Ференц Лист «Годы странствий»
«Фортепианный Паганини» – так современники восхищённо называли выдающегося венгерского композитора и пианиста Ференца Листа. Виртуозный музыкант, которому в то время не было равных, своим мастерством исполнителя покорял слушателей. Однако Лист-пианист связан неразделимо с Листом-композитором, создавшим для фортепиано много прекрасных творений, в которых отразился его неотразимый патетический стиль исполнения. Будучи романтиком, он сочинял программные произведения и объединял их в сборники. Один из циклов, поистине являющийся грандиозным, Лист сочинял почти на протяжении всей своей творческой жизни. Названный композитором «Годы странствий», он не только включает в себя живописные пьесы с ярким тематическим материалом, но и наглядно выявляет три важных этапа духовного формирования гениального музыканта.
Историю создания цикла «Годы странствий» Листа, содержание произведений и множество интересных фактов читайте на нашей странице.
История создания
Период в жизни Ференца Листа в тридцатые годы был интересным и насыщенным, и не только касательно его творчества. В 1833 году он познакомился с подругой Жорж Санд графиней Мари д’Агу - писательницей, печатавшейся под псевдонимом Даниэль Стерн. Замужняя красавица, сразу пленившая сердце гениального музыканта, через два года оставила мужа и уехала со своим возлюбленным в длительное романтическое путешествие: сначала в Швейцарию, а затем в Италию. Это была счастливая пора в жизни Ференца: страстная любовь, красивая природа и знакомство с прекрасными произведениями искусства позитивно сказывались на творчестве композитора, которое становилось всё более содержательным.
Совершенствуя своё исполнительское мастерство, он решал технические задачи, подчиняя их основному смыслу произведения, а размышления о развитии пианистического искусства подвели Ференца к замыслу создания программной музыки, которая затем стала главенствовать в его творчестве. Именно в этот период Лист создаёт серию пьес для фортепиано под названием «Альбом путешественника», в котором отразил все свои впечатления от необыкновенно красивой природы Швейцарии.
Впоследствии в пятидесятых годах он переработал этот цикл, дав ему название «Годы странствий», а если совсем быть точным в переводе – «Годы паломничества». «Год первый. Швейцария». Сборник под новым названием был опубликован в 1855 году.
С 1837 по 1839 год Ференц с семьёй провёл в Италии. В этой стране Ференца особо поразило искусство итальянского Возрождения: живопись, скульптура и поэзия. Несомненно, что все свои возвышенные чувства, возникшие от увиденного, он захотел отразить в музыке. Так возник второй том цикла «Годы странствий» - «Год второй. Италия». Работа над сборником продолжалась с 1837 по 1849 год, а издан он был в 1858 году.
Прошло почти три десятилетия. Многое произошло в жизни великого маэстро. Наступил последний период его жизненного и творческого пути. Несмотря на всеобщее поклонение, для Листа это были годы разочарований, во время которых он искал успокоение в религии. Композитор, найдя пристанище в одном из монастырей, расположенного близ Рима, весной 1865 года становится аббатом. Принятие «малого пострига» не мешало ему активно заниматься творческой деятельностью. В эти годы маэстро создаёт величественные творения, наполненные духовным содержанием. К сочинениям этого же периода относится и третий том цикла «Годы странствий» - «Год третий. Рим». В произведениях тома, который был начат в 1867-ом и закончен в 1877-ом году, композитор отразил все свои тревожные раздумья, а также разочарование и скорбь. Сборник был опубликован в 1883 году, за три года до кончины Ференца Листа.
Интересные факты
- Ференц Лист и Мари д'Агу познакомились во время концерта в одном из салонов парижского дворянства. Графине тогда исполнилось двадцать восемь лет, композитор был на шесть лет моложе. У Мари от мужа было трое детей, но и Листу она родила двух дочерей и сына. Вторая дочь композитора и графини – Козима впоследствии стала женой выдающегося немецкого композитора Рихарда Вагнера.
- На титульном листе каждой пьесы цикла «Годы странствий» был изображён обусловленный рисунок. Эти иллюстрации выполнил немецкий художник Роберт Кречмер, который прославился оформлением знаменитой книги зоолога и путешественника Альфреда Брема «Жизнь животных».
- В своих «Мемуарах» Мари д’Агу впоследствии вспоминала, что когда они с Листом отдыхали у Валенштадского озера, Франц написал для неё трогательную пьесу, которую она не могла слушать без слез.
- Исполнение произведений Ференца Листа и сегодня считается вершиной пианистического мастерства, которая ярко демонстрирует профессиональную зрелость музыканта.
Содержание
Фортепианный цикл Ференца Листа «Годы странствий» включает в себя три сборника: «Год первый. Швейцария», «Год второй. Италия», «Год третий. Рим».
Произведения первого раздела цикла можно разделить на три группы. Одни пьесы изображают безмятежные и манящие картины природы. Другие, совсем с иным характером: героические, мятежные и бурные. Третьи – картины: привольная жизнь горных селян.
Пьеса |
Темп, тональность |
Описание |
1. «Часовня Вильгельма Телля» |
Lento / C-dur |
В этой пьесе композитор, посредством призывных полнозвучных аккордов и энергичного ритма, отображает мужество и героизм швейцарцев в освободительной борьбе за свою национальную независимость. Эпиграфом к этому мятежному по своему характеру произведению взят девиз повстанцев:«Один за всех, и все за одного». |
2. «На Валленштадском озере» |
Andante placido/ As-dur |
Эпиграфом к пьесе послужили строки из поэмы Джорджа Байрона «Паломничество Чайльд Гарольда». Это зарисовка природы, передающая безмятежное спокойствие. Светлая по характеру мелодия отображает плески воды, создаваемые ритмичным движением лодочных вёсел. |
3. «Пастораль» |
Vivace/ E-dur |
В музыке этой пьесы, украшенной мотивами народных песен, отражается не только красота горной природы, но и вся прелесть простой сельской жизни. |
4. «На берегу ручья» |
Allegretto grazioso/ As- dur |
Эпиграфом к пьесе Лист взял поэтические строки Шиллера: «У шелестящей прохлады начинаются игры юной натуры». Искрящаяся светлая мелодия в высоком регистре на фоне струящегося сопровождения не только эффектно изображает блестящие на солнце водяные брызги, но и передаёт восторженное впечатление героя от увиденной красоты. |
5. «Гроза» |
Allegro molto / c moll |
Эпиграф к пьесе - строки Джорджа Байрона из Чайльд Гарольда: «Где ваш предел, о бури? Звучат порой в сердечной глубине? Иль ваши, как орлов, жилища в вышине?» Здесь всё напряжение, возникшее в природе из-за ненастья, автор колоритно отображает через энергичные октавные пассажи. |
6. «Долина Обермана» |
Lento assai / e-mol |
Центральная пьеса цикла. Её музыка навеяна композитору романом «Оберман» французского писателя Этьена Сенанкура. В этом произведении автор впервые применил метод монотематизма, который впоследствии в его творчестве стал основополагающим. Эпиграф пьесы – цитата из романа: «Чего я хочу? Что я такое? Чего просить у природы? Все причины невидимы, всякий конец обманчив; Все формулы изменчивы, всякое время исчерпывается…» |
7. «Эклога» |
Allegretto con moto/ As-dur |
Эпиграфом к этой светлой идиллической музыке, в которой ясно прослушиваются напевы пастушьих наигрышей, стали поэтические строки лорда Байрона. |
8. «Тоска по родине» |
Lento / e-moll |
Пьеса отражает меланхоличное настроение навеянное автору грустными воспоминаниями о его покинутой отчизне. |
9. «Женевские колокола». |
Quasi Allegretto / H dur |
Произведение, обозначенное как ноктюрн, имеет лирический, мечтательный характер. Красивая мелодическая линия и переливающийся аккомпанемент, наполненный обворожительными гармониями, создают впечатление простирающегося вокруг безграничного простора. |
«Второй год. Италия»
В этом разделе, состоящем их семи произведений, получили воплощение образы, которые оставили у композитора неизгладимое впечатление при знакомстве с произведениями живописи, скульптуры и литературы великих мастеров итальянского Возрождения.
Пьеса |
Темп, тональность |
Описание |
1. «Обручение» |
Andante / E-dur |
На сочинение этого произведения композитора вдохновила картина Рафаэля Санти «Обручение девы Марии и Иосифа». Её репродукция размещена на заглавном листе нотного текста. Пьеса лирического характера с нежной мелодией, настраивающей на нечто возвышенное. |
2. «Мыслитель» |
Lento / cis moll |
Произведение сурового звучания, очень напоминающее траурный марш, написано композитором под впечатлением от надгробной скульптуры, сотворённой Микеланджело и располагающейся в мемориальной часовне рода Медичи при флорентийской церкви Сан-Лоренцо. Кроме репродукции этой скульптуры на заглавном листе произведения напечатаны слова трагического сонета, сочинённого Микеланджело. |
3. «Канцонетта Сальватора Розы» |
Andante marziale / A- dur |
Композитор написал эту пьесу, взяв за основу подлинную мелодию, которую сочинил живший в 17 веке итальянский художник, гравёр, поэт и музыкант Сальватор Роза. |
4. «Сонет Петрарки» № 47 |
Preludio con moto / Des-dur |
Именно в этих трёх пьесах любовная лирика композитора Листа выражена очень ярко. Все страстные восторженно- романтические оттенки человеческих чувств здесь переданы посредством прекрасных мелодий, изящно изобилующих хроматизмами и задержаниями. Имровизационность в развитии материала, свободное дыхание, широкие распевные пассажи, причудливые смены гармонии, темпа и ритма - всё это присуще музыке Листа, которая всецело соответствует поэтической цели, поставленной автором сонетов. |
5. «Сонет Петрарки» № 104 |
Agitato assai / E-dur |
|
6. «Сонет Петрарки» № 123 |
Agitato assai / As dur |
|
7. «После прочтения Данте» |
Andante maestoso / d-moll |
Это произведение в виде фантазии-сонаты Лист написал, находясь под впечатлением от прочитанных произведений итальянского поэта 13 века Данте Алигьери. |
«Венеция и Неаполь»: «Гондольера» «Канцона» «Тарантелла» |
Quasi Allegretto / Fis-dur |
Три пьесы написанные Листом как дополнение ко второму сборнику «Странствий» и объединённых общим названием. Композитор сделал транскрипции трёх пользующихся популярностью мелодий. В «Гондольере» использована песенка итальянского композитора Перукини. В «Концоне» - мрачный напев гондольера из оперы Дж. Россини «Отелло». В «Тарантелле» - мотивы народных итальянских танцев. |
«Третий год. Рим»
В музыке этого раздела контрастно сопоставлены возвышенные настроения, отчаяние и скепсис. Изменившееся с годами мировоззрение композитора приводит доминированию в его творчестве религиозной тематики.
Пьеса |
Темп, тональность |
Описание |
1. «Angelus» |
Andante pietoso / E- durr |
Это произведение Лист посвятил своей внучке Даниеле фон Бюлов. В светлой по своему характеру композиции автор, чтобы найти утешение, обращается к небесам. |
2. «У кипарисов виллы д'Эсте» |
Andante / g-moll |
Тренодии – погребальные, траурные песни. |
3. «У кипарисов виллы д'Эсте» |
Andante, non troppo lento / e-moll |
|
4. «Фонтаны виллы д'Эсте» |
Allegretto / Fis-dur |
Пьеса, живописно отображающая всё великолепие и красоту роскошных фонтанов знаменитой виллы. |
5. «Бывают слезы от дел» (в венгерском стиле) |
Lento assai / a-moll |
Это печальное, выразительное, с элементами мелодической декламации произведение Лист посвятил выдающемуся музыканту барону Гансу фон Бюлову. |
6. «Похоронный марш» |
Andante / f-moll |
Похоронный марш посвящен памяти императора Мексики Фердинанда Максимилиана Иосифа фон Габсбурга. |
7. «Sursum corda» (Ввысь сердца). |
Andante maestoso, non troppo lento/ E-dur |
Одна из самых древних частей христианского богослужения. |
«Годы странствий» - этот фортепианный цикл Ференца Листа, в котором нашло отражение всё то, что будоражило творческое воображение композитора во время его длительных путешествий по разным странам. Этот шедевр и в нынешнее время считается уникальным созданием, входящим в мировую сокровищницу не только пианистической, но и всей музыкальной литературы.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями: