Р. Шуман «Любовь поэта»

 

Шуман Любовь поэта

Вокальная лирика Роберта Шумана принадлежит к лучшим образцам его творчества. Вокальные циклы, сочиненные в «год песен» (1840), представляют собой вершины его камерно-вокального творчества. Одним из них стал цикл «Любовь поэта» на стихи Г. Гейне.

Историю создания «Любви поэта» Шумана, содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

 

 

 

История создания

Расцвет камерно-вокального творчества Шумана относят к 1840 году, когда композитор испытывает небывалый творческий подъем. Ранее он сочинил несколько песен, но в основном уделял внимание исключительно фортепианной музыке. Расцвет песенного творчества принято связывать с его событиями в личной жизни. Именно песня смогла чутко передать чувства и настроение композитора в то время и оказалась наиболее близка для отражения душевных переживаний.

Роберт Шуман

Жанры, к которым обращался Шуман в своем песенном творчестве весьма многообразны – это баллады, детские песни, народные песни, хоры. Широко представлена также и тематика вокального творчества: от патриотических песен до сказочных. Впрочем, любовная лирика всегда преобладала над всеми остальными. Страсть, любовь со всеми ее оттенками и нюансами получила наибольшее отражение в его песенном творчестве.

Для вокальной лирики Шумана характерны следующие черты:

  • разнообразные оттенки лирики;
  • особый подход к литературным первоисточникам;
  • внимание исключительно к романтической поэзии;
  • попытки дословно передать смысл текста;
  • утрирование декламационных элементов;
  • большая роль аккомпанемента, который подчас служит для раскрытия психологического подтекста.

Среди поэтов, на стихи которых Шуман создавал свои песни, выделяются Й. Эйхендорф, А. Шамиссо, Р. Бернс, но более всего его внимание привлекал Г. Гейне.

 

Шуман придавал особое значение литературному первоисточнику, а Генрих Гейне был одним из выдающихся поэтов того времени. Впервые свои работы поэт-романтик написал в 1816 году, а уже с 1821 года регулярно пишет стихи. Он сочиняет «Книгу песен», работы над которой ведутся на протяжении 10 лет. В этот сборник вошли пять отдельных циклов: «Страдания юности», «Лирическое интермеццо», «Возвращение», «Из путешествия по Гарцу», «Северное море». Через всю «Книгу песен» проходит единая тема – любви. В этих стихах Гейне выразил всю тревогу, переживания и горечь неразделенной любви к кузине Амалии. Внимание Шумана привлек цикл «Лирическое интермеццо» в которое входило 65 стихов. Композитор отобрал из них всего 16, они были непосредственно связаны с пережитой поэтом любовной неудачей. Оказывается, Гейне был влюблен дочку своего дяди. 17-летний юноша ухаживал за возлюбленной, но она отвергла его искренние чувства и предпочла более состоятельного кавалера. Все переживания героя, зарождение светлого чувства, тоска и глубокое отчаяние нашли отражение в его цикле стихов «Лирическое интермеццо».

 

Шуман Шуман с женой Кларой Вик 

рукопись Шумана «Любви поэта» Генрих Гейне 

 

Интересные факты

  • 1840 год был для Шумана необычайно счастливым, ведь он наконец-то смог соединить себя узами брака с Кларой Вик. Примечательно, что именно в этот промежуток времени он написал более 100 песен. Исследователи творчества композитора часто называют этот период «годом песен».
  • Шуман всегда по-особому выделял Г. Гейне, который был очень близок ему. На стихи поэта им было написано четыре цикла, а также отдельные песни (всего 44).
  • Первые строчки стихотворения Гейне составили названия песен в цикле.
  • Первым композитором, который разглядел «песенность» стихов Гейне, был Р. Шуберт, создавший свой цикл «Опять на родине» в 1828 году.
  • Романсы Шумана отличает инструментальная партия, ее роль значительно возрастает, буквально до уровня вокальной, а иногда даже и становится намного важнее.
  • В цикл «Лирическое интермеццо» Г. Гейне входит 65 стихов, но Шуман остановил свое внимание лишь на 16 из них, но из-за этого утратился первоначальный смысл и изъятые стихи воспринимаются иначе. Гейне свою историю любви вспоминает с некой иронией, у Шумана же – это настоящая трагедия и крушение надежд.
  • Свой цикл композитор посвятил немецкой певице Вильгельмине Шредер-Девриент. Она прославилась своим фееричным исполнением главной партии в опере «Фиделио» Л. Бетховена. Перебравшись в Дрезден в 1844 году, Шуман подружился с известной певицей.
  • Всего Шуман сочинил семь вокальных циклов.

 
 

 

Содержание

Первые три песни цикла показывают зарождение чувства поэта. «В сиянье теплых майских дней» - это лишь предчувствие чувств. Все необычайно трепетно и неопределенно, причем выражено это даже в музыкальной части – тоника появляется лишь через некоторое время.

«Цветов венок душистый» - показывает внутренний мир главного героя. Он полностью погружается в себя, созерцая свои чувства. Выбранная композитором фактура передает эту «закрытость».

«И розы, и лилии» - третий номер, который противопоставляется двум предыдущим. Эта песня легкая, и напоминает скорее всего порыв. Четвертый номер цикла открывает тему страданий персонажа. «Встречаю взор очей твоих» звучит сдержанно и даже благородно. Он подготавливает более печальный пятый номер «В цветах белоснежных лилий». Это первая песня в цикле, написанная в миноре. Линию суровости, окутанную мрачными красками, продолжает шестой номер «Над Рейна светлым простором».

«Я не сержусь» - это драматический центр цикла, являющийся переломным моментом всего происходящего. Именно здесь главный герой узнает о страшном событии для него – измене возлюбленной. Фраза «Я не сержусь» звучит несколько раз, но общее состояние, а также чувства персонажа противоречат этим словам. Невыносимая горечь и отчаяние проявляется во всем, начиная от вокальной партии, заканчивая выбором тонального плана.

 

Именно седьмой номер разделяет цикл на две большие части. В первой – герой жил с мыслями о своей взаимной любви и надежде, во второй все кардинально меняется. Теперь главного персонажа сопровождают печать и тоска («Элегическая жалоба»). Девятый номер «Напевом скрипка чарует» показывает свадебное веселье. Возлюбленная поэта приняла предложение другого молодого человека. На первый план выходит атмосфера праздника, безудержных танцев, передаваемая в фортепианной партии. Вокальная линия выступает резким контрастом – это герой комментирует все происходящее.

«Слышу ли песни звуки» - воспоминания героя, о своей возлюбленной и утраченном счастье. Ее он страстно любит» - одиннадцатый номер, который пронизан атмосферой иронии. Вокальная и инструментальная партия выглядят слишком примитивно и подражают гитаре.

Ненадолго настроение героя меняется в одиннадцатой части «Я утром в саду встречаю», но просветление это длится недолго и уже в двенадцатом номере возвращается мрачное настроение персонажа. Он начинает искать утешения везде, где только может. На помощь приходят грезы и народная поэзия: «Мне снится ночами образ твой», «Забытой старой сказки».

В финальном номере «Вы злые, злые песни» возвращается жестокая реальность и герой решает отправить на дно моря все воспоминания, любовь и песни.

Завершается цикл неожиданно звучанием постлюдии «Я утром в саду встречаю». Светлая композиция, несущая образ мечты, указывает на то, какой прекрасной является все же любовь, даже если она иногда приносят людям лишь страдания и тоску.

 

Музыка

Вокальный цикл включает в себя все характерные черты для вокального творчества композитора. Автор использует декламационную мелодику, чтобы передать всю глубокую погруженность в переживания. В итоге, такое внимание к своим чувствам приводит к полной замкнутости.

Цикл состоит из отдельных номеров, но их соединяет линия внутреннего развития, выраженная в общей композиции песен, а также их расстановке. Каждый номер сжат и передает лишь какой-либо оттенок чувства главного героя. В цикле есть несколько опорных композиций и именно к ним стягивается все драматическое действие.

Тональный план, представляющий собой замкнутый круг, отражает образное, а также эмоциональное содержание номеров. Первая череда композиций написана в диезных тональностях, причем ладовое соотношение песен примерно одинаковое. В центре («Я не сержусь») наступает поворот в сторону бемольных тональностей.  Кроме того, в этой части цикла уже преобладает минорный лад. Не случайно Шуман выбрал тональность es-moll для самой трагической песни «Во сне я горько плакал». После, композитор снова возвращается к диезным тональностям.

В целом, миниатюры написаны довольно сдержанно, но за этой внешней сжатостью скрывается вся драматичность ситуации. Вокальная партия при этом необычайно мелодична. Она пронизана народно-бытовыми интонациями. Большую роль Шуман уделяет не столько широким напевам, сколько выразительности речи, которая столь богата тембрами. Композитор внимательнейшим образом изучает поэтический текст, чтобы уделить внимание каждому слову. Это только усиливает число декламационных элементов в песнях. Тем не менее мелодика Шумана весьма напевна и пластична.

 

Вокальный цикл «Любовь поэта» - это один из самых прекрасных и глубочайших творений Роберта Шумана. Не случайно песенная лирика принадлежит к его высшим достижениям, наряду с фортепианными произведениями. В своих композициях Шуман воспевает любовь, которая бессмертна и вечна, несмотря на все тяготы и страдания. Она возвышается над всеми невзгодами и преодолевает любые трудности.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:


«Любовь поэта» Шумана