П.И. Чайковский Серенада для струнного оркестра

 

Пётр Ильич Чайковский – выдающийся русский композитор, который своим творчеством внёс неоценимый вклад в сокровищницу мировой музыкальной культуры. Его сочинения поражают неисчерпаемым мелодическим богатством, великолепным мастерством оркестровки и природной изобретательностью. Хорошим примером тому служит «Серенада для струнного оркестра». В этом небольшом произведении Чайковский посредством только струнных инструментов создал звуковую палитру, наделённую  ярким колоритом. Музыка с максимальным эффектом воздействует на слушателей, поначалу очаровывая их, а затем и вовсе приводит в восторг от прослушивания замечательного творения великого мастера.

Историю создания «Серенады для струнного оркестра» Чайковского, содержание произведения и интересные факты читайте на нашей странице.

 

 

 

История создания

В биографии Петра Ильича Чайковского период с конца семидесятых до середины восьмидесятых годов отмечается как период постоянных странствий. Композитор путешествовал по Франции, Австрии, Италии, а также продолжительно жил в Швейцарии. Весной 1880 года, вернувшись из Рима на родину, Пётр Ильич временно обосновался в Каменке – поместье своей любимой младшей сестры Александры Ильиничны Давыдовой. Чайковский решил там немного отдохнуть, у него тогда не было никакого желания заниматься композиторской деятельностью. Однако вскоре, получив заказ от Николая Григорьевича Рубинштейна, он увлёкся сочинением Торжественной увертюры «1812 год». Наряду с этим у маэстро стали появляться новые идеи о создании симфонии или, в крайнем случае, какого-либо камерного произведения. В результате Чайковский остановил свой выбор на небольшом сочинении для струнного оркестра, тем более что в то время в моду вновь вошёл жанр серенады, который был очень популярен у композиторов XVIII века.

Петр Ильич Чайковский

Пётр Ильич задумал создать произведение, в котором бы отразились традиции предыдущего и нынешнего веков, а также европейской и русской музыки. Помимо этого композитор данным произведением хотел выразить своё преклонение перед гением Моцарта и даже изложил музыкальный материал первой части в манере великого австрийца. Работа шла быстро: осенью «Серенада» была закончена и посвящена немецкому музыканту Карлу Карловичу Альбрехту.

 

Чуть позже маэстро по просьбе друзей сделал транскрипцию своего очередного творения для двух исполнителей на фортепиано. Петербуржцев премьерным исполнением произведения порадовали через год: в октябре 1881 года. Оркестром дирижировал Эдуард Францевич Направник. Москвичи впервые услышали «Серенаду» в следующем 1882 году. За дирижёрским пультом стоял немецкий дирижёр Максимилиан Карлович Эрдмансдёрфер. 

 

Чайковский Моцарт 

ноты «Серенады для струнного оркестра» оркестр исполняет ноты «Серенаду для струнного оркестра» 

 

Интересные факты

  • Чайковский посвятил свою «Серенаду» Карлу Карловичу Альбрехту - виолончелисту, хоровому дирижёру, композитору и педагогу. Этот немец с раннего детства жил в России, а с 1883 по 1885 год занимал должность директора Московской консерватории.
  • В третьей части «Серенады» - Элегии есть тема, которую Пётр Ильич через десять лет использовал вновь, но уже в другом своём гениальном творении – опере «Пиковая дама». В этом произведении мотив из Элегии занял центральное место, так как на нем композитор построил одну из важнейших сцен в оперы: Герман у графини в спальне просит её открыть тайну трёх карт.
  • Прекрасную музыку «Серенады» многие балетмейстеры использовали в своих хореографических постановках. Наиболее известными являются такие спектакли, как «Эрос» М. Фокина, «Серенада» Д. Баланчина и «Анна Каренина» Б. Эйфмана.
  • «Серенада» Петра Ильича входит в репертуар многих известных оркестров, и  в нынешнее время существует большое количество записей этого великолепного произведения, среди которых особо хочется выделить исполнение оркестром Венской филармонии (1950), Гос. оркестром СССР (1975), оркестром «Солисты Москвы» (1990), оркестром «Виртуозы Москвы» (1992), оркестром ВВС (2009).

 

 

Содержание «Серенады для струнного оркестра»

«Серенада», включает в себя четыре части, каждую из которых Пётр Ильич Чайковский озаглавил по-итальянски.

Первая часть (C-dur) - Pezzo in forma di sonatinа (Пьеса в форме сонатины). Исходя из названия части, композитор написал её в сонатной форме, в котором не предусмотрен такой раздел как разработка. Всё начинается с небольшого величавого вступления в неторопливом темпе Andante non troppo.  Следующая далее главная партия интонационно очень близка теме вступления, однако обозначенный Петром Ильичом темп Allegro moderato предусматривает не только оживление музыкального материала, а также его энергичное развитие, которое затем подводит к темпераментной побочной партии. Жизнеутверждающая первая часть заканчивается торжественной темой вступления, представленной в сокращённом виде.

Вторая часть (G-dur) – Valse (Вальс). Обычно в инструментальных серенадах XVIII века вторая часть всегда была представлена галантным менуэтом, но Чайковский нарушил эту традицию и заменил его на вальс (Moderate, dolce e molto grazioso). Уже по примечанию автора можно определить, что это нежная и грациозная музыка. Однако помимо этого, услышав её, можно с уверенностью сказать, что мелодическая линия танца, которая поражает своей необычайной красотой, передаёт состояние счастливой беззаботности и восторженной радости жизни.

Третья часть (D-dur) – Elegia (Элегия). Поскольку музыка Элегии обычно характеризуется как задумчивая и печальная, то Пётр Ильич начинает её с мотива, который, несмотря на восходящее движение, очень напоминает церковные песнопения. Далее представленный композитором проникновенный музыкальный материал иначе как романсом или «песней без слов» назвать нельзя. В процессе развития чувственная музыка Элегии преображается, приобретая драматический и даже трагедийный характер.

Четвёртая часть (C-dur) – Finale. Tema russo (Финал на русскую тему). Как указано композитором в оглавлении финальной части, музыкальная тематика этого раздела основана на народных мотивах. Финал, заключённый в рамки сонатной форме с развернутой разработкой, начинается с вступления на тему протяжной хороводной мелодии «Как по лугу, лугу». Следующая затем главная партия, в которой Чайковский использовал тему весёлой плясовой песни «Под яблонькой», наполняет музыку жизнерадостным весельем. Вступающая далее певучая побочная партия не меняет светлого настроения части, а только вносит в неё немного лирики. В разработке все темы получают интенсивное развитие, которое в результате подводит к торжествующему финалу.

 

 

Серенада для струнного оркестра – это произведение, к которому Пётр Ильич Чайковский сам относился с большой симпатией. Пленившее слушателей с самого момента своего появления, оно и в нынешнее время пользуется большой популярностью, так как помимо очаровывающей своей красотой музыки маэстро в нём всесторонне продемонстрировал неограниченные выразительные возможности, которые присущи струнному оркестру.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:


Серенада для струнного оркестра