прелюдий.

Любовь к творчеству Шопена не могла не отразиться на сочинениях композитора. Так за несколько лет, включающих в себя также годы активных гастролей по странам Европы, был создан Op. 11, состоящий из 24 прелюдий. Полностью сборник был написан в 1896. Максимализм, проявляющийся в характере, уже тогда давал о себе знать и первоначально юный гений замышлял написать два подобных цикла, но после отказался от этой идеи.

Данный цикл представляет собой калейдоскоп образов, характерных для жизненного периода. Невероятные впечатления воплотились в музыкальных картинах, наиболее яркими из которых являются следующие номера:

  • №5 (ре мажор) словно наполнена умиротворением и спокойствием, которое обозначает нарастающий световой поток. Взволнованность, преобладающая в середине, подчеркивает кульминацию, после которой вновь возвращается жизнерадостный оттенок.
  • №10 (до-диез минор) достаточно драматичная. Постоянное напряжение, выраженное в звуковой экспрессии, подчеркивает трагичность музыки и ее отрешенность. В этой прелюдии можно заметить первые очертания образов волеизъявления.
  • №14 (ми-бемоль минор) напоминает эмоциональный вихрь, состоящий из подъёмов и спадов. Постоянное стремительное движение кажется сметает всё на собственном пути. Насыщенность фактуры позволяет слушателю сконцентрироваться на образной составляющей.
  • №15 (ре-бемоль мажор) соткана из воздуха. На фоне лёгкого и невесомого аккомпанемента появляется песенная и изящная мелодия. В миниатюре воплощаются характерные черты для лирики Скрябина в том числе склонность к пасторали.

 

В 1895-1896 году появляется четыре циклических произведения достаточно схожих стилистически с предыдущим сочинением. Стоит отметить, что нумерация циклов по датам немного запутана, так в 1895 году были выпущены опусы 13 и 16, а в 1896 – 15 и 17. Особенную ценность для музыкального мира представляют следующие композиции:

  • Op.13 №3 отражает мир светлой лирики;
  • Op.17 №5 наполнена глубокой душевной болью и страданиями.
  • Op. 16 №4 – воплощение патетики.
  • Op. 15 №5 таит в себе много романтической печали.

В 1897 свет увидит еще 4 великолепных прелюдии, которые будут подписаны 22-м опусом. На время композитор отстраняется от миниатюр в пользу более крупных форм. Лишь в 1901 году будут написаны две разноплановые прелюдии, наполненные глубокими философскими идеями. Именно в это время музыкант начинает увлекаться философией, происходит переосмысление места человека в этом мире.

1903 год становится невероятно богатым на создание миниатюр. Так из-под пера композитора появилось пять циклов, каждый из которых отличается своеобразием. Были написаны прелюдии опус 31, 33, 35, 37 и 39. Каждый цикл, за исключением 35-го, состоит из 4 прелюдий. Во всех музыкальных сборниках преобладают мажорные тональности, что говорит прежде всего об оптимистических взглядах на жизнь. Особенно музыковеды выделяют опус 37. Он богат новыми, свежими и яркими гармоническими оборотами.

В 1905 году опубликован 48-й опус, состоящий из четырех прелюдий, объединенных одним образом. Первая и четвертая прелюдии из данного сочинения как бы образуют структурно-логическую арку, что выявляет некоторые признаки поэмности. В большей мере выражены патетически-волевые стремления.

Всё чаще Александр Николаевич обращается крупным формам. Практически семь лет он не пишет фортепианные прелюдии. Лишь к 1912 году, когда он окончательно переберется в Россию, он вновь вернется к жанру миниатюры, привнеся в него несущественные изменения. В опусе 67, содержащим всего два произведения, он не пытается укрупнить миниатюру, тем не менее объединяет два сочинения по принципу контраста.

5 фортепианных прелюдий op. 74, написанные в 1914 году станут финальным сочинением в жанре миниатюры. Родственными в данном опус-магнум считаются сочинения 2 и 4. Их объединяет сумрачно-тревожный характер, совершенно не свойственный для раннего и зрелого творчества. В 1 и 3 номере словно воскрешены средства, используемые в далёком 1896 году. Круг миниатюр замкнулся.

 

Каждая из прелюдий – это маленький мир, сотканный из звуков. Скрябин словно художник старается яркими красками создать настоящий шедевр. У него получается невероятно яркое полотно, передающее богатый спектр эмоций. Можно вслушиваться в каждый звук и находить новые оттенки. Сложное в простом. В этом и заключается мастерство, в этом весь Скрябин.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:


Прелюдия Скрябина