Сергей Рахманинов «Музыкальные моменты»

 

Сергей Рахманинов Музыкальные моменты

«Музыкальные моменты» Рахманинова – это фортепианный цикл, который тесным образом скреплен единым музыкально-драматическим развитием образа (от трагедийности к жизнеутверждающему началу). Общий настрой цикла, а также представленные в нем музыкальные образы предвосхитили произведения более позднего периода композитора, явившись своеобразной творческой лабораторией. Созданные еще в юности, «Музыкальные моменты» были объединены со всеми гранями творческой деятельности Сергея Васильевича Рахманинова.

Историю «Музыкальных моментов» Сергея Рахманинова, содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

 

 

 

История создания «Музыкальных моментов»

«Музыкальные моменты» Рахманинов написал буквально за несколько месяцев, в конце 1896 года, после гастрольной поездки по городам России и Польши. В одном из своих писем к русскому и советскому музыканту-этнографу, композитору Александру Затаевичу, Сергей Васильевич признался, что подобная спешка была вынужденной, так как возникли некоторые денежные трудности, что подтверждают биографы. Несмотря на успех и известность в широких кругах, на тот момент материальное положение Рахманинова было неопределенным. Концерты носили скорее случайный характер, поэтому с осени 1984 года композитор стал преподавать теорию музыки в Мариинском женском училище.

автор «Музыкальных моментов» Сергей Рахманинов

Осенью 1896 года Рахманинов работал еще над одним циклом – сборником из 12 романсов на стихи различных русских поэтов, который также успешно окончил. Однако в отличие от «Музыкальных моментов», в вокальном сборнике преобладает любовная лирика. «Музыкальные моменты» Рахманинова включает в себя шесть разных фортепианных пьес, которые объединены одной общей идей – от трагедии к свету.

 

В отличие от других более ранних фортепианных миниатюр, созданных маэстро, «Музыкальные моменты» не наделены программными заголовками, однако в них можно обнаружить жанровые истоки – баркаролу, марш, элегию, гимн.

Опубликованы пьесы были в 1897 году издательством Петра Юргенсона.

 

ноты «Музыкальных моментов» Рахманинова Сергей Рахманинов за роялем 

 

Интересные факты

  • «Музыкальный момент» - это небольшая фортепианная пьеса, которая по своему строению близка экспромту. Ей свойственен импровизационный склад, лиричность и непосредственность. Название «Музыкальный момент» было придумано издателем М. Лейдесдорфом.
  • Осенью 1896 года Рахманинов работал еще над одним циклом – сборником из 12 романсов на стихи различных русских поэтов. Однако в отличие от «Музыкальных моментов», в вокальном сборнике преобладает любовная лирика.
  • Свой цикл фортепианных миниатюр композитор посвятил А. Затаевичу.
  • В некоторых пьесах Рахманинов использовал уже ранее сочиненный материал. Например, в основу «Четвертого музыкального момента» легла Фуга ре минор. Ее Сергей Васильевич написал еще будучи студентом Московской консерватории на занятиях по контрапункту у А. Аренского.
  • По рукописям заметно, что композитор предусматривал исполнение миниатюр в четыре руки, а для нечетных пьес и вовсе с добавлением струнного инструмента (скрипки, виолончели).
  • Помимо Рахманинова, цикл фортепианных пьес, названных «Музыкальными моментами», написал также Франц Шуберт. Именно австрийский композитор и открыл этот жанр публике в 30-40-х годах XIX века. Впоследствии «Музыкальные моменты» сочинил Мориц Мошковский, в его цикл вошли три пьесы.
  • Композитор признавался, что создание произведений для фортепиано (миниатюр) дается ему сложнее, чем симфонических, так как сама тематическая идея должна быть представлена сжато, без каких-либо отступлений.
  • Со временем цикл миниатюр вошел в репертуар многих знаменитых исполнителей: Джона Лилла, Лазаря Бермана, Николая Луганского и других.

 

 

Содержание «Музыкальных моментов»

Цикл выстроен таким образом, что подвижные и динамические миниатюры чередуются с более сдержанными, плавными и медленными. Примечательно, что первые четыре пьесы композитор написал в минорных тональностях, из которых третья и четвертая отличаются наибольшей драматичностью. Однако цикл завершается все же мажорными, жизнеутверждающими интонациями.

Сергей Рахманинов «Музыкальные моменты» содержание

Три пьесы, объединенные подвижным характером, пронизаны единым динамическим началом, а также весьма схожи между собой по манере изложения. Более того, многие исследователи отмечают, что именно в этих активных номерах типичный Рахманиновский стиль проявился в полной мере. Вторая, Четвертая и Шестая пьесы объединены стремительным движением пассажей и полны некой волевой энергии. Впрочем, нельзя сказать, что они абсолютно похожи. Рахманинов каждую из этих пьес наделил сугубо индивидуальными чертами, при кажущейся общности.

«Музыкальный момент ми-бемоль минор» (Второй), полон трепетных секундовых интонаций, которые передают тревогу и сильное смятение. Пьеса ми минор (Четвертая) – наделена мужественным, волевым характером. Ритм в ней особо подчеркнут, а интонации стремительно взлетают вверх, придавая произведению мятежность и душевную встревоженность. Такие динамические миниатюры, полные энергии, композитор чередует с более мягкими, лирическими номерами.

«Музыкальный момент си-бемоль минор» (Первый) открывает собой линию элегических пьес. Музыкальный материал этой миниатюры напоминает отдаленно Элегию ми-бемоль минор, но звучит еще более спокойно и мягко. Исследователи творчества Рахманинова находят общие черты у этого Музыкального момента с лирическими произведениями Чайковского. Впрочем, приемы мелодического развития, а также эмоциональный фон в нем относятся к типично рахманиновским.

Чайковский

«Музыкальный момент си минор» (Третий) наделен скорбным, сосредоточенным настроением. Фактура прерывистая, с частными паузами и вздохами, в которой чувствуется скрытый ровный ритм (маршевый). В полной мере он проступает в репризе пьесы, где он усилен октавными ходами. Исследователи творчества Рахманинова считают, что этот «Музыкальный момент» он написал под впечатлением смерти своего близкого друга.

Контраст вносит «Музыкальный момент Ре-бемоль мажор» (Пятый). В нем неожиданно появляется новый жанр – баркарола. Светлая и ясная пьеса отличается полнозвучностью, богатством красок при довольно сдержанном изложении. Так, лирическая и весьма нежная основная мелодия изложена на фоне мягкого, колышущегося аккомпанемента, передающего ощущение «застывшей тишины». Рахманинов использует при этом неизменную остинатную фигуру и малоподвижный гармонический язык (особое внимание уделяется тонике). При этом композитор насыщает фактуру пьесы скрытой полифонией, наполняя ее «внутренней жизнью».

 

Среди всех фортепианных сочинений раннего периода «Музыкальные моменты» занимают особое место. Композитор в этих пьесах ищет и обретает уже свой круг образов, оригинальный рахманиновский стиль. Не игнорируя общепринятые жанровые формы, Сергей Васильевич Рахманинов весьма свободно трактует их, наполняя особой индивидуальностью.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:


«Музыкальные моменты» Рахманинова