Фредерик Шопен Вальс «Минутка» Ре-бемоль мажор (Des-dur, op. 64 №1)

 

Фредерик Шопен Вальс «Минутка» Ре-бемоль мажор

Вальс - этот романтичный, идущий от сердца танец можно не задумываясь назвать самым популярным и любимым. Живость и поэтичность данного жанра, который получил своё развитие в XIX веке, всегда привлекал композиторов. Хорошо известны вальсы таких выдающихся музыкальных мэтров, как Франц Шуберт, Ференц Лист, Пётр Ильич Чайковский. Не оставил без своего творческого внимания этот прекрасный танец и Фредерик Шопен. Для гениального польского композитора вальс имел особое значение, так как именно ему маэстро вдохновенно доверял все свои душевные тайны. Среди Вальсов Шопена, которые являются эффектными концертными произведениями, вызывающими восторг и восхищения слушателей, есть одно очаровательное творение, имеющее игривое название «Минутка». Оно входит в число самых репертуарных произведений композитора.

Историю Вальса «Минутка» Ре-бемоль мажор Фредерика Шопена, содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

 

 

 

История создания «Вальса Минутка»

Кто первый Вальсу ре-бемоль мажор Фредерика Шопена дал название «Минутка» сейчас точно никто сказать не может, однако достоверным является то, что это произведение написано в усадьбе известной писательницы Жорж Санд в Ноане, а издано лейпцигским музыкальным издательством Брайткопф и Гертель в 1846 -1847 годах.

Фредерик Шопен

Биографы Фредерика Шопена утверждают, что во время пребывания композитора во Франции за ним прочно закрепилась репутация покорителя дамских сердец. Перед талантом молодого музыканта действительно преклонялись многие очаровательные красавицы. Женская любовь вдохновляла Шопена на создание великолепных произведений, но в то же время заставляла сильно страдать. Знакомство с некоторыми представительницами прекрасного пола надолго запало в душу композитора, а встреча с Амандиной Авророй Люсиль Дюпен, которая более известна под своим творческим псевдонимом Жорж Санд, сыграла ключевую роль в его судьбе.

Жорж Санд, возлюбленная Шопена

Когда их познакомили на светской вечеринке, Фредерик с его изысканными манерами был шокирован видом «отвратительной женщины», отличающейся не вполне пристойным поведением, в мужском костюме и с сигарой во рту. Тем не менее экстравагантная дама не только сразу обратила своё внимание на молодого талантливого композитора, но впоследствии сумела его очаровать. Никто даже подумать не мог, что хрупкий Фредерик Шопен и решительная Жорж Санд сблизятся.  Да, они не узаконили свои отношения и этот роман им обоим принёс много душевных мучений, но тем не менее даже спустя более чем полторы сотни лет люди помнят об истории любви двух великих людей.

Жорж Санд, поначалу очень нежно относилась к своему возлюбленному, который был младше её на шесть лет. Она всячески старалась поправить его, подорванное туберкулёзом, здоровье. Ухаживала за ним во время приступов болезни, а в 1838 году, чтобы облегчить страдания композитора, возила зимовать на испанскую Майорку.

 

В феврале 1839 года, вернувшись во Францию, Аврора и Фредерик поселились в поместье Ноан-Вик, принадлежащем Жорж Санд. Усадьба с её живописной природой напоминала композитору о любимой покинутой родине и благотворно влияла на его творчество. В это время Шопен создал много прекрасных произведений, среди которых и знаменитый Вальс Ре-бемоль мажор. Однако это только предыстория создания замечательного произведения, а история его такова. У Авроры в поместье жила маленькая собачка по кличке Маркиз. Любимой игрой щенка было кружиться, гоняясь за собственным хвостом. Такое забавное занятие собачки веселило всех, и как-то раз Аврора, любуясь этой сценой, заявила Фредерику, что если бы умела, то обязательно бы сочинила музыку к такому смешному собачьему танцу. Писательница пообещала композитору, что подарит ему поцелуй, если тот осуществит её желание. И, конечно же, влюблённый композитор не мог не исполнить эту прихоть. Шопен никогда не давал своим сочинениям названия, но это произведение он сам именовал, как «Вальс маленькой собачки».

 

дом Жорж Санд, где Шопен написал вальс Минутка Жорж Санд и Фредерик Шопен 

ноты вальса Шопена «Минутка» Ре-бемоль мажор собачка 

 

Интересные факты

  • Ре-бемоль мажорный вальс Фредерик Шопен посвятил графине Дельфине Потоцкой. Красавица, обладающая многими талантами и получившая всестороннее образование, была ученицей композитора, а затем и близким его другом. Их бурный роман длился четыре года. Они расстались хорошими приятелями, и когда Шопен лежал на смертном одре, Дельфина пела ему любимые песни.
  • Фредерик Шопен любил свой Ре-бемоль мажорный вальс, которому сам дал название «Вальс маленькой собачки» и постоянно включал это произведение в свои концертные программы.

  • Фридерик Шопен очень болезненно переживал разрыв с Жорж Санд и последние слова, которые он произнёс, были обращены именно к ней. Композитор сетовал на то, что Аврора не сдержала своего обещания о том, что он умрёт только в её объятиях.
  • Существует две версии, почему данное произведение получило название «Минутка». Кое-кто считает, что этот вальс по темпу настолько стремительный, что его время его звучания не должно превышать минуты. Другие предполагают, что произведение слишком короткое, поэтому и получил такое наименование.
  • Обычное исполнение вальса занимает от полутора до двух минут. Воспроизвести данное творение за минуту просто невозможно, так как темп такого исполнения должен соответствовать обозначению: ♩ = 420, что равно движению автомобиля, который едет со скоростью 90 км / ч.
  • По утверждению Камиля Бурникеля, одного из первых биографов Шопена, свой Ре-бемоль мажорный вальс композитор сам именовал «Вальсом маленькой собачки». Из-за этого названия получилась весёлая путаница и теперь многие думают, что сверхпопулярный наигрыш, который в простонародье называют «Собачий вальс» тоже сочинил Фредерик Шопен.
  • Прекрасная музыка Ре-бемоль мажорного вальса Шопена никого не может оставить равнодушным. На музыку бессмертного творения великого польского композитора американский режиссёр Лэн О'Куна сочинил слова, а получившуюся композицию исполнила в 1966 году популярная певица и актриса Барбра Стрейзанд.
  • Вальс Шопена Ре-бемоль мажор используется как главная музыкальная тема в популярной радиопрограмме BBC «Just a Minute».
  • Знаменитый французский режиссёр Жан Ренуар использовал Ре-бемоль мажорный вальс Фредерика Шопена в своём фильме «Правила игры», который был снят в 1939 году. Кинолента до сих пор признаётся кинокритиками как одно из высших достижений кинематографа.

 фильм «Правила игры» с Вальсом "Минутка"

 

Содержание Вальса «Минутка»

Знаменитый Вальс Ре-бемоль мажор» Фридерика Шопена - это искрящаяся музыкальная миниатюра, полная полётности и блеска. Композиция имеет трёхчастную форму, имеющую своеобразное строение: А II:В:II – С – А В. Несмотря на то, что пьеса подразумевает быстрый темп исполнения, из-за несложного изложения музыкального материала, она часто используется для обучения начинающих пианистов.

Произведение, обозначенное темпом molto vivace (очень живой), открывается четырёхтактовым вступлением, которое настраивает слушателей на игривый характер миниатюры.

Содержание Вальса «Минутка»

Первая тема вальса, подчёркнутая лёгким вальсовым аккомпанементом, начинается со стремительного движения звуков, которое построено на четырёхкратном повторении одного и того же мотива. Затем, как - бы разгоняясь, мелодическая линия взлетает к секстовому звуку во второй октаве, а далее начинает постепенно опускаться. Вторая тема первой части изначально тоже напоминает спиралеобразное движение, но в дальнейшем приоритет в музыке отдаётся гаммообразному движению, которое постоянно стремится то вниз, то вверх.

Средняя часть, которая отмечена более сдержанным темпом sostenuto, представляет собой плавную нежную мелодию. Спокойный ритмический рисунок, состоящий из половинных и четвертных длительностей, вносит в музыку светлое настроение. В конце раздела мелодия украшена форшлагами и трелями: существует предположение, что таким образом композитор имитировал звук колокольчика, который был привязан к ошейнику маленькой собачки.

Последний раздел вальса основан на музыкальном материале первой части, но только без репризных повторений. Произведение заканчивается эффектным стремительным трёхоктавным гаммообразным движением вниз к тоническому звуку.

 

 

 

 

Вальс «Минутка» Ре-бемоль мажор – это миниатюрное произведение гениального Фредерика Шопена заняло достойное место в мировом фонде музыкальной литературы для фортепиано. Искрящаяся и полётная пьеса, эффектно звучащая с концертной эстрады, входит в репертуар многих исполнителей. Однако важно отметить, что доступность изложения музыкального материала данного произведения позволяет и начинающим музыкантам соприкасаться с выдающимся творчеством великого маэстро.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

 

Видео: слушать «Вальс Минутка Ре-бемоль мажор» Шопена