Ф. Лист «Годы странствий»

 

Ф. Лист «Годы странствий»

«Фортепианный Паганини» – так современники восхищённо называли выдающегося венгерского композитора и пианиста Ференца Листа. Виртуозный музыкант, которому в то время не было равных, своим мастерством исполнителя покорял слушателей. Однако Лист-пианист связан неразделимо с Листом-композитором, создавшим для фортепиано много прекрасных творений, в которых отразился его неотразимый патетический стиль исполнения. Будучи романтиком, он сочинял программные произведения и объединял их в сборники. Один из циклов, поистине являющийся грандиозным, Лист сочинял почти на протяжении всей своей творческой жизни. Названный композитором «Годы странствий», он не только включает в себя живописные пьесы с ярким тематическим материалом, но и наглядно выявляет три важных этапа духовного формирования гениального музыканта.

 

 

 

История создания

Период в жизни Ференца Листа в тридцатые годы был интересным и насыщенным, и не только касательно его творчества. В 1833 году он познакомился с подругой Жорж Санд графиней Мари д’Агу - писательницей, печатавшейся под псевдонимом Даниэль Стерн. Замужняя красавица, сразу пленившая сердце гениального музыканта, через два года оставила мужа и уехала со своим возлюбленным в длительное романтическое путешествие: сначала в Швейцарию, а затем в Италию. Это была счастливая пора в жизни Ференца: страстная любовь, красивая природа и знакомство с прекрасными произведениями искусства позитивно сказывались на творчестве композитора, которое становилось всё более содержательным.

Совершенствуя своё исполнительское мастерство, он решал технические задачи, подчиняя их основному смыслу произведения, а размышления о развитии пианистического искусства подвели Ференца к замыслу создания программной музыки, которая затем стала главенствовать в его творчестве. Именно в этот период Лист создаёт серию пьес для фортепиано под названием «Альбом путешественника», в котором отразил все свои впечатления от необыкновенно красивой природы Швейцарии. Впоследствии в пятидесятых годах он переработал этот цикл, дав ему название «Годы странствий», а если совсем быть точным в переводе – «Годы паломничества». «Год первый. Швейцария». Сборник под новым названием был опубликован в 1855 году.

 

С 1837 по 1839 год Ференц с семьёй провёл в Италии. В этой стране Ференца особо поразило искусство итальянского Возрождения: живопись, скульптура и поэзия. Несомненно, что все свои возвышенные чувства, возникшие от увиденного, он захотел отразить в музыке. Так возник второй том цикла «Годы странствий» - «Год второй. Италия». Работа над сборником продолжалась с 1837 по 1849 год, а издан он был в 1858 году.

Прошло почти три десятилетия. Многое произошло в жизни великого маэстро. Наступил последний период его жизненного и творческого пути. Несмотря на всеобщее поклонение, для Листа это были годы разочарований, во время которых он искал успокоение в религии. Композитор, найдя пристанище в одном из монастырей, расположенного близ Рима, весной 1865 года становится аббатом. Принятие «малого пострига» не мешало ему активно заниматься творческой деятельностью. В эти годы маэстро создаёт величественные творения, наполненные духовным содержанием. К сочинениям этого же периода относится и третий том цикла «Годы странствий» - «Год третий. Рим». В произведениях тома, который был начат в 1867-ом и закончен в 1877-ом году, композитор отразил все свои тревожные раздумья, а также разочарование и скорбь. Сборник был опубликован в 1883 году, за три года до кончины Ференца Листа.

 

 

Интересные факты

  • Ференц Лист и Мари д'Агу познакомились во время концерта в одном из салонов парижского дворянства. Графине тогда исполнилось двадцать восемь лет, композитор был на шесть лет моложе. У Мари от мужа было трое детей, но и Листу она родила двух дочерей и сына. Вторая дочь композитора и графини – Козима впоследствии стала женой выдающегося немецкого композитора Рихарда Вагнера.
  • На титульном листе каждой пьесы цикла «Годы странствий» был изображён обусловленный рисунок. Эти иллюстрации выполнил немецкий художник Роберт Кречмер, который прославился оформлением знаменитой книги зоолога и путешественника Альфреда Брема «Жизнь животных».
  • В своих «Мемуарах» Мари д’Агу впоследствии вспоминала, что когда они с Листом отдыхали у Валенштадского озера, Франц написал для неё трогательную пьесу, которую она не могла слушать без слез.
  • Исполнение произведений Ференца Листа и сегодня считается вершиной пианистического мастерства, которая ярко демонстрирует профессиональную зрелость музыканта.

 

 

 

 

Содержание

Фортепианный цикл Ференца Листа «Годы странствий» включает в себя три сборника: «Год первый. Швейцария», «Год второй. Италия», «Год третий. Рим».

Произведения первого раздела цикла можно разделить на три группы. Одни пьесы изображают безмятежные и манящие картины природы. Другие, совсем с иным характером: героические, мятежные и бурные. Третьи – картины: привольная жизнь горных селян.

Пьеса

Темп, тональность

Описание

1. «Часовня Вильгельма Телля»

Lento / C-dur

В этой пьесе композитор, посредством призывных полнозвучных аккордов и энергичного ритма, отображает мужество и героизм швейцарцев в освободительной борьбе за свою национальную независимость. Эпиграфом к этому мятежному по своему характеру произведению взят девиз повстанцев:«Один за всех, и все за одного».

2. «На Валленштадском озере»

Andante placido/ As-dur

Эпиграфом к пьесе послужили строки из поэмы Джорджа Байрона «Паломничество Чайльд Гарольда».

Это зарисовка природы, передающая безмятежное спокойствие. Светлая по характеру мелодия отображает плески воды, создаваемые ритмичным движением лодочных вёсел.

3. «Пастораль»

Vivace/ E-dur

В музыке этой пьесы, украшенной мотивами народных песен, отражается не только красота горной природы, но и вся прелесть простой сельской жизни.

4. «На берегу ручья»

Allegretto grazioso/ As- dur

Эпиграфом к пьесе Лист взял поэтические строки Шиллера: «У шелестящей прохлады начинаются игры юной натуры».

Искрящаяся светлая мелодия в высоком регистре на фоне струящегося сопровождения не только эффектно изображает блестящие на солнце водяные брызги, но и передаёт восторженное впечатление героя от увиденной красоты.

5. «Гроза»

Allegro molto / c moll

Эпиграф к пьесе - строки Джорджа Байрона из Чайльд Гарольда:

«Где ваш предел, о бури? Звучат порой в сердечной глубине?

Иль ваши, как орлов, жилища в вышине?»

Здесь всё напряжение, возникшее в природе из-за ненастья, автор колоритно отображает через энергичные октавные пассажи.

6. «Долина Обермана»

Lento assai / e-mol

Центральная пьеса цикла. Её музыка навеяна композитору романом «Оберман» французского писателя Этьена Сенанкура. В этом произведении автор впервые применил метод монотематизма, который впоследствии в его творчестве стал основополагающим.

Эпиграф пьесы – цитата из романа: «Чего я хочу? Что я такое? Чего просить у природы? Все причины невидимы, всякий конец обманчив; Все формулы изменчивы, всякое время исчерпывается…»

7. «Эклога»

Allegretto con moto/

As-dur

Эпиграфом к этой светлой идиллической музыке, в которой ясно прослушиваются напевы пастушьих наигрышей, стали поэтические строки лорда Байрона.

8. «Тоска по родине»

Lento / e-moll

Пьеса отражает меланхоличное настроение навеянное автору грустными воспоминаниями о его покинутой отчизне.

9. «Женевские колокола».

Quasi Allegretto / H dur

Произведение, обозначенное как ноктюрн, имеет лирический, мечтательный характер. Красивая мелодическая линия и переливающийся аккомпанемент, наполненный обворожительными гармониями, создают впечатление простирающегося вокруг безграничного простора.

 

 

«Второй год. Италия»

В этом разделе, состоящем их семи произведений, получили воплощение образы, которые оставили у композитора неизгладимое впечатление при знакомстве с произведениями живописи, скульптуры и литературы великих мастеров итальянского Возрождения.  

 

Пьеса

Темп, тональность

Описание

1. «Обручение»

Andante / E-dur

На сочинение этого произведения композитора вдохновила картина Рафаэля Санти «Обручение девы Марии и Иосифа». Её репродукция размещена на заглавном листе нотного текста. Пьеса лирического характера с нежной мелодией, настраивающей на нечто возвышенное.

2. «Мыслитель»

Lento / cis moll

Произведение сурового звучания, очень напоминающее траурный марш, написано композитором под впечатлением от надгробной скульптуры, сотворённой Микеланджело и располагающейся в мемориальной часовне рода Медичи при флорентийской церкви Сан-Лоренцо. Кроме репродукции этой скульптуры на заглавном листе произведения напечатаны слова трагического сонета, сочинённого Микеланджело.

3. «Канцонетта Сальватора Розы»

Andante marziale / A- dur

Композитор написал эту пьесу, взяв за основу подлинную мелодию, которую сочинил живший в 17 веке итальянский художник, гравёр, поэт и музыкант Сальватор Роза.

4. «Сонет Петрарки» № 47

Preludio con moto / Des-dur

Именно в этих трёх пьесах любовная лирика композитора Листа выражена очень ярко. Все страстные восторженно- романтические оттенки человеческих чувств здесь переданы посредством прекрасных мелодий, изящно изобилующих хроматизмами и задержаниями.

Имровизационность в развитии материала, свободное дыхание, широкие распевные пассажи, причудливые смены гармонии, темпа и ритма - всё это присуще музыке Листа, которая всецело соответствует поэтической цели, поставленной автором сонетов.

5. «Сонет Петрарки» № 104

Agitato assai / E-dur

6. «Сонет Петрарки» № 123

Agitato assai / As dur

7. «После прочтения Данте»

Andante maestoso / d-moll

Это произведение в виде фантазии-сонаты Лист написал, находясь под впечатлением от прочитанных произведений итальянского поэта 13 века Данте Алигьери.

«Венеция и Неаполь»:

«Гондольера»

«Канцона»

«Тарантелла»

Quasi Allegretto / Fis-dur

Три пьесы написанные Листом как дополнение ко второму сборнику «Странствий» и объединённых общим названием. Композитор сделал транскрипции трёх пользующихся популярностью мелодий.

В «Гондольере» использована песенка итальянского композитора Перукини. В «Концоне» - мрачный напев гондольера из оперы Дж. Россини «Отелло». В «Тарантелле» - мотивы народных итальянских танцев.

 

 

«Третий год. Рим»

В музыке этого раздела контрастно сопоставлены возвышенные настроения, отчаяние и скепсис. Изменившееся с годами мировоззрение композитора приводит доминированию в его творчестве религиозной тематики

Пьеса

Темп, тональность

Описание

1. «Angelus»

Andante pietoso / E- durr

Это произведение Лист посвятил своей внучке Даниеле фон Бюлов. В светлой по своему характеру композиции автор, чтобы найти утешение, обращается к небесам.

2. «У кипарисов виллы д'Эсте»

Andante / g-moll

Тренодии – погребальные, траурные песни.

3. «У кипарисов виллы д'Эсте»

Andante, non troppo lento /

e-moll

4. «Фонтаны виллы д'Эсте»

Allegretto / Fis-dur

Пьеса, живописно отображающая всё великолепие и красоту роскошных фонтанов знаменитой виллы.

5. «Бывают слезы от дел» (в венгерском стиле)

Lento assai / a-moll

Это печальное, выразительное, с элементами мелодической декламации произведение Лист посвятил выдающемуся музыканту барону Гансу фон Бюлову.

6. «Похоронный марш»

Andante / f-moll

Похоронный марш посвящен памяти императора Мексики Фердинанда Максимилиана Иосифа фон Габсбурга.

7. «Sursum corda» (Ввысь сердца).

Andante maestoso, non troppo lento/ E-dur

Одна из самых древних частей христианского богослужения.

 

 

 

«Годы странствий» - этот фортепианный цикл Ференца Листа, в котором нашло отражение всё то, что будоражило творческое воображение композитора во время его длительных путешествий по разным странам. Этот шедевр и в нынешнее время считается уникальным созданием, входящим в мировую сокровищницу не только пианистической, но и всей музыкальной литературы.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

 

Видео: слушать «Годы странствий»