Адажио Альбинони

 

Адажио АльбинониВ искусстве, то есть в разных формах творчества, которые подходят для духовной самореализации человека, будь то живопись, музыка, поэзия или нечто-то иное, создано великое множество прекрасных произведений. Однако существуют такие удивительные шедевры, которые сразу привлекают к себе пристальное внимание, так как заставляют сердце биться быстрее, а душу трепетать. Они, обладая какой-то особой харизмой, не только сразу очаровывают, но и завораживают слушателей и зрителей. К таким восхитительным плодам вдохновения автора смело можно причислить «Адажио соль минор для струнных инструментов и органа» Томазо Альбинони - выдающегося итальянского композитора эпохи барокко. Однако в нынешнее время существует немало вопросов относительно создания этого гениального сочинения, и многие эксперты не могут найти на них ответ.

Историю создания «Адажио» Альбинони, а также интересные факты и музыкальное содержание читайте на нашей странице.

 

 

 

История создания

Чтобы хоть немного разобраться в странной истории создания «Адажио» необходимо несколько слов сказать о Томазо Джованни Альбинони, который родился в 1671 году в семье богатого венецианца Антонио, занимавшегося торговлей бумагой. Проявившиеся с раннего детства незаурядные музыкальные способности помогали мальчику успешно заниматься вокалом, а также осваивать скрипку. В возрасте двадцати трёх лет Томазо серьёзно занялся композицией, а в 1709 году, после кончины отца, решил полностью связать свою жизнь с музыкой. Альбинони оставил после себя довольно богатое творческое наследие. Он автор опер, многочисленных сонат, концертов и других самых разнообразных произведений, которые в то время выигрышно отличались от произведений его современников.

Томазо Джованни Альбинони

После смерти композитора его личные архивы, большая часть которых были не опубликованы, попали в Саксонскую государственную библиотеку в Дрездене. К большому сожалению, зимой 1945 года во время налёта самолётов союзников и бомбардировок города хранилище библиотеки было разрушено, и большая часть фондов уничтожена.

Дрезден 1945 год

В том же году итальянский музыковед, профессор истории музыки Флорентийского университета Ремо Джадзотто решил написать биографию Альбинони и систематизировать его сохранившиеся, но неопубликованные работы. Тщательно разобрав то, что осталось от архивов композитора в дрезденском хранилище, Джадзотто вскоре опубликовал книгу «Tomaso Albinoni. Musico di Violino Dilettante Veneto». Спустя четыре года музыковед вновь заставил обратить на себя внимание, когда оповестил о том, что нашёл фрагмент ранее неизвестного произведения Альбинони. Отрывок, который был определён как часть сонаты, включал в себя всего шесть тактов мелодии и бассо континуо. Музыковед заверил всех, что обязательно воскресит сочинение Альбинони, которое якобы датировалось 1708 годом. В 1958 году Ремо Джадзотто опубликовал «Адажио соль минор для струнных инструментов и органа», в основу которого были положены найденные фрагменты произведения Томазо Альбинони. Произведение не успело появиться, как на него обрушилась лавина популярности.

 

В 1961 году, впервые прозвучав в качестве главной темы в фильме Алена Рене «В прошлом году в Мариенбаде», «Адажио» стали активно прокручивать в рекламных роликах и различных телевизионных программах. Сочинение обрело такую известность, что в конце своей жизни Джадзотто поведал совсем иную историю возникновения «Адажио». Рено рассказал, что никакого фрагмента сонаты Альбинони не было, что он сам сочинил это произведение и теперь весь мир должен об этом узнать. Многие музыковеды поддерживают признание профессора, ведь никто и никогда не видел фрагмент рукописи. Более того впоследствии экспертами не было найдено никаких официальных записей о его присутствии в собрании Саксонской государственной библиотеки. И всё же вопрос о том, кому принадлежит данное гениальное творение, до сих остаётся открытым.

 

Ремо Джадзотто и Томазо Альбинони книга Джадзотто «Tomaso Albinoni. Musico di Violino Dilettante Veneto» 

клавир Адажио альбинони оркестр исполняет Адажио Альбинони 

 

Интересные факты

  • Примечательно, что в отличие от других классических произведений, «Адажио» Альбинони по-прежнему сохраняет авторские права. Несмотря на первоначальное утверждение о совместном авторстве, Джадзотто впоследствии видимо осознал финансовую прибыль от произведения, завоевавшего непомерную популярность, и решил отказаться от первоначальной истории. Он полностью взял на себя авторство произведения. Профессор умер в 1998 году, что означает, что «Адажио» соль минор не станет достоянием общественности до 2048 года.
  • В поместье Джадзотто последний помощник музыковеда Муска Мангано нашел фотокопию рукописного листа музыки, которое соответствует «Адажио». Она содержит бас и всего шесть тактов скрипичной партии. В заголовке указывается авторство Альбинони. Штамп свидетельствует о дрезденском происхождении материала, однако подлинность этого документа музыковеды ставят ​​под сомнение.
  • Оркестровой музыкой Альбинони восхищался Бах, который использовал несколько тем Альбинони в своих собственных композициях, например в фугах Ля-мажор и си-минор. Есть некоторые свидетельства того, что композиторы были знакомы.
  • Адажио по стилю отличается от оригинальных сочинений Альбинони, однако большая заслуга этого произведения в том, что оно вновь заставило обратить внимание на забытого на два столетия талантливого композитора эпохи барокко. Многочисленные камерные оркестры и ансамбли включают «Адажио» в свой репертуар и делают звукозаписи, причём в сочетании с другими произведениями Альбинони.
  • Адажио считается одним из самых популярных произведений «классической музыки» и входит в большинство сборников барочных «хитов». Помимо того, оно также как «Траурный марш» Шопена часто исполняется на скорбных церемониях.
  • В 1998 году Сара Брайтман исполнила композицию «Anytime, Anywhere», основанную на музыке «Адажио», а через год Лара Фабиан представила свою версию знаменитого произведения на итальянском и английском языках, которая приобрела большую популярность и вошла в репертуар многих вокалистов.

 

 

Содержание

«Адажио соль минор для струнных инструментов и органа» – это завершённая композиция, написанная в стиле чаконы по всем правилам барочной музыки, и представляет собой полифонические вариации.

Композиция, включающая в себя пять небольших разделов, начинается с восьмитактового вступления бассо континуо, поддерживаемого пиццикато виолончелей и контрабасов. Далее орган начинает красиво распевать выразительную тему, на которую накладывается элегическая, состоящая в основном из нисходящих мотивов, мелодия струнных. Первая часть репризно повторяется, а затем произведение продолжает следующий раздел, весьма напоминающий каденцию, в которой скрипка на фоне дремлющего бассо континуо показывает себя во всей красе. Третья и четвёртые части «Адажио» - это вариации на тему, звучащую в первом разделе, а последнюю, пятую часть можно рассматривать, как завершающую коду.

 

Несмотря на все экспертизы, страсти относительно авторства «Адажио Альбинони» не умолкают, и музыковеды до сих пор выясняют, как же был создан этот захватывающих душу шедевр. Стоит только заметить, если это действительно композиция Джадзотто, то очень жаль, что она единственная и талант Рено как композитора остался не реализованным.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями: