Адажио Альбинони
В искусстве, то есть в разных формах творчества, в которых человек самореализует свою духовность, будь то живопись, музыка, поэзия или нечто-то иное, создано великое множество различных произведений. Однако существуют такие удивительные творения, которые сразу привлекают к себе пристальное внимание, так как заставляют сердце биться быстрее, а душу трепетать. Они, обладая какой-то особой харизмой, не только сразу очаровывают, но и завораживают слушателей и зрителей. К таким восхитительным плодам вдохновения автора смело можно причислить «Адажио соль минор для струнных инструментов и органа» Томазо Альбинони - выдающегося итальянского композитора эпохи барокко. Однако в нынешнее время существует немало вопросов относительно создания этого гениального творения, и многие эксперты не могут найти на них ответ.
Историю создания «Адажио Альбинони», а также интересные факты и музыкальное содержание читайте на нашей странице.
История создания
Чтобы хоть немного разобраться в странной истории создания «Адажио» необходимо несколько слов сказать о Томазо Джованни Альбинони, который родился в 1671 году в семье богатого венецианца Антонио, занимавшегося торговлей бумагой. Проявившиеся с раннего детства незаурядные музыкальные способности помогали мальчику успешно заниматься вокалом, а также осваивать скрипку. В возрасте двадцати трёх лет Томазо серьёзно занялся композицией, а в 1709 году, после кончины отца, решил полностью связать свою жизнь с музыкой. Альбинони оставил после себя довольно богатое творческое наследие. Он автор опер, многочисленных сонат, концертов и других самых разнообразных произведений, которые в то время выигрышно отличались от произведений его современников – Арканджело Корелли и Антонио Вивальди.
После смерти композитора его личные архивы, большей частью которых были неопубликованные сочинения Альбинони, попали в Саксонскую государственную библиотеку в Дрездене. К большому сожалению, зимой 1945 года во время налёта самолётов союзников и бомбардировок города хранилище библиотеки было разрушено и большая часть фондов уничтожена.
В том же году итальянский музыковед, профессор истории музыки Флорентийского университета Ремо Джадзотто решил написать биографию Альбинони и систематизировать его сохранившиеся неопубликованные работы. Тщательно разобрав то, что осталось от архивов композитора в дрезденском хранилище, Джадзотто вскоре опубликовал книгу «Tomaso Albinoni. Musico di Violino Dilettante Veneto». Спустя четыре года Джадзотто вновь заставил обратить на себя внимание, когда оповестил о том, что нашёл фрагмент ранее неизвестного произведения Альбинони. Отрывок, который был определён как часть сонаты, включал в себя всего шесть тактов мелодии и бассо континуо. Музыковед заверил всех, что обязательно воскресит сочинение Альбинони, которое якобы датировалось 1708 годом. В 1958 году Ремо Джадзотто опубликовал «Адажио соль минор для струнных инструментов и органа, в основу которого были положены найденные фрагменты произведения Томазо Альбинони». Под сочинением музыковед подписался собственным именем. Не успев появиться, на произведение обрушилась лавина популярности.
В 1961 году, впервые прозвучав в качестве главной темы в фильме Алена Рене «В прошлом году в Мариенбаде», Адажио стали активно прокручивать в рекламных роликах и различных телевизионных программах. Сочинение обрело такую известность, что в конце своей жизни Джадзотто поведал совсем иную историю возникновения «Адажио». Рено рассказал, что никакого фрагмента сонаты Альбинони не было, что он сам сочинил это произведение и теперь весь мир должен об этом узнать. Многие музыковеды поддерживают признание профессора, ведь никто и никогда не видел фрагмент рукописи. Более того впоследствии экспертами не было найдено никаких официальных записей о его присутствии в собрании Саксонской государственной библиотеки.
Интересные факты
- Примечательно, что в отличие от других классических произведений, Адажио Альбинони по-прежнему сохраняет авторские права. Несмотря на первоначальное утверждение о совместном авторстве, Джадзотто впоследствии видимо осознал финансовые прибыли от произведения, завоевавшего непомерную популярность, и решил отказаться от первоначальной истории, полностью взяв на себя авторство произведения. Профессор умер в 1998 году, что означает, что Адажио соль минор не станет достоянием общественности до 2048 года.
- В поместье Джадзотто последний помощник музыковеда Муска Мангано нашел фотокопию рукописного листа музыки, соответствующего Адажио. Он содержит бас и всего шесть тактов скрипичной партии. Заголовок приписывает работу Альбинони. Штамп свидетельствует о дрезденском происхождении материала, однако подлинность этого документа музыковеды ставят под сомнение.
- Оркестровой музыкой Альбинони восхищался Бах, который использовал несколько тем Альбинони в своих собственных композициях, например в фугах Ля-мажор и си-минор. Есть некоторые свидетельства того, что композиторы были знакомы.
- Адажио по стилю отличается от оригинальных сочинений Альбинони, однако большая заслуга этого произведения в том, что оно вновь заставило обратить внимание на забытого на два столетия талантливого композитора эпохи барокко. Многочисленные камерные оркестры и ансамбли включают Адажио в свой репертуар и делают звукозаписи, причём в сочетании с другими произведениями Альбинони.
- Адажио является одним из самых популярных произведений «классической музыки» и входит в большинство сборников барочных «хитов». Помимо того, оно также как «Траурный марш» Шопена часто исполняется на траурных церемониях.
- Произведение использовалось в качестве саундтрека в более чем 30 кинолентах, предпоследним из которых является фильм «Манчестер у моря» (2016 год) - победитель премии «Оскар» сразу в двух номинациях.
- В 1998 году Сара Брайтман исполнила композицию «Anytime, Anywhere», основанную на музыке Адажио, а через год Лара Фабиан представила свою версию знаменитого произведения на итальянском и английском языках, которая приобрела большую популярность и вошла в репертуар многих вокальных исполнителей.
Содержание
«Адажио соль минор для струнных инструментов и органа» – это завершённая композиция, написанная в стиле чаконы по всем правилам барочной музыки и представляющая собой полифонические вариации.
Композиция, включающая в себя пять небольших разделов, начинается с восьмитактового вступления бассо континуо, поддерживаемого пиццикато виолончелей и контрабасов. Далее орган начинает красиво распевать выразительную тему, на которую накладывается элегически-меланхоличная, состоящая в основном из нисходящих мотивов, мелодия струнных. Первая часть репризно повторяется, а затем композицию продолжает следующий раздел, весьма напоминающий каденцию, в которой скрипка на фоне дремлющего бассо континуо показывает себя во всей красе. Третья и четвёртые части Адажио представляют собой вариации на тему, звучащую в первом разделе, а последнюю, пятую часть можно рассматривать, как завершающую произведение коду.
Несмотря на все экспертизы, страсти относительно авторства «Адажио Альбинони» не умолкают, и музыковеды до сих пор выясняют, как же был создан этот захватывающих душу шедевр. Стоит только заметить, если это действительно композиция Джадзотто, то очень жаль, что она единственная и талант Рено как композитора остался не реализованным.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями: